Решение №НВ/7799/24 Решение по отслеженной Хабаровским УФАС России 29.05.2024 ... от 18 июля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 027/05/28-916/2024
18 июля 2024года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Врио руководителя управления.
Члены Комиссии:
начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 027/05/28-916/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения– ООО МКК «КВ Деньги людям» рекламы, нарушающей требованиячасти 3 статьи 28Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в отсутствие представителя ООО МКК «КВ Деньги людям», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении контрольного (надзорного) мероприятия Хабаровским УФАС России 29.05.2024 года отслежена реклама, размещенная на фасаде здания по ул. Льва Толстого, 22 в г. Хабаровске, следующего содержания:
«Займы на условиях «Пенсионерам всегда ободрено» предоставляются наличными денежными средствами в размере 100 руб. на срок от 31 до 35 дней…Процентная ставка составляет 0,7% в день (244,5% для невисокосного или 256,2% для високосного года). Займы предоставляются ООО МКК «КВ Деньги людям ()по тексту –МФО)…».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на привлечение внимания к финансовой услуге, к возможности получения займа в ломбарде, на мотивацию потребителя рекламы на выбор данной услуги.
Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»:
- потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;
- профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
Учитывая изложенное, рассматриваемая информация является рекламой финансовых услуг.
23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Закона о рекламе, внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 N 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.
Норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).
Таким образом, с 23.10.2023 в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержащей информацию о процентных ставках, должны также содержаться сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее - ПСК).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении.
Учитывая положения части 4.1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», определяющей, что понимается под ПСК в денежном выражении, части 11 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», устанавливающей максимально возможное значение ПСК, часть 3 статьи 28 ФЗ«О рекламе» в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, требует при указании в рекламе потребительского кредита (займа) процентной ставки также в такой рекламе указывать информацию о диапазонах значений ПСК в процентах годовых.
Указанная информация о диапазонах значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.
При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.
Таким образом, информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.
В рассматриваемой рекламе указано: «…Процентная ставка составляет 0,7% в день (244,5% для невисокосного или 256,2% для високосного года)…».
Таким образом, диапазоны значений ПСК в рекламе указаны после предоставления информации о процентных ставках.
В связи с чем реклама распространена с нарушением требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе.
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
До рассмотрения дела ООО МКК «КВ Деньги людям» представила пояснения (вход. от 26.06.2024 № 10493-ЭП/24), согласно которым нарушение устранено.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 3статьи 28 Закона несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Лицом, оказывающем финансовые услуги по адресу: г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, 22, ООО МКК «КВ Деньги людям» (ИНН 7708397772, место нахождение: Архангельская область, г.п. Вельское).
Таким образом, рекламодателем, в чьих интересах распространяется реклама, является ООО МКК «КВ Деньги людям».
Письмом от 10.06.2024 № КТ/49922/24 ФАС России в соответствии с пунктом7 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020г. № 1922, наделила полномочиями Хабаровское УФАС России по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ООО МКК «КВ Деньги людям».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащейрекламу следующего содержания:
- «Займы на условиях «Пенсионерам всегда ободрено» предоставляются наличными денежными средствами в размере 100 руб. на срок от 31 до 35 дней…Процентная ставка составляет 0,7% в день (244,5% для невисокосного или 256,2% для високосного года). Займы предоставляются ООО МКК «КВ Деньги людям ()по тексту –МФО)…», размещаемую на фасаде здания по адресу: г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, 22, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательстваООО МКК «КВ Деньги людям» не выдавать в связи с добровольным устранение нарушения..
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме18 июля 2024 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).