Решение №7/9844 решение по жалобе ООО «Энергосберегающая компания Амурполиме... от 19 сентября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: "...", членов Комиссии: "...",
в присутствии представителей от:
- АО «Хабаровская ремонтно-монтажная компания»: "...";
- ООО «Энергосберегающая компания Амурполимер»: о дате, времени, месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, явку представителя не обеспечили,
рассмотрев жалобу ООО «Энергосберегающая компания Амурполимер», материалы дела № 7-11/106 (027/10/18.1-1257/2022),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Энергосберегающая компания Амурполимер» (далее – ООО «ЭСКО Амурполимер») на действия заказчика – АО «Хабаровская ремонтно-монтажная компания» (далее – АО «ХРМК») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на теплоизоляционный материал в г. Владивосток. Лот № 0965-ЭКСП ДОХ-2022-ХРМК (извещение
№ 32211623671).
Доводы жалобы Заявителя по существу сводятся к отклонению заявки ООО «ЭСКО Амурполимер».
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
В заседании Комиссии Хабаровского УФАС России объявлялся перерыв до «16» час. «00» мин. «14» сентября 2022 г.
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для принятия Хабаровским УФАС России жалобы ООО «Восток» к рассмотрению.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В соответствии с п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.
Рассматриваемая закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (далее – Положение о закупке), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
16.08.2022 АО «ХРМК» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке № 32211623671 конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на теплоизоляционный материал в г. Владивосток. Лот № 0965-ЭКСП ДОХ-2022-ХРМК.
Дата начала срока подачи заявок: 16.08.2022 00:00 (МСК+7).
Дата и время окончания подачи заявок: 23.08.2022 14:00 (МСК+7).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок №32211623671-01 от 02.09.2022 на участие в закупке подано 2 заявки, в том числе заявка № 895181 (ООО «ЭСКО Амурполимер»).
Заявка ООО «ЭСКО Амурполимер» отклонена на основании п. 4.13.5 документации о закупке: «Несоответствие техническим требованиям:
1. Название предлагаемой продукции «Лента ЛТК-П» не соответствует ТТ (лента ТИАЛ-ЛЦП), также не соответствует номер ТУ, по которому изготавливается предлагаемая продукция;
2. Не указан материал, из которого изготовлена предлагаемая продукция;
3. Не указано назначение предлагаемой продукции;
4. Не указаны показатели технических показатели технических характеристик продукции:
- относительное удлинение при разрыве ленты в продольном направлении (при 20°С);
-стойкость к воздействию УФ радиации при температуре 50°С в камере».
Согласно п. 4.5.1.1 документации о закупке участник должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 – СОСТАВ ЗАЯВКИ) в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7.
В первую часть заявки должны входить документы, содержащие исключительно описание предлагаемой к поставке продукции, которая является предметом настоящей закупки (без указания сведений об Участнике и/или о его ценовом предложении), в том числе сведения об окончательном предложении Участника по результатам проведения обсуждений (в случае проведения таковых), а также информацию и документы, необходимые для осуществления оценки заявки в отношении предлагаемой к поставке продукции (в случае установления в Документации о закупке соответствующих критериев и порядка оценки). Во вторую часть заявки должны входить документы, содержащие сведения об Участнике и информацию о его соответствии требованиям Документации о закупке, копии документов, подтверждающих соответствие поставляемой продукции, требованиям Документации о закупке, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации(в случае установления таких требований в Документации о закупке), а также информацию и документы, необходимые для осуществления оценки заявки в отношении Участника (в случае установления в Документации о закупке соответствующих критериев и порядка оценки) (п. 4.5.1.4 документации о закупке).
Описание продукции должно быть подготовлено Участником в соответствии с требованиями пункта 1.2.14 (п. 4.5.5.1 документации о закупке).
При описании продукции Участник обязан подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям Документации о закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены. При этом должны указываться точные и не допускающие двусмысленного толкования показатели
(п. 4.5.5.2документации о закупке).
В соответствии с п. 4.13.5 документации о закупке по результатам рассмотрения первых частей заявок (первых частей окончательных предложений Участников) Закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки по следующим основаниям:
а) несоответствие первой части заявки (первой части окончательного предложения Участника) по составу , содержанию и правильности оформления требованиям Документации о закупке, в том числе наличие недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов, а также внутренних противоречий между различными частями и/или документами заявки;
б) несоответствие предлагаемой продукции требованиям Документации о закупке, в том числе порядка описания такой продукции;
в) несоответствие предлагаемых договорных условий требованиям Документации о закупке;
г) наличие в документах первой части заявки (первой части окончательного предложения Участника) сведений об Участнике и/или о его ценовом предложении.
Приложением №1 к документации о закупке «Техническое требование; поставка теплоизоляционного материала в г. Владивосток» установлено:
№ |
Товары (работы, услуги) |
Основные характеристики |
Описание товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
3 |
Лента ТИАЛ-ЛЦП 450*1,6 мм (кв.м.) |
Термоусаживаемая лента представляет собой изоляционный материал, состоящий из радиационно-модифицированной полиэтиленовой пленки-основы, совмещенной с термоплавким адгезивом. Соотношение между толщиной модифицированной пленки-основы и толщиной адгезивного слоя должно составлять 60:40.Термоусаживающаяся лента предназначена для защиты теплоизоляционного слоя (ППУ, минвата и т.д.), надземных трубопроводов в т.ч тепловых сетей диаметром от 57 до 1420 мм, от повреждений, вызванных действием ультрафиолета, влаги и огня. Толщина не менее 1,6мм и не более 1,8мм. Ширина не менее 450 мм и не более 455 мм, длина рулона не менее 25метров и не более 30 метров. (обусловлено спецификой монтажа и минимизацией расхода при условии сохранения технических свойств материала.) Прочность ленты-основы при разрыве в продольном направлении, при (20±5)⁰С не менее 15,0 Мпа. (по ГОСТ 11262). Относительное удлинение при разрыве ленты в продольном направлении, (при 20⁰С) не менее 315 %. (по ГОСТ 30732-2006). Степень усадки ленты в продольном направлении при температуре 110º С не более 30 %. Адгезия в нахлесте (20±5)⁰С не менее 35 Н/см. (По ГОСТ 411). Прочность при ударе не менее 4 Дж/мм при температурах от -40⁰С до +40⁰С (по ГОСТ Р51164, Приложение А) Стойкость к воздействию УФ радиации при температуре 50ºС в камере не менее 2600 часов, в климатических условиях не менее 25 лет. (СНиП 41-02-2003), Группа воспламеняемости -В2 умеренновоспламеняемые. |
|
м2 |
5 062,5 |
Материалами дела установлено, что ООО «ЭСКО Амурполимер» в составе заявки представлено техническое предложение в соответствии с которым Обществом предложено следующее:
3 |
Лента ЛТК-П 450х1,6 мм (кв.м) |
Толщина/ширина |
1,6 мм/450 мм |
ТУ 22.21.42-010-12368834-2020 |
м2 |
5 062,5 |
Длина рулона |
25м |
|||||
Прочность ленты-основы при разрыве в продольном направлении, при (20±5)°С |
15,0 Мпа |
|||||
Степень усадки ленты в продольном направлении при температуре 110°С |
30% |
|||||
Адгезия в нахлесте (20±5)°С |
35 Н/см |
|||||
Прочность при ударе не менее 4 Дж/мм при температурах от -40°С до +40°С |
4 Дж/мм |
|||||
Группа воспламеняемости |
-В2 умеренновоспламеняемые |
|||||
Стойкость к воздействию УФ радиации |
25 лет |
Представители Заказчика в заседании комиссии пояснили, что в технических требованиях указан конкретный продукт, не подразумевающий эквивалентов. Указанное требование установлено в рамках исполнения договора заключенного между АО «ХРМК» и АО «ДГК».
Поскольку поставка эквивалентной продукции документацией о закупке не предусмотрена, то закупочной комиссией правомерно отклонена заявка ООО «ЭСКО Амурполимер».
Доводы Общества о том, что Заказчиком не установлен эквивалент к Ленте ТИАЛ, Комиссией Хабаровского УФАС России отклоняются исходя из следующего.
В соответствий с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.
При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Поскольку жалоба ООО «ЭСКО Амурполимер» поступила в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок, доводы Заявителя в части обжалования положений аукционной документации не рассматриваются.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Исходя из установленных обстоятельств, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Энергосберегающая компания Амурполимер» на действия заказчика – АО «Хабаровская ремонтно-монтажная компания» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на теплоизоляционный материал в г. Владивосток. Лот № 0965-ЭКСП ДОХ-2022-ХРМК (извещение № 32211623671) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.