Решение №ЛИ/7419/24 Решение по отслеженной Хабаровским УФАС России 13 мая 2024 г... от 10 июля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 027/05/5-681/2024
10 июля 2024 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции
рассмотрев дело № 027/05/5-681/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения – ИП *рекламы, нарушающей требования пункта 1 части 2, пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в отсутствие ИП *, надлежащим образом извещенной о дате, месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении контрольного (надзорного) мероприятия за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 13 мая 2024 года отслежена реклама: «ЕСЛИ МЯСО, ТО ТОЛЬКО У НАС. Вкусно, сытно, мощно, свежо, лучшие цены, отменное качество, выбирай нас, продукты с душой, свежее мясо, полуфабрикаты, натуральные продукты », распространяемая на фасаде торгового киоска (магазина) «ХОТУ АС», расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Льва Толстого (недалеко от остановки пассажирского автобуса маршрута № 29 «Центральный продовольственный рынок»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из содержания вышеуказанной информации следует, что таковая по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (магазину «ХОТУ АС»), формирование и поддержание интереса к нему и реализуемой в нем, в том числе, мясной продукции.
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Из пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» следует, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Рассматриваемая фраза: «ЕСЛИ МЯСО, ТО ТОЛЬКО У НАС», содержит слово «только», которое с учетом значения данной частицы и места ее расположения, в тексте употребляется при ограничительном выделении из множества; соответствует по значению словам: исключительно, единственно («Толковый словарь русского языка Ефремова Т.Ф.»), то есть несет смысловую нагрузку, связанную с выражением превосходной степени. Фраза «ЕСЛИ МЯСО, ТО ТОЛЬКО У НАС» воспринимается буквально, при этом форма выражения рекламной информации исключает двусмысленность ее восприятия.
В рассматриваемой рекламе содержится некорректное сравнение, сопоставление исключительности услуг (товаров), предоставляемых магазином «ХОТУ АС» по отношению к другим участникам рынка (конкурентам).
Использованное в рекламе словосочетание «ЕСЛИ МЯСО, ТО ТОЛЬКО У НАС» предполагает, что рекламируемый таким способом товар (мясо) является эксклюзивным и должен быть востребованным с точки зрения его качества со стороны потребителей. Указанная реклама свидетельствует о том, что ни один другой магазин, реализующий мясную продукцию, не имеет таких качественных показателей относительно данной продукции.
На основании изложенного вышеназванная реклама содержит некорректное сравнение реализуемых услуг с аналогичными услугами других продавцов и является недобросовестной на основании пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Кроме того, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (пункт 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).
В рассматриваемой рекламе используется фраза: «Лучшие цены».
Поскольку информация о лучшей цене размещена непосредственно перед входом в магазин «ХОТУ АС», то она вызывает у потребителя ассоциацию именно с лучшей ценой на продукцию данного магазина.
Указанная фраза содержат определенную сравнительную характеристику, указывающую на преимущество магазина «ХОТУ АС», на его большую привлекательность для потребителей по сравнению с другими магазинами.
Данное словосочетание подразумевают, что цены на товары, предлагаемые к продаже в данном магазине, являются лучшими, чем цены на аналогичные товары в других магазинах города.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения требований пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара.
10 июля 2024 года ИП *представила в Хабаровское УФАС России письмо (вх. № 111092/24) об устранении нарушений требований рекламного законодательства Российской Федерации с приложений подтверждающих фотографий.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 1 части 2, пункта 4 части 3 статьи 5 Закона несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП *.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: ««ЕСЛИ МЯСО, ТО ТОЛЬКО У НАС. Вкусно, сытно, мощно, свежо, лучшие цены, отменное качество, выбирай нас, продукты с душой, свежее мясо, полуфабрикаты, натуральные продукты », распространяемую ИП * на фасаде торгового киоска (магазина) «ХОТУ АС», расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Льва Толстого (недалеко от остановки пассажирского автобуса маршрута № 29 «Центральный продовольственный рынок, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2, пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства ИП * не выдавать в связи с устранением нарушения в добровольном порядке .
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 10 июля 2024 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: