Решение №027/10/18.1-126/2021 Решение по жалобе ООО «ПИК-Эксперт» на действия ФБУ «Хабаров... от 26 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего  заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии:  начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,  ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

- ООО «ПИК-эксперт» - представители по доверенности,

- Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее – ФБУ «Хабаровский ЦСМ») – представители по доверенности от 14.01.2021,

рассмотрев жалобу ООО «ПИК-Эксперт» на действия ФБУ «Хабаровский ЦСМ» при проведении аукциона на право заключения договора на поставку программно-аппаратного комплекса для поверки средств измерений массы (извещение №32009756129), материалы дела 8-01/481 (027/10/18.1-126/2021),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «ПИК-Эксперт» на действия ФБУ «Хабаровский ЦСМ» при проведении аукциона на право заключения договора на поставку программно-аппаратного комплекса для поверки средств измерений массы (извещение №32009756129).

Из жалобы следует, что заказчиком установлены необоснованные технические требования к товару, исключающие поставку эквивалентов, что противоречит Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ).

Доводы, изложенные в жалобе, представители ООО «ПИК-эксперт» в заседании Комиссии поддержали в полном объеме.

Из письменных возражений и дополнений к ним ФБУ «Хабаровский ЦСМ» от 14.01.2021 №280-80/56, от 26.01.2021 №280-80/178 следует, что при описании объекта закупки в техническом задании заказчик руководствовался Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.12.2018 №2818 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы», ГОСТ OIML R 111-1-2009 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Гири классов Е(1), Е (2), F(1), F(2), М(1), М (1-2), М (2), М (2-3) и М (3). Часть 1. Метрологические и технические требования». ФБУ «Хабаровский ЦСМ» нуждается именно в таком программном обеспечении, по причине наличия компаратора массы СС 310 №23001495. Данное оборудование используется для проверки и калибровки гирь и может быть использовано с данным ПО. Запрашиваемое программное обеспечение обеспечивает оптимизацию процесса поверки и калибровки гирь и оформление документации по результатам поверки в соответствии с действующим законодательством.

Заслушав представителей общества, учреждения, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Принятие решения по жалобе ООО «ПИК-эксперт» в порядке ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции откладывалось до 12:00 26.01.2021.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон №223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Согласно части 1 статьи 1 Закона №223-ФЗ целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Пунктом 6.1. статьи 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2); требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (п. 3); требования к участникам такой закупки (п. 9).

Данные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор торгов) наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющейся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

03.12.2020 ФБУ «Хабаровский ЦСМ» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке №32009756129 о проведении аукциона в электронной форме на поставку программно-аппаратного комплекса для поверки средств измерений массы. Дата начала срока подачи заявок – 03.12.2020. Дата и время окончания подачи заявок – 20.12.2020. Дата подведения итогов – 23.12.2020. Начальная (максимальная) цена договора - 7 521 040,41 руб.

В соответствии с п. 3.2 документации устанавливаемые требования могут быть обязательными либо желательными. Обязательные требования должны быть обязательно выполнены участниками; невыполнение хотя бы одного из обязательных требований влечет отклонение заявки на участие в закупочной процедуре, а их перевыполнение может оцениваться (поощряться) на оценочном этапе рассмотрения заявок. Желательные требования могут быть не выполнены, что не влечет отклонение заявки; при этом перевыполнение или недовыполнение желательных требований может положительно (поощряться) или отрицательно (наказываться) оцениваться на оценочном этапе рассмотрения заявок. Соответственно, обязательные требования формируют отборочные и оценочные критерии, желательные — только оценочные критерии.

Согласно п. 3.4 документации запрещается устанавливать необоснованные действительным потребностям Заказчика требования к продукции, которые ограничивают круг товаров, работ, услуг или круг потенциальных участников закупки.

В соответствии с п. 3.5 документации заказчик ориентируется на приобретение качественных товаров, работ, услуг, отвечающих предъявляемым к ним требованиям назначения, имеющих необходимые потребительские свойства и технические характеристики, характеристики экологической и промышленной безопасности.

Согласно п. 2 информационной карты аукциона в электронной форме предметом договора является - поставка программно-аппаратного комплекса для поверки средств измерений массы (или эквивалент).

В соответствии с п. 10 информационной карты установлены требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, отгрузке, комплектности, иные показатели, а также требования к сроку и объёму предоставления гарантий качества товара, к обслуживанию товара, содержатся в технической части документации об аукционе (Часть V).

Техническим заданием установлено, что приобретается программно-аппаратный комплекс для поверки средств измерений массы в составе: компаратора массы MCM106, компаратора массы MCM2004 (№ ГР 63932-16), программного обеспечения «Сартокомп 3», набора гирь класса точности Е1 от 1 мг до 500 г, гири класса точности Е1 массой 1 кг (№ ГР 52768-13).

П. 1 технического задания установлены метрологические и технические характеристики (таблицы №1, 2, 3, 4). Также п. 2 технического задания установлены основные технико-экономические и эксплуатационные показатели.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 21.12.2020 на участие в аукционе электронной форме поступили следующие заявки: заявка №12020, заявка №12021. Аукционная комиссия приняла решение о допуске к участию всех участников закупки.

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 23.12.2020 аукционной комиссией присвоены следующие порядковые номера участникам аукциона: 1) заявка №12021 с ценой предложения – 7 445 830,01 руб. (победитель); 2) заявка №12020 с ценой предложения – 7 483 435,21 руб.

Материалами дела подтверждается, что данная закупка на заключение договора на поставку программно-аппаратного комплекса для поверки средств измерений массы (или эквивалент) проводится по причине наличия у ФБУ «Хабаровский ЦСМ» компаратора массы СС 310 №23001495, что позволяет использование с данным программным обеспечением.

Пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона №223-ФЗ установлено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случая закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (подпункт «б» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона №223-ФЗ).

Поскольку заказчиком в аукционной документации установлен «эквивалент», заказчик обосновал закупку программно-аппаратного комплекса для поверки средств измерений массы при наличии компаратора массы СС 310 №23001495 (официальное письмо ФБУ «Хабаровский ЦСМ» от 26.01.2021 №280/80-178), действия заказчика не могут быть признаны нарушающими Закон №223-ФЗ, в связи с данными обстоятельствами жалоба ООО «ПИК-эксперт» признается необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.  

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

Признать жалобу жалоба ООО «ПИК-Эксперт» на действия ФБУ «Хабаровский ЦСМ» при проведении аукциона на право заключения договора на поставку программно-аппаратного комплекса для поверки средств измерений массы (извещение №32009756129) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны