Решение №ТТ/5913/23 Решение по отслеженной Хабаровским УФАС России 21 апреля 20... от 9 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 027/05/7-652/2023

 

09 июня 2023 года                                                                                       г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

руководитель  управления;

Члены Комиссии:

начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 027/05/7-652/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения  ИП Шафировым  <...> рекламы  с нарушением требований  пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе»,

в присутствии ИП Шафирова <...>,

                                                    

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении контрольного (надзорного) мероприятия за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России  21 апреля 2023 года  на внешних стенах торгового киоска, расположенного в г. Хабаровске по улице Волочаевская (на автобусной остановке «Уссурийская») отслежена  реклама табака, табачной продукции, курительных  принадлежностей. 

Установлено, что на внешних стенах торгового киоска  (магазина) «Vape shop» распространяется информация в виде следующих изображений: HQD, Spectrum, Masthave Undercoal, Element, Sebero, Darkside, Brusko.

      Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама-это информация, распространенная  любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу  лиц и направленная  на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование  или поддержание интереса  к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или  продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс,  фестиваль, основанные  на риске игры пари), на привлечение внимания к которым  направлена реклама.

Таким образом, для признания информации рекламой такая информация должна отвечать определенным признакам, а именно: быть распространенной; адресованной неопределенному кругу лиц; направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему; направленной на продвижение объекта рекламирования на рынке.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе» размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

      Распространенные на внешних стенах магазина по указанному выше адресу обозначения:

- Sebero, Element, Darkside,   SpectrumMasthave  являются названиями марок табака для кальянов; 

 - HQD является названием марки электронных сигарет;

- Darkside зарегистрировано в качестве товарного знака по классу 34 в отношении  табака, табака для кальяна (свидетельство № 599750);

- Brusko  зарегистрировано в качестве товарного знака по классу 34 в отношении ароматизаторов для электронных сигарет (свидетельство № 643894).

Анализ размещенных изображений на внешних стенах и в оконных проемах указанного выше торгового павильона, показал, что помимо сведений, обязательных в силу размещения  закона, обычаев делового оборота (название магазина, режим работы, сведения о лице, осуществляющем деятельность в торговой точке) размещены сведения рекламного характера, а именно: обозначения наименований марок табака, табака для кальянов и электронных сигарет.    Распространенная информация  направлена на привлечение внимания потребителей к деятельности торгового заведения  по продаже табачной, кальянной продукцией и курительными принадлежностями магазина кальянов и поддержания интереса к ним как к продавцу, так и к ассортименту  реализуемой им продукции.

Следовательно, рассматриваемая информация является  рекламой  табачной, кальянной продукцией и курительных принадлежностей.

Действие рассматриваемой рекламы  направлено на неограниченное количество лиц, в том числе  на тех, кто не является  потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку  размещение   рекламы табачной, кальянной продукцией и курительных принадлежностей способом, обеспечивающим  ее свободно восприятие  (внешние стены торгового павильона), делают  такую рекламу доступной для этих лиц.

Согласно Федеральному закону от 24.04.2008 N 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, в которой определено, что под рекламой и стимулированием продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака подразумевается любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действие с целью, результатом или вероятным результатом которых является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ  «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»  установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия.

В соответствии с требованиями пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Таким образом, реклама, размещенная на фасаде магазина кальянов, расположенного в г. Хабаровске по улице Волочаевская  (на автобусной остановке «Уссурийская»),  нарушает требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и является ненадлежащей.

В процессе рассмотрения дела ИП Шафиров <...> с выявленным нарушением согласился, пояснив, что в настоящее время реклама демонтирована.

Частями 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за нарушение требований  пункта 8 статьи 7  настоящего Федерального закона.

Установлено, что деятельность по реализации табачной продукции  в магазине кальянов, расположенного в г. Хабаровске, на улице Волочаевская (на автобусной остановке «Уссурийская)  осуществляет ИП Шафиров <...>

Таким образ<...>

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу табака, табачной продукции, курительных принадлежностей, распространенную ИП Шафировым <...> на внешних стенах  магазина кальянов по адресу: г. Хабаровск,  ул. Волочаевская (на автобусной остановке «Уссурийская»),  поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе ИП Шафирову <...> не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации   об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации   (в трехмесячный срок).

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                          

 

Члены Комиссии:                                                                       

 

                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                           

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны