Решение №ТТ/12142/22 Решение по рекламе:«Рефинансирование займов 0,5% в день. г. ... от 16 ноября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 027/05/28-1349/2022

 

15 ноября  2022 года                                                                                       г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

руководитель  управления;

Члены Комиссии:

начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 027/05/28-1349/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения  МАУ «Редакция газеты «Бикинский вестник» рекламы  с нарушением требований  части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие  представителя  МАУ «Редакция газеты «Бикинский вестник»,  извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела,

                                                    

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора Хабаровским УФАС России установлен факт размещения в газетах «Бикинский вестник» за 15 сентября 2022 года в № 36 (9911) на 24 странице, за 22 сентября 2022 года  в № 37 (9912) (9559) на 20 странице, за 29 сентября 2022 года в № 38 (9913) на 24 странице, за 06 октября 2022 года на 19 странице  информации  следующего содержания:   «Рефинансирование займов 0,5% в день. г. Бикин, ТЦ «Сакура, ул. Гагарина, д. 89Б. 8924 100 17 57…   ». При этом информация, указанная мелким шрифтом внизу рекламного модуля, не  читаема.

 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ          «О рекламе»  (далее - ФЗ «О рекламе») целями данного Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

В силу пункта 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе»  товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная в газете «Бикинский вестник» информация направлена на привлечение внимания к финансовым услугам (рефинансирование займов), формирует и поддерживает интерес потребителей к конкретным условиям по списанию обязательств по неисполненному договору  и предоставлению нового займа на более выгодных условиях,  следовательно является рекламой финансовых услуг.

Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В указанной  рекламе финансовых услуг указывается  процентная ставка по займу,  то есть,  дано одно из условий договора, влияющее на его стоимость, следовательно, реклама должна соответствовать требованиям статьи 28 ФЗ            «О рекламе».

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

 

В рекламе присутствует наименование лица, предоставляющего финансовую услугу и иные оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, но оно выполнено мелким, нечитаемым шрифтом, в связи с чем является недоступным для восприятия.

Данное обстоятельство указывает на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, в том числе о лице, оказывающем финансовую услугу, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе указанных сведений, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию. 

  Из представленных МАУ «Редакция газеты «Бикинский вестник» пояснений    (вх. № 4/22642  от 10.10.2022), следует, что договор на размещение рекламного материала не заключался. Оплата осуществлена в наличном порядке. В виду готовности макета к печати отсутствовала возможность внести в него изменения, поскольку печать газеты осуществляется в другом городе.    

 

Таким образом, реклама, размещенная МАУ «Редакция газеты «Бикинский вестник» в газетах за 15 сентября 2022 года в № 36 (9911) на 24 странице, за 22 сентября 2022 года в № 37 (9912) (9559) на 20 странице, за 29 сентября 2022 года в       № 38 (9913) на 24 странице, за 6 октября 2022 на 19 странице  противоречит требованиям части 1, пункта 2 части 2,  части 3  статьи 28 ФЗ «О рекламе».

 

       В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе»  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

В ходе подготовки материалов дела МАУ «Редакция газеты «Бикинский вестник»  не представило согласованный с рекламодателем текст рекламы, заверенный печатями и подписями сторон,  подписанный сторонами договор на размещение рекламы в  общественно-политической газете «Бикинский вестник», акт о приемке выполненных работ. 

 

Таким образом, документальные доказательства, свидетельствующие о том, что лицом, определившем объект рекламирования  и содержание рекламы, является  ООО МКК «Фрегат», отсутствуют, из чего следует, что в соответствии с частью  7 статьи  38 ФЗ «О рекламе»   распространение ненадлежащей рекламы произошло по вине рекламораспространителя    - МАУ «Редакция газеты «Бикинский вестник», которое в данном случае является и рекламодателем..

 

        На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Рефинансирование займов 0,5% в день. г. Бикин, ТЦ «Сакура, ул. Гагарина, д. 89Б. 8924 100 17 57…», распространенную МАУ «Редакция газеты «Бикинский вестник» в газетах «Бикинский вестник» за 15 сентября 2022 года в № 36 (9911) на 24 странице, за 22 сентября 2022 года  в № 37 (9912) (9559) на 20 странице, за 29 сентября 2022 года в № 38 (9913) на 24 странице, за 06 октября 2022 года на 19 странице, поскольку в ней нарушены требования части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать МАУ «Редакция газеты «Бикинский вестник» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства Российской Федерации.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации   об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации   (в трехмесячный срок).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны