Решение №86 Решение № 86 и предписание № 29 в отношении ОАО «РЖД» в лице... от 10 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

         

 

                                                РЕШЕНИЕ №  86

 

27 июля 2015 года                                                                              г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителя:

- ОАО «РЖД» в лице Хабаровской дирекции материально-технического обеспечения – структурного подразделения Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД» – <…> (доверенность от 14.05.2014 № 17),

- ООО «Сибсервис», уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя в заседание комиссии не обеспечило,

рассмотрев жалобу ООО «Сибсервис» на действия ОАО «РЖД» в лице Хабаровской дирекции материально-технического обеспечения – структурного подразделения Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку песка для локомотивов в 2015 году (извещение № 31502517121), материалы дела 8-01/211,

 

                                             УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Сибсервис» на действия ОАО «РЖД» в лице Хабаровской дирекции материально-технического обеспечения – структурного подразделения Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку песка для локомотивов в 2015 году (извещение № 31502517121).

Из жалобы общества, с учетом дополнений, следует, что заказчиком необоснованно занижена цена на закупаемый товар, в аукционной документации отсутствует информация о методе расчета начальной (максимальной) цены договора, не указано конкретное место поставки товара, не конкретизированы объемы и сроки поставки товара, требования к поставляемому товару в аукционной документации противоречат друг другу, что  не позволяет установить потребность заказчика в определенном товаре, надлежащим образом подготовить заявку на участие в закупке, определить соответствие предложенного к поставке товара потребностям заказчика.

Заказчик в представленных возражениях и его представитель в заседании комиссии с доводами жалобы не согласились, пояснив, что предъявленные требования к закупаемому товару обусловлены потребностью заказчика. Объем необходимого заказчику товара, периоды поставки, место поставки приведены в документации, в связи с чем в данной части положения законодательства не нарушены. Начальная (максимальная) цена учитывает стоимость товара, его доставку до железнодорожной станции отправления, стоимость погрузочных работ, защитной упаковки, запорных устройств, необоротной тары и прочих расходов, связанных с доставкой товара в адрес получателя. В составе цены не учтены затраты на доставку товара до получателей железнодорожным транспортом, которые согласно условиям договора поставки будут компенсироваться поставщику дополнительно на основании выставленных платежных документов, исходя из фактически понесенных затрат. Поскольку общество заявки на участие в торгах не подавало, у него отсутствует право на обжалование действий заказчика в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, как и у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы заявителя.  В жалобе не приведены доводы, предусмотренные законом, являющиеся основанием для принятия антимонопольным органом такой жалобы к рассмотрению.

Жалоба рассматривается Комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя заказчика, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования  на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение организатором торгов, электронной площадкой, конкурсной или аукционной комиссией установленной законодательством Российской Федерации процедуры организации и проведения торгов, процедуры заключения договоров по результатам торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлены случаи обжалования участниками закупки в антимонопольный орган действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в числе которых неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

В жалобе общество ссылается на нарушение заказчиком порядка информационного обеспечения закупки в виду неуказания в аукционной документации конкретных объектов и места поставки, что препятствует формированию коммерческого предложения и подаче заявки. Поскольку жалоба содержит доводы о нарушении установленного порядка размещения информации о торгах, что в силу пункта 1 части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции является основанием для обжалования соответствующих действий, ссылка заказчика на отсутствие оснований для принятия и рассмотрения жалобы отклоняется.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными  видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Статьей 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом №223-ФЗ, другим федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки.       

 Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

 В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Федеральным законом и положением о закупке.

Официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является официальный сайт Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru.

30.06.2015 ОАО «РЖД» в лице Хабаровской дирекции материально-технического обеспечения – структурного подразделения Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД» (далее – заказчик) на официальном сайте  размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме  на право заключения договора на поставку песка для локомотивов в 2015 году (извещение № 31502517121). Дата окончания подачи заявок – 22.07.2015, дата вскрытия заявок – 22.07.2015, дата рассмотрения заявок  - 03.08.2015, дата проведения аукциона – 04.08.2015. Начальная (максимальная) цена договора – 27210813,00 руб. без учета НДС, 32108759,34 руб. с учетом НДС.

Согласно техническому заданию аукционной документации лот технического задания является неделимым и должен соответствовать требованиям, изложенным в техническом задании и приложении № 6 к аукционной документации, где указаны виды песка, объем поставки, характеристики песка: песок для локомотивов в количестве 69690,0 тонн  песка для локомотивов повышенного качества, 600,00 т песка кварцевого.  Документацией допускается возможность поставки эквивалентного товара.

Из документации следует, что начальная (максимальная) цена товара не учитывает затрат поставщика на доставку товара железнодорожным транспортом до места поставки, вместе с тем порядок возмещения поставщику данных затрат определен пунктом 3.4  аукционной документации, согласно которому цена договора приведена с учетом всех видов налогов (в том числе без учета НДС/с учетом НДС), с учетом стоимости доставки до железнодорожной станции отправления (до места загрузки товара), стоимости погрузочных работ, за исключением стоимости доставки до конечных пунктов потребления. Расходы по доставке товара до конечных грузополучателей,  в том числе железнодорожный тариф и услуги за использование вагонов, возмещаются поставщику на основании документов, подтверждающих понесенные расходы.

Требования к объему содержания извещения о проведении закупки, закупочной документации установлены частью 9 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. В частности, в извещении о проведении закупки должен быть отражен предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

В соответствии с пунктами 1, 4, 5, 6 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ непосредственно в закупочной документации отражаются установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

По смыслу приведенных норм закупаемые заказчиком товары, работы, услуги в их качественных, технических, ценовых и иных характеристиках прежде всего должны соответствовать потребностям заказчика и такая потребность Законом № 223-ФЗ не ограничена, в связи с чем доводы жалобы о несоответствии предмета закупки, установленной цены требованиям законодательства подлежат отклонению.

 Указание в приложении № 6  на ГОСТ 8726-85 представителем заказчика объяснено как техническая ошибка, что не привело к нарушению прав и законных интересов участников закупки. С запросом о разъяснений документации в данной части заявитель не обращался.

 Относительно доводов жалобы о неразмещении полной информации об объемах, сроках и месте поставки  товара, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 3.2 аукционной документации место, условия и сроки  поставки товара: доставка товара в полувагонах до конечных пунктов потребления, расположенных на полигоне Дальневосточной железной дороги, согласно разнарядки покупателя. Конкретные места поставки товара в документации не указаны.

Отсутствие в аукционной документации определенных требований к месту поставки товара, в том числе географического и организационно –технического характера, не позволяет участнику оценить возможности организации доставки товара до места назначения и связанные с этим расходы, надлежащим образом подготовить заявку на участие в аукционе, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий организатора закупки пункту 1 части 1 статьи 3, пункту 4 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

В Приложении № 4 к аукционной документации (Типовой договор поставки) указано, что наименование товара, количество, срок поставки товара указаны в спецификации к настоящему договору.  Товар поставляется партиями в соответствии с разнарядками покупателя  на отгрузку товара, которые направляются (вручаются) поставщику  способом и в сроки, установленные настоящим договором (п. 2).    Общий срок поставки товара: 3-4 квартал 2015 года, объем поставки товара указан в технической документации, что соответствует вышеприведенным нормам Закона № 223-ФЗ.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1  Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Сибсервис» на действия ОАО РЖД» в лице Хабаровской дирекции материально-технического обеспечения – структурное подразделение Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку песка для локомотивов в 2015 году (извещение № 31502517121), в части неуказания в аукционной документации конкретных мест поставки товара, обоснованной.

В остальной части признать жалобу общества необоснованной.

2. Признать действия ОАО «РЖД» в лице Хабаровской дирекции материально-технического обеспечения – структурное подразделение Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД» при проведении указанного аукциона нарушающими пункт 1 части 1 статьи 3, пункт 4 части 10 статьи 4  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ОАО «РЖД» в лице Хабаровской дирекции материально-технического обеспечения – структурное подразделение Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ  №  29

     

27 июля 2015 год                                                                                         г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…>– заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: <…>-  ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 27.07.2015 № 86 по делу № 8-01/211,  

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «РЖД» в лице Хабаровской дирекции материально-технического обеспечения – структурного подразделения Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД» в срок до 01.09.2015  совершить действия, направленные на устранение нарушений пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 4 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», допущенных при проведении открытого аукциона в электронной форме  на право заключения договора на поставку песка для локомотивов в 2015 году (извещение № 31502517121), с целью чего:

-  впредь исключить случаи неуказания в закупочной документации места поставки товара;

- провести соответствующую разъяснительную работу с должностными лицами, ответственными за организацию и проведение закупок в соответствии с  Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России  не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны