Решение б/н Решение по жалобе Благотворительного фонда "София" на действ... от 3 января 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 6

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного в присутствии представителей Благотворительного фонда «София», ООО «Центр антикризисного управления», в отсутствии представителей Государственного автономного учреждения Амурской области «Областной центр развития спорта» (уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела явку своего представителя в заседание комиссии не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (письмо от 21.02.2012 № 01-07-147)), рассмотрев дело № 8-01/566 по признакам нарушения ООО «Центр антикризисного управления» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба Благотворительного фонда «София» на действия ООО «Центр антикризисного управления» при проведении электронного аукциона по продаже имущества ООО «Россия». Фондом обжалуется отказ в допуске к участию в аукционе, по причине непредставления в составе аукционной заявки заключенного с организатором торгов договора о задатке.

В заседании комиссии представитель фонда в полном объеме поддержала доводы жалобы, указав, что порядок проведения аукциона установлен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2010 № 54, пункт 4.7 которого допускает возможность направления задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, без представления подписанного договора о задатке. Платежным поручением фонд внес денежные средства на счета, указанные в извещении о проведении торгов, в связи с чем отказ в допуске к участию в торгах является неправомерным.

Представитель ООО «Центр антикризисного управления» с доводами заявителя не согласился, мотивировав свою позицию неприменением к рассматриваемым отношениям приказа Минэкономразвития России от 15.02.2010 № 54. Считает отказ в допуске к участию в аукционе фонда соответствующим статьям 12, 110  Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ), в силу которых организатор торгов устанавливает требования к содержанию заявки, несоблюдение которых влечет отказ в допуске к участию в торгах. В извещении о проведении аукциона указано на необходимость предоставления в составе аукционной заявки заключенного с организатором торгов договора о задатке. Фондом такой договор не представлен.

Комиссия, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующему выводу.

Решением арбитражного суда Амурской области от 22.12.2010 по делу А04-942/2009 ООО «Россия» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком до 22.06.2011.

 

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона № 127-ФЗ продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона.

Из пункта 3 статьи 111 указанного закона следует, что на торгах в электронной форме в частности подлежит продаже недвижимое имущество должника.

В качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника (пункт 8 статьи 110 Закона № 127-ФЗ).

12.11.2011 в газете «Коммерсантъ» № 212 опубликовано извещение о проведении открытого электронного аукциона по продаже имущества ООО «Россия». На торги выставлено здание котельной, помещение бани, здание общежития, расположенные в г. Благовещенске Амурской области. Начальная цена продажи имущества 2790000,00 руб. Аналогичное извещение размещено на сайте www.utender.ru в сети Интернет. Организатором торгов является ООО «Центр антикризисного управления».

Из извещений о проведении аукциона следует, что претендентами на заключение договора купли-продажи имущества должника признаются юридические и физические лица, которые могут быть признаны покупателями по законодательству Российской Федерации, своевременно подавшие заявку необходимой формы и иные необходимые документы, заключившие договор задатка и перечислившие задаток в срок до 15.12.2011 включительно, в размере 10 % от начальной цены лота по реквизитам: ОАО «Азиатско-тихоокеанский Банк» БИК 041012765 кор/счет 30101810300000000765 р/счет 40702810700000078301, получатель ООО «Россия». Поступление задатка подтверждается выпиской со счета. Претендент приобретает статус участника с момента оформления протокола о признании его участником торгов. Участники торгов оформляют заявку и прикладывают к ней необходимые документы в соответствии с требованиями пункта 11 статьи 110 Закона № 127-ФЗ. Победителем торгов признается участник, предложивший на торгах наиболее высокую цену за лот. Итоги торгов проводятся в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 № 54 и Регламентом проведения открытых торгов в электронной форме на электронной торговой площадке «UTender». Последний срок подачи заявок на участие в торгах 15.12.2011 включительно.

В соответствии с протоколом определения участников торгов от 15.12.2011 на участие в аукционе поданы заявки Благотворительного фонда «София», Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Амурской области «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва», Государственного автономного учреждения Амурской области «Областной центр развития спорта».

К участию в торгах допущены Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Амурской области «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва», Государственное автономное учреждение Амурской области «Областной центр развития спорта». Благотворительному фонду «София» отказано в допуске к участию в торгах по основанию «комплект документов не представлен организатору торгов в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 № 54, договор о задатке не заключен с организатором торгов». Иных оснований отказа в допуске к участию в торгах протокол не содержит.

В результате проведенного аукциона победителем торгов признано Государственное автономное учреждение Амурской области «Областной центр развития спорта» с ценовым предложением 3069000,00 руб. (протокол о результатах проведения открытых торгов от 16.12.2011 № 1).

Информационное сообщение о проведении торгов по продаже имущества должника в силу пункта 10 статьи 110 Закона № 127-ФЗ должно содержать сведения о размере задатка, сроках и порядке внесения задатка, реквизитах счетов, на которые вносится задаток.

В соответствии с пунктом 11 статьи 110 Закона № 127-ФЗ заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица); фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица); номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

К заявке на участие в торгах должны прилагаться копии следующих документов: выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица); документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Пунктом 12 статьи 110 Закона № 127-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в допуске к участию в торгах: заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов; представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны; поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Требования к электронным площадкам, требования к операторам электронных площадок, требования к обеспечению ответственности операторов электронных площадок, в том числе в форме предоставления банковской гарантии, порядок проведения торгов в электронной форме и порядок подтверждения соответствия участников торгов требованиям, установленным при проведении закрытых торгов, утверждаются регулирующим органом (пункт 20 статьи 110 Закона № 127-ФЗ).

Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 № 54 утвержден Порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве. Приказ зарегистрирован в Минюсте России 18.05.2010 № 17258.

Доводы ответчика о неприменении указанного приказа к проведенному аукциону комиссией отклоняются, так как приказ принят уполномоченным органом в силу прямого указания Закона № 127-ФЗ и устанавливает порядок проведения таких аукционов.

В соответствии с пунктом 4.3 Порядка заявки на участие в торгах должна содержать: а) обязательство участника открытых торгов соблюдать требования, указанные в сообщении о проведении открытых торгов; б) действительную на день представления заявки на участия в торгах выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), действительную на день представления заявки на участие в торгах выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копию решения об одобрении или о совершении крупной сделки, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника открытых торгов приобретение имущества (предприятия) или внесение денежных средств в качестве задатка являются крупной сделкой; в) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, адрес электронной почты, идентификационный номер налогоплательщика; г) копии документов, подтверждающих полномочия руководителя (для юридических лиц); д) сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя арбитражного управляющего, а также сведения о заявителе, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий; е) предложение о цене имущества (предприятия) должника в случае проведения торгов в форме конкурса.

Для участия в открытых торгах заявитель представляет оператору электронной площадки в электронной форме подписанный электронной цифровой подписью заявителя договор о задатке. Заявитель вправе также направить задаток на счета, указанные в сообщении о проведении торгов без представления подписанного договора о задатке. В этом случае перечисление задатка заявителем в соответствии с сообщением о проведении торгов считается акцептом размещенного на электронной площадке договора о задатке (пункт 4.7 Порядка).

Пунктом 5.3 Порядка установлены основания принятия решения об отказе в допуске заявителя к участию в торгах: 1) заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным настоящим Порядком; 2) представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; 3) поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

При этом содержание оснований отказа в допуске к участию в торгах, установленных пунктом 5.3 Порядка, аналогично содержанию оснований отказа в допуске к участию в торгах, установленных пунктом 12 статьи 110 Закона № 127-ФЗ.

Изучив заявку на участие в аукционе Благотворительного фонда «София» комиссия установила, что в ее составе представлены: обязательство фонда соблюдать требования, указанные в сообщении о проведении торгов, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.12.2011 № 208В/2011, фирменное наименование, сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, фамилии, имени, отчестве, паспортных данных руководителя фонда, номере контактного телефона, адресе электронной почты, решения единственного участника (учредителя) фонда №№ 1, 6, приказ о вступлении в должность № 1, сведения об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему, платежное поручение от 06.12.2011 № 747 о перечислении задатка в сумме 279000,00 руб. на счет, указанный в сообщении о продаже имущества.

Поступление аукционной заявки оператору электронной площадки подтверждается электронным сообщением от 14.12.2011, представленным заявителем в материалы дела в виде выкопировки с сайта электронной почты в сети Интернет.

При рассмотрении дела представитель ответчика не отрицал поступление заявки фонда и перечисленных документов, также не отрицал поступление в установленный срок внесенного фондом задатка на счет, указанный в извещении о продаже имущества. Не отрицалось представителем ответчика и то обстоятельство, что единственным основанием для отказа в допуске к участию в торгах фонда явилось непредставление заключенного договора о задатке. К иным документам, представленным фондом в составе заявки, организатор торгов претензий не имеет.

Из приведенных выше норм права следует, что претенденту на участие в торгах по продаже имущества должника предоставлено право самостоятельного выбора способа внесения задатка посредством заключения договора о задатке либо направления средств на счета, указанные в сообщении о продаже имущества. Фактором, определяющим соблюдение претендентом требования о внесении задатка, является поступление в установленный срок средств на соответствующие счета.

Перечисление задатка без заключения договора считается акцептом размещенного на электронной площадке договора о задатке, в связи с чем непредставление в составе аукционной заявки подписанного договора не может являться самостоятельным основанием для отказа в допуске к участию в торгах.

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Когда в оферте определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока (статья 440 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что на сайте электронной торговой площадке «UTender» размещен проект договора о задатке, подписанный электронной цифровой подписью, срок для перечисления задатка установлен до 15.12.2011 включительно.

Фонд своим платежным поручение от 06.12.2011 № 747 внес денежные средства по реквизитам: ОАО «Азиатско-тихоокеанский Банк» БИК 041012765 кор/счет 30101810300000000765 р/счет 40702810700000078301, получатель ООО «Россия», в сумме 279000,00 руб. в качестве задатка для участия в торгах о продаже имущества ООО «Россия», следовательно, в силу статей 438, 440 Гражданского кодекса Российской Федерации договор о задатке между ООО «Центр антикризисного управления» и фондом считается заключенным.

Установив такие обстоятельства, комиссия приходит к вводу об отсутствии у организатора торгов правовых оснований для отказа в допуске к участию в торгах Благотворительного фонда «София».

Частью 1 статьей 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В данном случае, незаконное решение организатора торгов об отказе в допуске к участию в аукционе Благотворительного фонда «София» исключило возможность фонда в равных, конкурентных условиях претендовать на заключение договора купли-продажи выставленного на торги имущества путем участия в аукционе, привело к ограничению конкуренции между участниками торгов, существенным образом повлияло на результат проведенных торгов, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно подпункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства комиссия разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.

Государственным автономным учреждением Амурской области «Областной центр развития спорта» (победитель аукциона) представлен договор купли-продажи имущества от 19.12.2011. Учитывая, что в данном случае законом не предусмотрена возможность расторжения договора в административном порядке, комиссия решила предписание по делу не выдавать.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Центр антикризисного управления» при проведении аукциона по продаже имущества ООО «Россия», выразившиеся в отказе в допуске к участию в аукционе Благотворительного фонда «София» нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. Предписание ООО «Центр антикризисного управления» не выдавать.

3. Хабаровскому УФАС России обратиться в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании результатов указанных торгов и заключенного по результатам торгов договора купли-продажи имущества недействительными.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны