Постановление №027/04/14.3-193/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 13 о назначении административного наказания... от 11 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю – начальник отдела контроля закупок, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 11 марта 2021 года и материалы дела № 027/04/14.3-193/2021 об административном правонарушении, в отношении ООО «Издательский дом «Гранд Экспресс» (ИНН 2724051980 680000 г. Хабаровск, Уссурийский бульвар, 9А) в связи с распространением ненадлежащей рекламы,
в присутствие заместителя генерального директора ООО ИД «Гранд Экспрес» (доверенность б/н от 10.03.2021),
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного надзора за соблюдением требований рекламного законодательства Хабаровским УФАС России в газете «Восход-Ванино» от 06 января 2021 года № 1 (4140) на 8 странице отслежена реклама следующего содержания: «Меховые традиции» Грандиозная выставка шуб 10, 11 января Центральный рынок, Павильон А п. Ванино, ул. Железнодорожная – 6. ПУХОВИК В ПОДАРОК!* Шубы как с обложки на любую фигуру. Жилетки, шапки, пуховики, куртки. Норка, овчина, нутрия, писец, лисица».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Реклама «Меховые традиции» адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: верхней одежде, в частности к шубам, и к акции «ПУХОВИК В ПОДАРОК!», проводимой салоном «Меховые традиции», и тем самым формирует и поддерживает интерес к ним, в связи с чем, полностью попадает под законодательное понятие рекламы.
Из визуально доступной для чтения информации, опубликованной в газете «Восход Ванино», не следует наличие в рекламе условий получения пуховика в подарок.
В ходе подготовки материалов к возбуждению дела МАУ Издательский дом «Восход-Ванино» предоставлен макет рекламы, переданный рекламодателем ИП Трудовым О.Н. в редакцию газеты для размещения (вх. № 4/1027 от 28.01.2021).
Данный макет содержит условия рекламируемой акции. Так, между словами «Пуховик» и «в подарок!» доступным для чтения шрифтом указано, что «*пуховик выдается в подарок при покупке шубы стоимостью 100 000 рублей и выше».
В рекламе, размещенной в газете, данные существенные условия участия в акции присутствуют. Однако соотношение основной привлекательной информации к дополнительной, но обязательной к размещению, размер шрифта, написание данной информации мелким, расплывчатым, нечитабельным шрифтом, делает ее не доступной для восприятия, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять указанную информацию.
Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации об условиях участия в акции, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически отсутствуют в рекламе.
Из пункта 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» следует, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Информация об условиях участия в акции, является существенной, отсутствие которой вводит потребителя в заблуждение относительно условий проведения акции.
Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что ответственность за нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.
В тоже время, как указано выше, рекламодатель ИП Трудов О.Н. предоставил в редакцию газеты «Восход Ванино» макет рекламы в полном соответствии с рекламным законодательством, содержащий всю необходимую и существенную информацию. Однако при верстке газеты и её последующей печати существенная информация в рекламе изображена таким образом, что она не воспринимается потребителем, что свидетельствует о ее фактическом отсутствии.
Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 16 ФЗ «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».
В макете рекламы данная пометка: «Реклама 0+» содержится в нижнем левом углу. В тоже время данная, обязательная к размещению информация, также нечитабельна, не воспринимается потребителем, что также свидетельствует о ее формальном наличии, но фактическом отсутствии.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 16 Закона несет рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Редакция газеты «Восход-Ванино» создано в форме юридического лица – МАУ Издательский дом «Восход-Ванино» (ИНН 2709008941). Таким образом, рекламораспространителем является МАУ Издательский дом «Восход-Ванино» (ИНН 2709008941).
В тоже время, согласно части 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Из письма МАУ Издательский дом «Восход-Ванино» (вх. № 4/1331 от 03.02.2021) следует, что рекламопроизводителем, лицом, осуществляющем верстку и печать газеты «Восход Ванино» от 06.01.2021 № 1 (4140) является ООО «Издательский дом «Гранд Экспресс» (ИНН 2724051980). Макет рекламы «Меховые традиции» переданы рекламопроизводителю в полном соответствии рекламному законодательству, содержащие всю необходимую и обязательную информацию в читабельном виде.
Таким образом, рекламопроизводителем – лицом, осуществляющим полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, является ООО «Издательский дом «Гранд Экспресс» (ИНН 2724051980 680000 г. Хабаровск, Уссурийский бульвар, 9А).
Учитывая тот факт, что МАУ Издательский дом «Восход-Ванино» переданы в типографию ООО «Издательский дом «Гранд Экспресс» макет рекламы для верстки газеты и ее печати в полном соответствии с рекламным законодательством, содержащий всю необходимую и существенную информацию, а типографией, в свою очередь, верстка и печать произведены таким образом, что существенная и обязательная информация в рекламе стала нечитабельной, мелкой, размытой, не воспринимающейся потребителем, что свидетельствует о ее фактическом отсутствии, следовательно, нарушение произошло по вине рекламопроизводителя, то есть ООО «ИД «Гранд-Экспресс».
В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Издательский дом «Гранд Экспресс» пояснил, что типография не осуществляет верстку рекламных полос или изготовление рекламы в газете «Восход Ванино», типография верстает только полосы с телевизионной программой.
На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3.5 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Административное правонарушение, совершенное ООО «Издательский дом «Гранд Экспресс» не входит в перечень административных правонарушений, указанных в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
ООО «Издательский дом «Гранд Экспресс» относится к категории малые предприятия в соответствии со сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ранее ООО «Издательский дом «Гранд Экспресс» по статье 14.3 КоАП РФ к ответственности не привлекалось.
Кроме того, в совершенном ООО «Издательский дом «Гранд Экспресс» правонарушении отсутствует причинение вреда или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) нарoдов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.
Учитывая наличие совокупности изложенных выше обстоятельств, руководствуясь частями 1, 2 статьи 3.5, частью 1 статьи 4.1.1, статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
Признать ООО «Издательский дом «Гранд Экспресс» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.