Решение б/н Решение по делу по признакам нарушения закона о защите конку... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 1

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при участии представителей АНО «Культурно-досуговый центр «Возрождение русских традиций», Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае <…>, рассмотрев дело № 8-01/218, возбужденное в отношении  Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю,  Территориального управления  Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило на рассмотрение заявление прокуратуры Хабаровского края по вопросу организации деятельности платной автопарковки в защитном сооружении  (объекте гражданской обороны) - здании, расположенном по ул. Летной, д.1А в г. Хабаровске, переданном 19.03.2012  АНО «Культурно-досуговый центр «Возрождение русских традиций» Главным управлением МЧС России по Хабаровскому краю по договору аренды №0756.

Определением от 30.10.2012 заседание Комиссии откладывалось в связи с привлечением в качестве ответчика Территориального управления  Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и необходимостью получения дополнительных документов.

Определением от 04.12.2012 заседание Комиссии откладывалось в связи с непредоставлением АНО «Культурно-досуговый центр «Возрождение русских традиций» истребуемых документов и необходимостью получения дополнительных сведений.

В заседании Комиссии директор АНО «КДЦ «Возрождение русских традиций» пояснил, что в указанном здании планируется открыть спортивные секции (бокс, борьба), цех резьбы по дереву для детей и подростков, в том числе инвалидов, до 18 лет, дети будут заниматься бесплатно. Администрация города Хабаровска выделила деревообрабатывающий станок. Никакую деятельность организация в арендуемом помещении не ведет, так как требуется ремонт всех помещений. Акт приемки-передачи гаража-стоянки от 26.08.2011 подписывался для целей проведения оценки имущества для расчета арендной платы, для вывоза мусора. 27.12.2012 получено экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» о возможности размещения в арендуемом защитном сооружении гаража-стоянки картингов и мототехники.

Из письменных пояснений Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю от 30.10.2012 №110-62, поддержанных его представителем в заседании Комиссии,  следует, что управление не может быть субъектом вменяемого правонарушения, поскольку не является собственником имущества. Имущество некоммерческой организации передано на основании пункта 4 части 1 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции. Акт приемки-передачи гаража-стоянки от 26.08.2011 не подписывался. Принадлежность подписи пояснить затруднилась.

Представитель ТУ Росимущества в Хабаровском края пояснил, что решение о передаче имущества некоммерческой организации в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции принято после изучения учредительных документов АНО «КДЦ «Возрождение русских традиций», поскольку некоммерческая организация деятельность, приносящую доход, не осуществляет. Добавил, что защитное сооружение является собственностью Российской Федерации и передано на праве оперативного управления Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю. Данный объект является объектом гражданской обороны, его эксплуатация регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2005 №575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» и приказом МЧС от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». Договор аренды №0756 заключен 19.03.2012, фактическое исполнение договора началось с 13.03.2012 , т.е. с подписания акта приема-передачи здания гаража-стоянки, в связи с чем акт приема-передачи от 26.08.2011 не имеет юридической силы и не может влиять на права и обязанности сторон договора.

Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации  могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные прав и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ (пункт 3  статьи 214 ГК РФ). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют, в частности, государственную казну Российской Федерации (пункт 4 статьи 214 ГК РФ). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном законом порядке (пункт 5 названной статьи).

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 11.07.2004 №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, в частности, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

МЧС России в пределах своей компетенции осуществляет методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области.

Согласно приказу МЧС России от 06.08.2004 №372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Территориальный орган МЧС России участвует в методическом руководстве созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организации радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также осуществляет контроль в этой области.

Распоряжением Территориального управления Росимущества в Хабаровском крае от 19.12.2008 №2349 здание ИТМ с использованием под гараж-стоянку, расположенное по ул. Летной, №1а, в г. Хабаровске, закреплено на праве оперативного управления за Главным управлением МЧС России по Хабаровскому краю. Из технического паспорта  следует, что назначение данного подземного объекта недвижимости – защитное сооружение, убежище, вид использования – гараж-стоянка (литер А), состоящее из тамбуров, гаражей, коридоров, подсобных помещений, вентиляционных шахт, агрегатных помещений, имеется один кабинет.

Как установлено статьей 608 ГК РФ, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В соответствии с частью 1 статьи17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления,  возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в частях 1 и 3 указанной статьи случаев.

В силу пункта 3 части 3 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 указанной статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Статьей 15 поименованного закона федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Исходя из изложенного, Комиссия отклоняет доводы Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю о неприменении к нему статьи 15 Закона о защите конкуренции.

19.03.2012 арендодателем Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее – ГУ МЧС России по Хабаровскому краю) (от имени собственника договор подписан Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае) с автономной некоммерческой организацией «Культурно-досуговый центр «Возрождение русских традиций» заключен договор №0756 о передаче в аренду защитного сооружения гражданской обороны -подземного здания гаража-стоянки площадью 2034,4 кв.м., расположенного по ул. Летной, д.1а, в г. Хабаровске. Срок действия договора определен с 13.03.2012 по 12.03.2022. Акт приема-передачи имущества подписан арендодателем и арендатором  13.03.2012. Договор зарегистрирован в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю 15.05.2012. Указанный договор заключен на основании пункта 4 части 1 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции для осуществления деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1. Закона о некоммерческих организациях (пункт 1 договора).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1. Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях).

 В данном случае для передачи государственного имущества без проведения торгов и без предварительного письменного согласия антимонопольного органа, но с применением пункта 4 части 1 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции, необходимо соблюсти два условия: некоммерческая организация должна быть социально ориентированной и фактически осуществлять указанную деятельность.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных указанным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 названного закона.

Исходя из перечисленных в статье 31.1 Закона видов деятельности, социально ориентированные некоммерческие организации – это организации, специализирующиеся на социальной поддержке и защите граждан, помощи пострадавшим от стихийных бедствий и социальных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, подготовке населения к предотвращению несчастных случаев и к преодолению последствий стихийных бедствий,  профилактике социально опасного поведения, добровольчестве, образовании, науке, культуре, искусстве, здравоохранении, пропаганде здорового образа жизни, профилактике и охране здоровья граждан физической культуре и спорте, содействии духовному развитию личности и тому подобной благотворительности, а также охране и заботе об окружающей среде, памятных местах и защите животных.

Из устава АНО «КДЦ «Возрождение русских традиций» следует, что целями деятельности организации являются предоставление услуг в области культуры, физической культуры и спорта, направленных на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан. Согласно уставу организация осуществляет в том числе виды деятельности по организации досуга и условий для массового отдыха, проведению физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий; по организации и проведению праздников, концертов, карнавальных шествий, конкурсно-игровых программ; студии звуко- и видеозаписи;  в области фотографии; прокат русских национальных костюмов, музыкального оборудования; по организации и постановке театральных представлений, концертов, деятельность ансамблей, театральных трупп, групп музыкантов; производство, приобретение, экспорт-импорт, распространение печатных изделий, аудио- и видеоматериалов, направленных на возрождение культурно-исторических традиций, иных предметов культурно-исторического и интеллектуально-нравственного назначения и т.д.

В заседании Комиссии директор АНО «КДЦ «Возрождение русских традиций» первоначально сообщил, что в переданном в аренду здании гаража-стоянки планируется исключительно для детей и подростков в возрасте до 18 лет организовать занятия в спортивных секциях (борьба, бокс) и мастерских (резьба по дереву).  Вместе с тем документов осуществления данной деятельности в арендуемом помещении им не представлено.

В последующих заседаниях Комиссии директор изменил свои пояснения и указал, что в спорном помещении будет размещаться стоянка картингов и мототехники, в подтверждение представил экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» от 27.12.2012.

Исходя из пояснений директора некоммерческой организации, имеющихся в материалах дела документов, Комиссия  приходит к выводу, что арендатором деятельность, направленная на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также предусмотренные статьей 31.1. Закона о некоммерческих организациях виды деятельности, под осуществление которых предоставлено  в аренду здание гаража-стоянки, фактически не осуществляются, в связи с чем в данном случае применение пункта 4 части 1 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции безосновательно.

Из акта проверки ТУ Росимущества в Хабаровском крае от 19.09.2011 фактического состояния защитного сооружения, расположенного по вышеуказанному адресу следует, что данный объект является объектом гражданской обороны и подземным гаражом, внутри которого находится действующая платная автостоянка.

В ходе рассмотрения дела ТУ Росимуществом в Хабаровском крае представлены документы, в числе которых имеется акт приемки-передачи от 26.08.2011 государственного недвижимого имущества – ИТМ «Гараж-стоянка» площадью 2034,4 кв.м., в соответствии с которым Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю передает, а АНО «КДЦ «Возрождение русских традиций» с 01.09.2011 принимает данный объект. К данному акту также приложен договор аренды федерального имущества без номера и без даты. Указанные документы подписаны Главным управлением МЧС России по Хабаровскому краю и от АНО «КДЦ «Возрождение русских традиций». В заседании Комиссии представитель Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю заявила, что данные акт и договор их представителем не подписывались. Однако представитель АНО «КДЦ «Возрождение русских традиций» не отрицал, что указанный акт подписан им собственноручно (данные документы также заверены печатью некоммерческой организации, подпись и печать идентичны подписи и печати на документах, направляемых в Хабаровское УФАС России в связи с рассмотрением настоящего дела).

Указанные факты могут свидетельствовать о том, что на дату проведения проверки 19.09.2011 действовавшая платная автостоянка в спорном помещении организована и используется АНО «КДЦ «Возрождение русских традиций».

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 1 поименованного закона).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции его действие распространяется на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

При этом хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения дела установлено, что АНО «КДЦ «Возрождение русских традиций» деятельность, приносящую доход, не осуществляет, соответственно, не является хозяйствующим субъектом в понятии названного закона.

Учитывая данное обстоятельство, положения Закона о защите конкуренции к рассматриваемым отношениям не могут быть применены, в связи с чем в силу статьи 48 названного закона рассмотрение дела подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела №8-01\218 прекратить в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю,  Территориального управления  Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны