Решение №93 Решение № 93 в отношении ПАО «РАО Энергетические системы Вос... от 21 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                

РЕШЕНИЕ № 93

20 августа 2015 года                                                                                    г. Хабаровск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

ПАО «РАО Энергетические системы Востока» - <…> (доверенность от 09.06.2015 № 845), <…> (доверенность от 01.07.2015 № 850/1)   

ООО «СпецСервис» - уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя в заседание комиссии не обеспечило,

рассмотрев жалобу ООО «СпецСервис» на действия ПАО «РАО Энергетические системы Востока», материалы дела № 8-01/223,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «СпецСервис» на действия ПАО «РАО Энергетические системы Востока» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по внедрению автоматизированной системы контроля и учета использования электроэнергии (АИИС КУЭ) для нужд ОАО «Магаданэнерго» (извещение № 31502507033).

Из жалобы общества следует, что в закупочной документации не указаны параметры эквивалентности поставляемого товара, созданы преимущественные условия участия в закупке производителю оборудования, указанного в техническом задании, документация не допускает поставки аналогичного по характеристикам оборудования, что препятствует доступу к участию в закупке и нарушает антимонопольное законодательство.

Организатор закупки в представленных возражениях и его представители в заседании комиссии с доводами жалобы не согласились, пояснив, что общество не имело право обжаловать положения документации, поскольку не подавало заявку на участие в закупке. Проводимая закупка направлена на организацию приборного учета и создание АИИСКУЭ в ПАО «Магаданэнерго». С 2014 года в филиале ПАО «Магаданэнерго» «Магаданэнергосбыт» в рамках создания АИИСКУЭ организована система учета электроэнергии, функционирующая под управлением закупленного сертифицированного ПТК РМС 2150 (производитель ЗАО «Радио и Микроэлектроника»). В г. Сусуман введена в работу первая из четырех очередей данной системы под управлением ПТК РМС 2150, который работает по локальной вычислительной сети и состоит из системы управления базой данных, расположенной на сервере общества, а также программного обеспечения автоматизированных рабочих мест абонентского отдела, обеспечивающего информационное взаимодействие с центральной базой данных, формирование основных платежей, команд управления счетчиками, интегрированными в ПТК РМС 2150. В рамках проводимой закупочной процедуры предполагается продолжить дальнейшее оснащение приборами учета электроэнергии потребителей с последующей интеграцией в существующий и работающий в данных населенных пунктах ПТК РМС 2150 для организации работы филиала в целом. Предметом закупки являются работы, а не поставка оборудования, ссылки на конкретного производителя приборов учета в документации отсутствуют, имеющаяся в документации информации о производителе предустановленного оборудования носит информационный характер. Организация нового ПТК техническим заданием не предусматривается, так как это потребует внедрения дополнительных рабочих мест, закупки дополнительного сервера, установки новых АРМ, выделения дополнительных площадей, приведет к значительным финансовым затратам общества.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заслушав представителей заказчика, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

В соответствии  с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Частью 2 этой же статьи установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу пункта 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

Поскольку жалоба общества содержит доводы о неразмещении в составе закупочной документации параметров эквивалентности поставляемого товара, что свидетельствует о ненадлежащем информационном обеспечении закупки и препятствует подаче заявки, применительно к приведенным правовым нормам данные действия заказчика (организатора закупки) могут быть обжалованы помимо лиц, подавших заявки на участие в закупке, также и иными лицами, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения соответствующих процедур.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом № 223-ФЗ.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (часть 10 статьи 8 Закона № 223-ФЗ).

26.06.2015 ПАО «РАО Энергетические системы Востока» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31502507033 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по внедрению автоматизированной системы контроля и учета использования электроэнергии (АИИС КУЭ) для нужд ОАО «Магаданэнерго», конкурсная документация. Дата и время окончания подачи заявок 07.08.2015, рассмотрение заявок 21.08.2015, подведение итогов конкурса 04.09.2015.

Закупка проводится по трем лотам: Лот №1 «Внедрение автоматизированной системы контроля и учета использования электроэнергии (АИИС КУЭ) в бытовом и мелкомоторном секторе с. Балаганное, Тауйск, Талон» для нужд филиала ОАО «Магаданэнерго» «Магаданэнергосбыт» (ГКПЗ №3014.1); Лот №2 «Внедрение автоматизированной системы контроля и учета использования электроэнергии (АИИС КУЭ) в бытовом и мелкомоторном секторе г. Сусуман и мкр. Берелех» для нужд филиала ОАО «Магаданэнерго» «Магаданэнергосбыт» (ГКПЗ №3014.2); Лот №3 «Внедрение автоматизированной системы контроля и учета использования электроэнергии (АИИС КУЭ) на подстанциях ОАО «Магаданэнерго» с организацией спутниковых каналов связи» для нужд филиала ОАО «Магаданэнерго» «Магаданэнергосбыт» (ГКПЗ №3014.3).

Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 1 – 27966000,00 руб. с учетом НДС, по лоту № 2 – 21130260,00 руб. с учетом НДС, по лоту № 3 – 27580140,00 с учетом НДС.

Организатором закупки выступает ПАО «РАО Энергетические системы Востока», документация утверждена организатором закупки, закупка проводится по месту нахождения организатора. Заказчиком является ПАО «Магаданэнерго».

Частями 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен и иных проводимых в соответствии с Законом № 223-ФЗ закупок запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При этом не любые действия при проведении торгов, запроса котировок цен и иных процедур могут быть признаны нарушающими антимонопольное законодательство, а только те, которые не соответствуют закону и негативным образом влияют на состояние конкуренции при их проведении.

Согласно пунктам 1, 5 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, о начальной (максимальной) цене договора.

Из приведенных норм следует, что закупаемые заказчиком товары, работы, услуги в их качественных, технических, ценовых и иных характеристиках, прежде всего должны соответствовать потребностям заказчика и такая потребность Законом № 223-ФЗ не ограничивается.

Подпунктом 6.4.2 пункта 6.4 Положения о закупке продукции для нужд ОАО «Магаданэнерго» допускается указание в закупочной документации ссылок на ТУ конкретного разработчика, торговые марки (лицензии, патенты и иные указания на конкретного производителя или конкретную модель) когда это обусловлено соображениями совместимости закупаемой продукции и ранее закупленной технически сложной продукции, при условии, что на рынке отсутствует равноценная замена либо когда это является единственно возможным способом описания закупаемой продукции.

Техническими заданиями по лотам №№ 1, 2 определен перечень, объем и порядок проведения работ по внедрению автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электрической энергии (АИИСКУЭ) бытовых потребителей для ПАО «Магаданэнерго». Проект является развитием уже существующей в населенных пунктах автоматизированной системы на базе оборудования производства ЗАО «РиМ Торговый Дом» и программного комплекса РМС 2150. Дальнейшее расширение АИИС КУЭ - добавление новых счетчиков электроэнергии не должно вызывать необходимости доработки системы, ИВК должна обеспечивать сопряжение с существующим ПО заказчика, обеспечивать интеграцию центров сбора данных с существующим ПО «ПТК РМС 2150», оборудование внедряемой системы должно быть совместимым с существующим ПТК на базе РМС-1250.

Техническим заданием по лоту № 3 установлено, что проект является развитием существующей АИИСКУЭ, реализованной на программно-техническом комплексе ПК «Энергосфера» производства ООО «Прософт-Системы» г. Екатеринбург. Внедряемая автоматизированная система коммерческого учета должна  обеспечивать интеграцию данных с приборов учета электроэнергии различных производителей как на верхнем уровне программного обеспечения (сервер), так и на среднем аппаратном уровне (УСПД и оборудование связи для передачи информации на сервер). Сбор данных должен осуществляться дистанционно на автоматизированное рабочее место (АРМ), на сервер ПАО «Магаданэнерго» при помощи существующего программного комплекса «Энергосфера».

Технические задания по указанным лотам содержат установленные требования к поставляемому в рамках исполнения договоров товару, характеристики, которым должен отвечать предлагаемый к поставке товар, что соответствует положениям Закона № 223-ФЗ.

В размещенных на официальном сайте разъяснениях организатором закупки указано на возможность поставки в рамках лотов №№ 1, 2 аналогичного оборудования, при условии его полного соответствия техническим параметрам, указанным в техническом задании, а также возможности совместимости с существующим ПТК. Техническое задание по данным лотам не предусматривает закупку продукции под маркой РМС-2150, так как идет описание уже имеющегося у заказчика оборудования.

Предметом закупки является право заключения договора по выполнению работ по созданию следующей очереди автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии для нужд ПАО «Магаданэнерго». Техническими заданиями закупочной документации предусмотрено, что закупаемое оборудование не должно конфликтовать с существующим программным комплексом заказчика. Ссылок на необходимость поставки оборудования конкретного производителя документация не содержит.

Установленные в документации требования к выполняемым работам и поставляемому оборудованию применяются в равной мере ко всем претендентам на участие в закупке, закупка товара с определенными характеристиками обусловлена потребностью заказчика, в связи с чем основания для вывода о нарушении Закона № 223-ФЗ и Закона о защите конкуренции при формировании предмета закупки, технического задания отсутствуют.

 Кроме того, протоколом вскрытия конвертов с заявками от 07.08.2015 подтверждается, что на участие в конкурсе поступили заявки от четырех претендентов, в числе которых производители оборудования, поименованные в документации, отсутствуют.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «СпецСервис» на действия ПАО «РАО Энергетические системы Востока» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по внедрению автоматизированной системы контроля и учета использования электроэнергии (АИИС КУЭ) для нужд ОАО «Магаданэнерго» (извещение № 31502507033) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны