Постановление б/н Постановление о привлечении к ответственности ОАО "Газпромба... от 2 мая 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  4

о наложении штрафа по делу №  4-05/132

 об административном правонарушении

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 11 декабря 2012 года и материалы дела № 4-05/132 об административном правонарушении, в отношении «Газпромбанк» (ОАО) в связи с распространением наружной  рекламы финансовых услуг. Дело рассмотрено в присутствии представителей «Газпромбанк»

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 02 октября 2012 года  отслежена наружная реклама  «Газпромбанк» (ОАО), распространяемая в г. Хабаровске на проспекте 60 лет Октября (район  развязки пр-т 60 лет Октября  – ул. Карла Маркса), ул. Краснореченская (район института Культуры), следующего содержания:

  - крупным шрифтом:

«Газпромбанк. 8, 75%; 8, 50%; 8, 25%; 8, 00%. Вклад «Личное достижение». Ваш финансовый результат растет с каждым Вашим успехом.  Ул. Тургенева, 46 (4212) 41-69-41. В МАСШТАБАХ СТРАНЫ, В ИНТЕРЕСАХ КАЖДОГО. www/gazprombank.ru».

- мелким шрифтом (3 см):

«Валюта вклада - российские рубли. Сумма вклада - от 100 000 российских  рублей. Срок вклада – 367 дней.  Процентная ставка   зависит  от суммы ежедневного остатка денежных средств на счете по вкладу  и составляет: 8,00 % (от 100 000,00 до  999 999,99 рублей);  8,25% (от 1 000 000,00  до 2 999 999,99 рублей); 8,50% (от 3 000 000,00  до  9 999 999,99 рублей); 8,75% (от 10 000 000,00 рублей). Открытие счета по складу осуществляется  с 23 апреля по 31 декабря 2012 г. включительно. На счет по вкладу принимаются дополнительные взносы, увеличивающие сумму вклада. Сумма дополнительного взноса не ограничена. Прием дополнительных взносов осуществляется в течение 6 месяцев  (180 календарных дней) с даты открытия счета по вкладу (включительно). Расходные операции по счету вклада не осуществляются. Проценты начисляются на сумму вклада, включая дополнительные взносы, за каждый календарный день из расчета ставки, установленной ГПБ (ОАО) по данному вкладу.  Проценты выплачиваются путем причисления к сумме вклада в последний рабочий день каждого календарного квартала и в день окончания срока вклада.  При досрочном востребовании вклада проценты на сумму вклада, включая дополнительные взносы, за период, прошедший со дня последней выплаты процентов по день досрочного возврата вклада включительно, начисляются и выплачиваются из расчета процентной ставки по вкладу «До востребования», действующей в ГПБ (ОАО) на дату выплаты вклада. При невостребовании вкладчиком вклада в день окончания срока сумма вклада с причитающимися процентами переводится на счет по вкладу «До востребования», открытый в ГПБ (ОАО) на имя Вкладчика, а счет по вкладу закрывается.  Вкладчик оплачивает услуги Банка, связанные  с  осуществлением операций по счету вклада (кроме взыскания сумм по исполнительным документам), в соответствии с тарифами Банка по операциям физических лиц, с которыми можно ознакомится на сайте ГПБ (ОАО). ГПК (ОАО). Генеральная лицензия ЦБ РФ № 354. Реклама».

Срок распространения рекламы с 01 сентября  по 31 октября 2012 года.

Кроме того, указанная реклама распространялась в г. Хабаровске по адресам:

ул. Карла Маркса, 107;

Карла Маркса – ул. Ленинградская;

Уссурийский бульвар – ул. Пушкина;

ул. Калинина (м-н «Пересвет»);

ул. Оборонная, 15 (авторынок);

ул. Ким –  Ю – Чена   - Льва Толстого.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц  и целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы не только на выбор услуги, а главное на условия выгодного  накопления денежных средств путем депозитного вклада. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада на определенных рекламой условиях (воспринимаемая информация) -  «8%; 8, 25; 8, 5%; 8, 75% годовых».

Создавая условия возможности по заключению  договоров, реклама стимулирует население для обращения  в кредитную организацию для заключения договора банковского вклада.

В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

            К условиям, влияющим на сумму  доходов, относятся: минимальная  сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной   ставки внутри срока договора,  процентная ставка при досрочном  востребовании вклада, периодичность выплаты процентов по вкладу,  начисление процентов по вкладу в случае полного или частичного востребования вклада до истечения срока договора, иные условия, если их включение в  договор  может повлиять на сумму денежных средств, которую вкладчик должен получить по договору вклада.

В данной рекламе  «Газпромбанк» (ОАО) указывает такие условия договора, как процентные ставки по вкладу.

Указанную в рекламе минимальную процентную ставку 8% можно получить при вложении 100 000  рублей  при сроке  367 дней.

В содержании рекламы вклада «Личное достижение», распространяемой на средствах наружной рекламы, содержится указание на условия договора по вкладу.

Необходимая информация нанесена на баннеры наружной рекламы мелким шрифтом, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять информацию о сумме, валюте, срок вклада и это вводит потребителя в заблуждение, что при пользовании обозначенной услугой возможно вложение любой суммы, на  любой  срок под ставку от 8%.

Также, реклама не позволяет определить о какой  валюте  вклада  идет речь,  так как,  указание в ней только одного условия –  процентной ставки без указания валюты вклада, является неполной информацией по условиям, влияющим на окончательную сумму доходов, которую рассчитывает получить вкладчик при заключении договора по любому виду вклада.

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения  или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

На рекламных щитах, информация, размещенная в правой  части рекламы, недоступна, так как размер шрифта маленький. Для пассажиров и водителей движущегося транспорта время считывания рекламной информации  ограничено и, следовательно, информация, нанесенная на баннер мелким шрифтом, также недоступна для восприятия.

Информация о существенных условиях вклада  выполнена столь мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, что делает невозможным ее восприятие и вводит потребителя в заблуждение относительно условий по рекламируемому вкладу.

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации обо всех условиях договора банковского вклада, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями, так как размер шрифта очень маленький и исключена возможность максимального приближения к ней потребителя (рекламные конструкции формата 3м на 6 м высотой  3м и более).

Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста наружной рекламы.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей (написана крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы банковских услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях вклада, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

Кроме того:

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама  банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица наименование, для индивидуального предпринимателя  - фамилию, имя, отчество).

В рекламе присутствует наименование банка, но оно выполнено мелким нечитаемым шрифтом, в связи с чем, является недоступным для восприятия.

Таким образом, наружная реклама вклада   «Газпромбанк» (ОАО) противоречит части 7 статьи  5, части 1, пункту 2 части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В процессе рассмотрения дела представители банка не согласились с выявленным нарушением, указав, что вся  необходимая информация присутствует в рекламе, в связи с чем, просили прекратить дело за отсутствием события правонарушения.

Данный довод не принимается по вышеизложенным основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является «Газпромбанк» (ОАО)  Данный факт подтверждается  письмами: ООО «Опен Медиа Хаус» от 12. 10. 2012 (вход. № 5/1688),  ООО «Иммедиа Холдинг» от 18.10. 2012 года (вход. № 5/8464).

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать «Газпромбанк» (ОАО) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  14.3. КоАП РФ.

2. Применить к «Газпромбанк» (ОАО) меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 100 000   (ста тысяч)  рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКАТО 08401000000.

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа надлежит представить в Хабаровское УФАС России  надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Связанные организации

Связанные организации не указаны