Решение №ТТ/2492/24 Решение по отслеженной Хабаровским УФАС России 14 февраля 2... от 13 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 027/05/7-221/2024

 

11 марта 2043 года                                                                                       г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

руководитель  управления;

Члены Комиссии:

начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

ведущий  специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 027/05/7-221/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения  ИП *  рекламы  с нарушением требований  пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие ИП *, извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела ,

                                                    

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России  14 февраля 2024 года  на фасаде  торгового киоска по продаже электронных сигарет, жидкостей и устройств  для курения, расположенного по ул.Льва Толстого  в г. Хабаровске  (на автобусной остановке «Дворец Профсоюзов ») отслежена  реклама табака, табачной продукции, курительных  принадлежностей: «Vapar shop. Военнослужащим и студентам скидка 10%» 

      Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама-это информация, распространенная  любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу  лиц и направленная  на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование  или поддержание интереса  к нему и его продвижение на рынке.

Информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и поддержания интереса   к магазину «Vapar shop»,  в котором предлагаются к продаже электронные сигареты, жидкости и устройства  для курения, формирует и поддерживает интерес к продавцу, специализирующемуся на реализации данной продукции, тем самым способствует его продвижению на рынке.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе» размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

      Распространенные в оконных проемах магазина «Vapar shop» обозначения: HQD IZI, Elf Bar  является названиями марок электронных сигарет.

Анализ размещенных в оконном проёме изображений указанного торгового павильона, показал, что помимо сведений, обязательных в силу размещения  закона, обычаев делового оборота (название магазина, режим работы), размещены сведения рекламного характера, а именно: сведения о скидке в размере 10% и обозначения наименований марок электронных сигарет.    Распространенная информация  направлена на привлечение внимания потребителей к деятельности торгового заведения  по продаже электронных сигарет, жидкостей и устройств  для курения, поддержания интереса к нему как к продавцу, так и к ассортименту  реализуемой им продукции.

Действие рассматриваемой рекламы  направлено на неограниченное количество  лиц (пешеходы, пассажиры, водители транспортных средств), в том числе  на тех, кто не может являться  потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку  размещение   рекламы табачной, продукции способом, обеспечивающим  ее свободно восприятие  (рекламная конструкция, размещенная вдоль проезжей части), делают  такую рекламу доступной для этих лиц.

          Учитывая специфику рекламируемого  магазина, имеющего  по профилю своей деятельности широкий ассортимент электронных сигарет, жидкостей и устройств  для курения, реклама формирует интерес потребителей к данной продукции.  Для потребителя  сочетание «Vapar shop. Военнослужащим и студентам скидка 10%» свидетельствует о возможности приобретения в данном магазине электронных сигарет, жидкостей и устройств  для курения вне зависимости от того есть ли в рекламе наименование или изображение такой продукции.

Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Действующим законодательством установлен запрет на привлечение внимания потребителей не только к товарам для курения, но и к продавцу таких товаров.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ  «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия.

      Пунктом 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что  не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотиносодержащей продукции, кальянов.

     Действующим законодательством установлен запрет  на привлечение внимания потребителей не только к товарам для курения, но и к продавцу таких товаров.

       Распространение рекламы продавца «Магазин «Vapar shop», предлагающего к продаже электронные сигареты, жидкости и устройства  для курения нарушает требования пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

Частями 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за нарушение требований  пункта 8 статьи 7  настоящего Федерального закона.

Установлено, что деятельность по реализации  сигарет, жидкостей и устройств  для курения в магазине, расположенного по ул.Льва Толстого  в г. Хабаровске  (на автобусной остановке «Дворец Профсоюзов») осуществляет ИП *.  

Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем рекламы  является ИП *.

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей  рекламу:  «Vapar shop. Военнослужащим и студентам скидка 10%» , распространенную ИП * на фасаде  торгового киоска по продаже электронных сигарет, жидкостей и устройств  для курения, расположенного по ул.Льва Толстого  в г. Хабаровске  (на автобусной остановке «Дворец Профсоюзов »),  поскольку в них нарушены требования пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП * обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации   об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации   (в трехмесячный срок).

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 

 

Члены Комиссии:                                                                          

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны