Постановление №85 Постановление № 85 в отношении КПК «Кредитный союз «Умно жит... от 26 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 85

о наложении штрафа по делу №  4-05/84

 об административном правонарушении

 

17 декабря  2015 года                                                                         Хабаровск

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 25 ноября 2015 года   и материалы дела № 4-05/84 об административном правонарушении, в отношении КПК «Кредитный союз «Умно жить» - Хабаровск» (ИНН 2722121537,  КПП 272101001, место нахождения: 680000 г. Хабаровск, Дзержинского, 4, дата гос. регистрации в качестве юридического лица – 29.05.2013г.)  в связи с размещением ненадлежащей рекламы,  

в отсутствие  представителя КПК «Кредитный союз «Умно жить» - Хабаровск», надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе  Хабаровским УФАС России 28.08.2015 г. отслежена реклама   КПК «Кредитный союз «Умно жить - Хабаровск», распространяемая  на  цифровом билборде  на пересечении ул. Ленина и ул. Пушкина, в которой содержалась следующая информация:

«УМНО ЖИТЬ кредитный союз. Звоните! 757-555 г. Хабаровск, ул. Дзержинского, 4. до 25 % годовых.

КПК «Кредитный союз «Умно жить – Хабаровск». Программа сбережений и займов доступны только для членов кооператива. гражданин становится членом кооператива только после подачи заявления и внесения вступительного взноса 100 руб. и паевого взноса 100 руб. Сумма сберегательной программы минимальная 300 000 руб., процентные ставки от 20% до 25% годовых. Компенсация (проценты) начисляются на сумму сбережений за минусом НДФЛ (эффективная ставка).

КПК ««Кредитный союз «Умно жить – Хабаровск». Выплата процентов ежемесячно. При досрочном расторжении договора начисляется компенсация 0,3 % годовых. При досрочном расторжении пишется уведомление за 90 дней до даты расторжения. Выплата производится за минусом НДФЛ. Возможна капитализация, пополнения принимаются первые 7 месяцев. Предложение действительно до 31.10.2015 года».

Продолжительность ролика 10 секунд.

Кроме того, реклама распространялась в г. Хабаровске по адресам:

- ул. Ленина - ул. Ленинградская;

- ул. Льва Толстого - Амурский бульвар.

 

Срок распространения рекламы: с 06.08.2015 г. по 31.08.2015г.

 

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Проанализировав содержание информации, распространенной кооперативом, с учетом ее размещения,  установлено, что таковая является рекламой, поскольку   опубликование информации об услугах, которые оказывает кооператив,  привлекает внимание к кооперативу как объекту рекламирования и оказываемых им услугах,  формирует  поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке,  адресована неопределенному кругу лиц.

Реклама по способу ее доведения  свидетельствует о цели размещения - привлечении внимания неопределенного круга лиц, которые  могут стать  пайщиком и воспользоваться услугой.

 

Таким образом, реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и  на заключение договора по накоплению личных сбережений с указанными в рекламе  условиями.

Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с кооперативом по заключению договора на определенных рекламой условиях.

Распространенная кооперативом реклама содержит часть  сведений  об условиях договора финансовых услуг, влияющих на  его стоимость, следовательно, реклама должна соответствовать требованиям статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 2  части  2   статьи 28 ФЗ «О рекламе»  реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

К условиям, влияющим на сумму  доходов, относятся: минимальная  сумма личных сбережений,  их срок размещения, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной   ставки внутри срока договора,  процентная ставка при досрочном  востребовании личных сбережений, периодичность выплаты процентов,   иные условия, если их включение в  договор  может повлиять на сумму денежных средств, которую пайщик должен получить по договору передачи личных сбережений,  удержания кооперативом подоходного налога с начислением целевых компенсационных выплат по договору о приеме личных сбережений в соответствии с налоговым законодательством,  срок выплаты денежных средств.

  Поскольку распространенная кооперативом реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В  рекламе  визуально показывается максимальная процентная ставка по сберегательной программе – до 25%.

 

Условия о минимальной сумме сбережений, сроке размещения сбережений отсутствуют в рекламе.

 

Такие условия как:  возможность капитализации, пополнения принимаются первые семь месяцев, компенсация (проценты) начисляются на сумму личных сбережений за минусом НДФЛ,  при досрочном расторжении начисляется компенсация 0,3 % годовых,  досрочное расторжение по заявлению за 90 дней до даты расторжения, выплата производится за минусом НДФЛ,  что программой могут воспользоваться исключительно пайщики кооператива, недоступны для восприятия потребителю.

Сведения об указанных условиях формально  присутствуют в рекламе.  Однако в рекламе данные сведения транслируются короткое время, что не позволяет потребителю  воспринимать информацию,  чем  вводят потребителя в заблуждение.

Указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно повлиять на сумму доходов по договору.  

Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе части сведений об условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об иных условиях  сберегательной программы, влияющих на сумму доходов, помимо крупно указанной в рекламе информации, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Указание в рекламе только одного условия –  максимальной возможной процентной ставки годовых (25%) -  является неполной информацией об условиях, влияющих на окончательную сумму доходов, которую рассчитывает получить  потребитель при заключении договора по любому виду программы.

Отсутствие в рекламе информации об условиях,  влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, вводит в заблуждение относительно стоимости товара, что является нарушением  части  7 статьи 5,  пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».   

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований  пункта 2 части 2 статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого распространялась реклама, является КПК  «Кредитный союз «Умно жить» - Хабаровск», определившее объект рекламирования и содержание  рекламы. 

 

Данный факт подтверждается договором № ГС-99-2015 от 01.05.2015, заключенным между ООО «Гэллери Сервис» и ООО «РГ Оникс», письмом ООО «РГ Оникс», договором № 01 на рекламное обслуживание от 01.11.2013 г., заключенным между ИП …. и КПК  «Кредитный союз «Умно жить» - Хабаровск», дополнительным соглашением № 2 от 20.06.2015 на рекламное обслуживание к договору № 01 от 01.11.2013, актом № 106 от 31.08.2015, платежным поручением № 825 от 10.08.2015 г.

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

 

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать КПК  «Кредитный союз «Умно жить» - Хабаровск»  виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи  14.3. КоАП РФ.

2. Применить к  КПК  «Кредитный союз «Умно жить» - Хабаровск»  меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 100 000 (ста  тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, Отделение Хабаровск. г. Хабаровск, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО 08701000001.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны