Решение №027/10/18.1-126/2021 Решение по жалобе ООО «ПИК-Эксперт» на действия ФБУ «Хабаров... от 26 января 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
- ООО «ПИК-эксперт» - представители по доверенности,
- Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее – ФБУ «Хабаровский ЦСМ») – представители по доверенности от 14.01.2021,
рассмотрев жалобу ООО «ПИК-Эксперт» на действия ФБУ «Хабаровский ЦСМ» при проведении аукциона на право заключения договора на поставку программно-аппаратного комплекса для поверки средств измерений массы (извещение №32009756129), материалы дела 8-01/481 (027/10/18.1-126/2021),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «ПИК-Эксперт» на действия ФБУ «Хабаровский ЦСМ» при проведении аукциона на право заключения договора на поставку программно-аппаратного комплекса для поверки средств измерений массы (извещение №32009756129).
Из жалобы следует, что заказчиком установлены необоснованные технические требования к товару, исключающие поставку эквивалентов, что противоречит Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ).
Доводы, изложенные в жалобе, представители ООО «ПИК-эксперт» в заседании Комиссии поддержали в полном объеме.
Из письменных возражений и дополнений к ним ФБУ «Хабаровский ЦСМ» от 14.01.2021 №280-80/56, от 26.01.2021 №280-80/178 следует, что при описании объекта закупки в техническом задании заказчик руководствовался Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.12.2018 №2818 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы», ГОСТ OIML R 111-1-2009 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Гири классов Е(1), Е (2), F(1), F(2), М(1), М (1-2), М (2), М (2-3) и М (3). Часть 1. Метрологические и технические требования». ФБУ «Хабаровский ЦСМ» нуждается именно в таком программном обеспечении, по причине наличия компаратора массы СС 310 №23001495. Данное оборудование используется для проверки и калибровки гирь и может быть использовано с данным ПО. Запрашиваемое программное обеспечение обеспечивает оптимизацию процесса поверки и калибровки гирь и оформление документации по результатам поверки в соответствии с действующим законодательством.
Заслушав представителей общества, учреждения, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Принятие решения по жалобе ООО «ПИК-эксперт» в порядке ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции откладывалось до 12:00 26.01.2021.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).
В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закон №223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Согласно части 1 статьи 1 Закона №223-ФЗ целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Пунктом 6.1. статьи 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2); требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (п. 3); требования к участникам такой закупки (п. 9).
Данные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор торгов) наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющейся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
03.12.2020 ФБУ «Хабаровский ЦСМ» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке №32009756129 о проведении аукциона в электронной форме на поставку программно-аппаратного комплекса для поверки средств измерений массы. Дата начала срока подачи заявок – 03.12.2020. Дата и время окончания подачи заявок – 20.12.2020. Дата подведения итогов – 23.12.2020. Начальная (максимальная) цена договора - 7 521 040,41 руб.
В соответствии с п. 3.2 документации устанавливаемые требования могут быть обязательными либо желательными. Обязательные требования должны быть обязательно выполнены участниками; невыполнение хотя бы одного из обязательных требований влечет отклонение заявки на участие в закупочной процедуре, а их перевыполнение может оцениваться (поощряться) на оценочном этапе рассмотрения заявок. Желательные требования могут быть не выполнены, что не влечет отклонение заявки; при этом перевыполнение или недовыполнение желательных требований может положительно (поощряться) или отрицательно (наказываться) оцениваться на оценочном этапе рассмотрения заявок. Соответственно, обязательные требования формируют отборочные и оценочные критерии, желательные — только оценочные критерии.
Согласно п. 3.4 документации запрещается устанавливать необоснованные действительным потребностям Заказчика требования к продукции, которые ограничивают круг товаров, работ, услуг или круг потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 3.5 документации заказчик ориентируется на приобретение качественных товаров, работ, услуг, отвечающих предъявляемым к ним требованиям назначения, имеющих необходимые потребительские свойства и технические характеристики, характеристики экологической и промышленной безопасности.
Согласно п. 2 информационной карты аукциона в электронной форме предметом договора является - поставка программно-аппаратного комплекса для поверки средств измерений массы (или эквивалент).
В соответствии с п. 10 информационной карты установлены требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, отгрузке, комплектности, иные показатели, а также требования к сроку и объёму предоставления гарантий качества товара, к обслуживанию товара, содержатся в технической части документации об аукционе (Часть V).
Техническим заданием установлено, что приобретается программно-аппаратный комплекс для поверки средств измерений массы в составе: компаратора массы MCM106, компаратора массы MCM2004 (№ ГР 63932-16), программного обеспечения «Сартокомп 3», набора гирь класса точности Е1 от 1 мг до 500 г, гири класса точности Е1 массой 1 кг (№ ГР 52768-13).
П. 1 технического задания установлены метрологические и технические характеристики (таблицы №1, 2, 3, 4). Также п. 2 технического задания установлены основные технико-экономические и эксплуатационные показатели.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 21.12.2020 на участие в аукционе электронной форме поступили следующие заявки: заявка №12020, заявка №12021. Аукционная комиссия приняла решение о допуске к участию всех участников закупки.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 23.12.2020 аукционной комиссией присвоены следующие порядковые номера участникам аукциона: 1) заявка №12021 с ценой предложения – 7 445 830,01 руб. (победитель); 2) заявка №12020 с ценой предложения – 7 483 435,21 руб.
Материалами дела подтверждается, что данная закупка на заключение договора на поставку программно-аппаратного комплекса для поверки средств измерений массы (или эквивалент) проводится по причине наличия у ФБУ «Хабаровский ЦСМ» компаратора массы СС 310 №23001495, что позволяет использование с данным программным обеспечением.
Пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона №223-ФЗ установлено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случая закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (подпункт «б» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона №223-ФЗ).
Поскольку заказчиком в аукционной документации установлен «эквивалент», заказчик обосновал закупку программно-аппаратного комплекса для поверки средств измерений массы при наличии компаратора массы СС 310 №23001495 (официальное письмо ФБУ «Хабаровский ЦСМ» от 26.01.2021 №280/80-178), действия заказчика не могут быть признаны нарушающими Закон №223-ФЗ, в связи с данными обстоятельствами жалоба ООО «ПИК-эксперт» признается необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать жалобу жалоба ООО «ПИК-Эксперт» на действия ФБУ «Хабаровский ЦСМ» при проведении аукциона на право заключения договора на поставку программно-аппаратного комплекса для поверки средств измерений массы (извещение №32009756129) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.