Решение б/н Решение по делу № 8-01/25 от 13 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе <….>,

в присутствии представителей:

ООО «Техноавиа-Хабаровск» - <…>,

ПАО «ФСК ЕЭС» - <…>

рассмотрев жалобу ООО «Техноавиа-Хабаровск» на действия Филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Востока при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договоров на поставку спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты для нужд предприятий МЭС Востока, материалы дела 8-01/25,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Техноавиа-Хабаровск» на действия Филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Востока при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договоров на поставку спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты для нужд предприятий МЭС Востока.

Из жалобы общества следует, что данная закупка согласно требованиям закупочной документации должна проводится только среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Заказчиком неправомерно допущено к участию в закупке ООО «Восток-Сервис-Амур» в связи с несоответствием требованиям закупочной документации, так как данный участник не является субъектом малого и среднего предпринимательства.

Представителя заявителя в заседании Комиссии доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Организатор закупки в представленном отзыве и его представители в заседании комиссии доводы жалобы отклонили, пояснив, что закупочная документация оформлена в соответствии с Законом № 223-ФЗ и Положением о закупках, содержит всю необходимую информацию для подготовки участником заявки и в ней отсутствовало ограничение о проведении закупки исключительно среди субъектов мало и среднего предпринимательства. При проведении закупки на общих основаниях предоставление участниками выписки из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства либо декларации о соответствии критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства позволяет выявлять указанные субъекты и своевременно учитывать закупки с их участием согласно требованиям законодательства для отражения информации в единой информационной системе. Поставка спецодежды и средств индивидуальной защиты не входит в перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется среди субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенный заказчиком на официальном сайте в единой информационной системе.

Жалоба рассматривается Комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заслушав заявителей, представителей организатора закупки, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующим выводам.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

Пунктами 1, 2, 3, 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о закупке должны быть помимо прочего указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

По смыслу приведенной нормы закупаемые заказчиком товары, работы, услуги в их качественных, технических, ценовых и иных характеристиках прежде всего должны соответствовать потребностям заказчика и такая потребность Законом № 223-ФЗ не ограничена.

Частью 3.1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что план закупки товаров, работ, услуг заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.

Согласно пунктам 8, 9, 10 постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (вместе с «Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», «Требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства») установлено, что для проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 указанного Положения заказчики обязаны утвердить перечень. При этом допускается осуществление закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, у любых лиц, указанных в части 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства. Перечень составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ). Заказчик размещает перечень в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд или до ввода в эксплуатацию единой информационной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд ПАО «ФСК ЕЭС», утвержденного решением Совета директоров ПАО «ФСК ЕЭС» № 279 от 24.07.2015 (далее – Положение), в случае установления Правительством Российской Федерации приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, с учетом таможенного законодательства Таможенного союза и международных договоров Российской Федерации, а также особенности участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства, заказчик включает соответствующее условие в документацию о закупке в требуемом объеме (п. 4.6.3).

Пунктом 9.9.4.1 Положения установлено, что в случае закупки продукции, предусмотренной реестром товаров, работ, услуг (утверждённым внутренним ОРД Общества и размещённым на официальном сайте общества, в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - после ввода в эксплуатацию соответствующего раздела в единой информационной системе), приобретение товаров, работ и услуг проводится путём проведения соответствующей процедуры закупки, предусмотренной настоящим Положением только с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.

В случае если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не превышает 50 миллионов рублей и указанные товары, работы, услуги включены в реестр товаров, работ, услуг, указанный в п. 9.9.4.1 настоящего Положения, заказчик обязан осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 9.9.4.2).

01.12.2017 ПАО «ФСК ЕЭС» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31705819196 о проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договоров на поставку спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты для нужд предприятий МЭС Востока по лотам №№ 1, 2, 3, закупочная документация. Срок подачи заявок установлен до 12.12.2017, рассмотрение заявок - 12.12.2017, подведение итогов – 29.12.2017. Начальная (максимальная) цена договора – по лоту № 1 – 1243094,00 руб., по лоту № 2 – 2191534,00 руб., по лоту № 3 – 2408975,00 руб. (с учетом НДС).

В извещении - документации о закупке отсутствует указание на проведение закупки исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, закупка проводилась на общих основаниях для всех участников.

Материалами дела установлено, что спорная закупка не входит в реестр товаров, работ, услуг, размещённый в единой информационной системе, приобретение которых проводится только с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.

  • части 19 статьи 4 Закона № 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе: сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи; сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с закупочной документацией участник в составе своей заявки в числе прочего должен предоставить выписку в форме электронного документа из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенного на сайте ФНС РФ и содержащую информацию о поставщике. В случае отсутствия сведений о поставщике в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в состав заявки необходимо включить Декларацию о соответствии поставщика критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (Приложение 4) (п. 13.7), что не противоречит требованиям закона и служит для регулирования учета закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пунктам 15, 18 документации о закупке заявка должна быть оформлена по форме, приведенной в Приложении 2 к документации, и быть действительной не менее чем в течение 60 дней с момента вскрытия заявок. Заявка должна быть подписана лицом, имеющим право в соответствии с законодательством Российской Федерации действовать от лица контрагента без доверенности, или надлежащим образом, уполномоченным им лицом на основании доверенности (далее - уполномоченного лица). Предложение также должно быть скреплено печатью контрагента. В случае если поставщиком является физическое лицо, то заявка должна быть им подписана собственноручно, или надлежащим образом, уполномоченным им лицом на основании доверенности. При нарушении этих требований участник, по решению закупочной комиссии, может быть не допущен к участию в запросе цен.

Заказчик в срок до 20 рабочих дней с момента окончания приема заявок участников определит победителя. Единственным критерием для определения победителя является наименьшая цена заявки при условии соответствия самой заявки и предлагаемой продукции (услуги) условиям настоящего запроса цен. Оценка заявок участников осуществляется по окончательной цене (независимо от системы налогообложения) (п. 25).

На участие в закупке по лоту № 1 поданы заявки ООО «Восток-Сервис Амур», ООО РЦ «Охрана труда», по лоту № 2 – ООО «Восток-Сервис-Амур», ООО РЦ «Охрана труда», ООО «Техноавиа- Владивосток», по лоту № 3 – ООО «Восток-Сервис-Амур», ООО РЦ «Охрана труда», ООО «Техноавиа-Хабаровск». По лотам №№2, 3 отклонена заявка ООО РЦ «Охрана труда» в связи с не предоставлением к моменту вскрытия заявок образцов спецодежды, спецобуви и СИЗ входящих в номенклатуру закупки для проведения экспертизы их качества и проверки на соответствие техническим требованиям (п.13.9 Документации по запросу цен). Заявки остальных участников признаны соответствующими требованиям закупочной документации (протоколы по лотам №№2, 3 от 16.01.2018).

В составе заявок участников закупки представлены все требуемые документацией документы.

ООО «Восток Сервис-Амур» в составе заявки представлена составленная в соответствии с Приложением 4 к документации требуемая Декларация о соответствии поставщика критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, в которой указано, что общество не удовлетворяет критериям отнесения организации к субъектам малого и среднего предпринимательства, что не противоречит требованиям документации.

Учитывая, что ООО «Восток Сервис-Амур» в результате переторжки по лоту № 3 предложена минимальная цена исполнения договора, в составе его заявки представлены все требуемые документы, закупочной комиссией обоснованно принято решение о признании общества победителем.

Пунктом 10 части 1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Пунктом 4.3.1 Положения установлены права потенциального участника, в которые, в числе прочего, входит подача заявки на участие в закупке, получение от организатора закупки исчерпывающей информации по предмету закупки и разумно достаточной для подготовки заявки, обращение к организатору закупки с вопросами о разъяснении документации о закупке.

  • 6.3.2 Положения установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные настоящим Положением, в том числе - формы, порядок, срок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Пунктом 20 закупочной документации установлено, что разъяснения настоящего извещения о проведении запроса цен не предусматривается. Предполагается, что участник запроса цен изучит все инструкции, формы, условия, технические условия и другую информацию, содержащуюся в документации по запросу цен. Никакие претензии к организатору запроса цен не будут приниматься на том основании, что участник запроса цен не понимал какие-либо вопросы. Неполное представление информации, запрашиваемой в документации по запросу цен, или же подача заявки, не отвечающей требованиям документации по запросу цен, представляют собой риск для участника и может привести к отклонению его заявки (п. 30).

Указанные положения закупочной документации нарушают требования пункта 10 части 1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ и пункта 6.3.2 Положения.

Частью 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В связи с тем, что указанное нарушение не является доводом жалобы заявителя, Комиссией решено передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Техноавиа-Хабаровск» на действия Филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Востока при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договоров на поставку спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты для нужд предприятий МЭС Востока (извещение № 31705819196) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны