Постановление №б\н Постановление о назначении административного наказания по д... от 12 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю – начальник отдела контроля закупок , рассмотрев протокол об административном правонарушении от 12 марта 2021 года и материалы дела № 027/04/14.3-154/2021 об административном правонарушении, в отношении ООО «МУ «ЦМК-Групп» (ИНН 2722113744 680000 г. Хабаровск, ул. Гоголя д. 37, офис 1) в связи с нарушением части 6 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии представителя ООО МУ «ЦМК-Групп» по доверенности б/н от 01 февраля 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
Хабаровским УФАС России в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства 15 января 2021 года отслежена наружная реклама «Центра медицинских комиссий», содержащая недопустимое изображение медицинского работника, размещенная на ул. Гоголя 26В в г. Хабаровске, следующего содержания – «Центр медицинских комиссий 242-242 ул. Гоголя 37 Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста», содержащая:
- с одной стороны рекламного щита: изображение женщины в расстегнутом медицинском халате, в закрытом купальнике, сидящей на большом градуснике;
- с другой стороны рекламного щита: изображение сидящей на таблетке с надписью «Спутник V» женщины, в расстёгнутом ниже груди медицинском халате, немного прикрывающем верхнюю часть бедер, в чулках.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В целях экспертизы и оценки воздействия рекламы на потребителей рекламной информации Хабаровским УФАС России организовано проведение заочного заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Экспертный совет).
В заседании Экспертного совета приняли участие 19 членов из 20.
На повестку заседания Экспертного совета поставлены вопросы:
- Содержит ли реклама непристойный образ в отношении медицинских работников?
- Содержит ли реклама оскорбительный образ в отношении медицинских работников?
- Содержит ли реклама непристойный образ в отношении женского пола?
- Содержит ли реклама оскорбительный образ в отношении женского пола?
По итогам заседания Экспертного совета (протокол от 22 января 2021 года) решено большинством голосов, что в рекламе «Центра Медицинских Комиссий»:
- с изображением женщины с градусником, используется непристойный (18 из 19 голосов) и оскорбительный образ (18 из 19 голосов) в отношении медицинских работников; используется непристойный (15 из 19 голосов) и оскорбительный образ (14 из 19 голосов) в отношении женского пола, следовательно, присутствуют признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
- с изображением женщины в чулках, используется непристойный (17 из 19 голосов) и оскорбительный образ (17 из 19 голосов) в отношении медицинских работников; используется непристойный (11 из 19 голосов) и оскорбительный образ (11 из 19 голосов) в отношении женского пола, следовательно, присутствуют признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Кроме того, указанная выше реклама 15 января 2021 года (исх. № 4/235) Хабаровским УФАС России направлена в адрес Саморегулируемой организации Ассоциации маркетинговой индустрии «Рекламный совет» в г. Санкт Петербург (далее – СРО АМИ «Рекламный совет») с целью проведения последним экспертизы рекламы и для оценки ее содержания на использование в ней непристойных и (или) оскорбительных образов.
По итогам экспертизы и оценки данной рекламы, проведенной членами комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов и общественных объединений Общественного совета по рекламе Санкт-Петербурга и правового комитета СРО АМИ «Рекламный совет» (вх. № 4/1287 от 03.02.2021), эксперты большинством голосов (66,7%) пришли к выводу о наличии в рекламе медицинских услуг «Центра медицинских комиссий» нарушения положений части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», норм, изложенных в статье 3 Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты и статьи 4 Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций (2012 год).
Эксперты мотивировали свою позицию следующим образом.
«Использованный в рекламе женский образ является непристойным, что нарушает часть 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Женщина (и этого было бы достаточно для возмущения), да ещё медицинский работник, в период пандемии совершенно неприемлемо изображена в недопустимом виде, реклама является ненадлежащей в силу этических требований. Кроме этого, реклама вводит в заблуждение относительно того, что именно предлагается купить.
Использованный в данной рекламе женский образ в купальнике, который ни как не связан с объектом рекламирования, является сексуальной объективизацией».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Закона несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламная конструкция, установленная по ул. Гоголя, 26В в г. Хабаровске, передана Департаментом муниципальной собственности администрации г. Хабаровска ООО «МУ «ЦМК-Групп» в соответствии с разрешением № 33191.
Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем одновременно, в чьих интересах распространяется реклама, является ООО «МУ «ЦМК-Групп» (ИНН 2722113744 680000 г. Хабаровск, ул. Гоголя д. 37, офис 1).
До даты рассмотрения дела ООО МУ «ЦМК-Групп» предоставлены письменные пояснения (вх. № 4/3095 от 10.03.2021), из которых следует, что ООО МУ «ЦМК-Групп» с выявленным нарушением не согласно.
«Как следует из письма ФАС России № АД/17355/13 от 29 апреля 2013 года к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точи зрения морали и нравственности.
К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям – слова и изображения, которые в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.
Вместе с тем, ни одна, ни другая реклама не содержит образов, нарушающих нормы морали и нравственности, не ущемляет человеческое достоинство.
В постановлении Конституционного суда Российской Федерации № 4-П от 04 марта 1997 года реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации. Соответственно, главная функция рекламы – привлечь внимание, и в данном случае цель была достигнута.
Решение Экспертного совета является необоснованным, носящим ничем не подтвержденный, чисто субъективный характер. В состав экспертного совета не входит ни одного медицинского работника, что ставит под сомнение объективность мнения членов Экспертного совета о восприятии медицинскими работниками данной рекламы, как непристойной, с точки зрения специфики их профессии».
В ходе рассмотрения дела представитель ООО МУ «ЦМК-Групп» поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, просил применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ и заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3.5 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Административное правонарушение, совершенное ООО «МУ «ЦМК-Групп» не входит в перечень административных правонарушений, указанных в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
ООО «МУ «ЦМК-Групп» относится к категории микропредприятия в соответствии со сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ранее ООО «МУ «ЦМК-Групп» по статье 14.3 КоАП РФ к ответственности не привлекалось.
Кроме того, в совершенном ООО «МУ «ЦМК-Групп» правонарушении отсутствует причинение вреда или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) нарoдов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.
Учитывая наличие совокупности изложенных выше обстоятельств, руководствуясь частями 1, 2 статьи 3.5, частью 1 статьи 4.1.1, статьями 23.48, 29.9, а также статьей 14.3 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
Признать ООО «МУ «ЦМК-Групп» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.