Решение №ТТ/5913/23 Решение по отслеженной Хабаровским УФАС России 21 апреля 20... от 9 июня 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 027/05/7-652/2023
09 июня 2023 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
руководитель управления;
Члены Комиссии:
начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 027/05/7-652/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ИП Шафировым <...> рекламы с нарушением требований пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе»,
в присутствии ИП Шафирова <...>,
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении контрольного (надзорного) мероприятия за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 21 апреля 2023 года на внешних стенах торгового киоска, расположенного в г. Хабаровске по улице Волочаевская (на автобусной остановке «Уссурийская») отслежена реклама табака, табачной продукции, курительных принадлежностей.
Установлено, что на внешних стенах торгового киоска (магазина) «Vape shop» распространяется информация в виде следующих изображений: HQD, Spectrum, Masthave Undercoal, Element, Sebero, Darkside, Brusko.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама-это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Таким образом, для признания информации рекламой такая информация должна отвечать определенным признакам, а именно: быть распространенной; адресованной неопределенному кругу лиц; направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему; направленной на продвижение объекта рекламирования на рынке.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе» размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Распространенные на внешних стенах магазина по указанному выше адресу обозначения:
- Sebero, Element, Darkside, Spectrum, Masthave являются названиями марок табака для кальянов;
- HQD является названием марки электронных сигарет;
- Darkside зарегистрировано в качестве товарного знака по классу 34 в отношении табака, табака для кальяна (свидетельство № 599750);
- Brusko зарегистрировано в качестве товарного знака по классу 34 в отношении ароматизаторов для электронных сигарет (свидетельство № 643894).
Анализ размещенных изображений на внешних стенах и в оконных проемах указанного выше торгового павильона, показал, что помимо сведений, обязательных в силу размещения закона, обычаев делового оборота (название магазина, режим работы, сведения о лице, осуществляющем деятельность в торговой точке) размещены сведения рекламного характера, а именно: обозначения наименований марок табака, табака для кальянов и электронных сигарет. Распространенная информация направлена на привлечение внимания потребителей к деятельности торгового заведения по продаже табачной, кальянной продукцией и курительными принадлежностями магазина кальянов и поддержания интереса к ним как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.
Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой табачной, кальянной продукцией и курительных принадлежностей.
Действие рассматриваемой рекламы направлено на неограниченное количество лиц, в том числе на тех, кто не является потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку размещение рекламы табачной, кальянной продукцией и курительных принадлежностей способом, обеспечивающим ее свободно восприятие (внешние стены торгового павильона), делают такую рекламу доступной для этих лиц.
Согласно Федеральному закону от 24.04.2008 N 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, в которой определено, что под рекламой и стимулированием продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака подразумевается любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действие с целью, результатом или вероятным результатом которых является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия.
В соответствии с требованиями пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
Таким образом, реклама, размещенная на фасаде магазина кальянов, расположенного в г. Хабаровске по улице Волочаевская (на автобусной остановке «Уссурийская»), нарушает требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и является ненадлежащей.
В процессе рассмотрения дела ИП Шафиров <...> с выявленным нарушением согласился, пояснив, что в настоящее время реклама демонтирована.
Частями 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за нарушение требований пункта 8 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Установлено, что деятельность по реализации табачной продукции в магазине кальянов, расположенного в г. Хабаровске, на улице Волочаевская (на автобусной остановке «Уссурийская) осуществляет ИП Шафиров <...>
Таким образ<...>
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу табака, табачной продукции, курительных принадлежностей, распространенную ИП Шафировым <...> на внешних стенах магазина кальянов по адресу: г. Хабаровск, ул. Волочаевская (на автобусной остановке «Уссурийская»), поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе ИП Шафирову <...> не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: