Решение №027/05/5-693/2019 Решение по делу по признакам нарушения законодательства Росс... от 18 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев дело № 027/05/5-693/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения –  индивидуальным предпринимателем Жуковой Еленой Сергеевной (ИНН 272212251289, место регистрации: 680000 г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 39, кв. 116) рекламы, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»,

в присутствии индивидуального предпринимателя Жуковой Елены Сергеевны,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес  Хабаровского УФАС России поступило заявление (вх. № 4/10150 от 22.08.2019) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации, поступившее из Еврейского УФАС России, о признаках нарушения требований рекламного законодательства при  распространении наружной рекламы - «Торговый дом «ЗОЛОТО» ЛОМБАРД*СКУПКА*ОБМЕН СТАРЫХ золотых украшений на НОВЫЕ», размещенной на фасаде торгового центра «Бира Сити», расположенного по ул. Советская – 50 в г. Биробиджан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»)  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная реклама ориентирована на неопределенный круг лиц,  направлена на привлечение внимания к ломбарду, на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуг, оказываемых ломбардом, в том числе на осуществление им скупки ювелирных изделий и обмена старых золотых украшений на новые.

         В соответствии с требованиями части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – ФЗ «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Статьей 1 ФЗ «О ломбардах» определено, что ломбард осуществляет  кредитование граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей.

Согласно части 4 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

В силу указанной нормы ломбарды не вправе осуществлять скупку и обмен старых золотых украшений на новые.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара

Наличие в вышеназванной рекламе ломбарда информации о деятельности, запрещенной ФЗ «О ломбардах» свидетельствует о том, что в ней содержатся не соответствующие действительности сведения о характеристиках предоставляемых ломбардом услуг, а именно – «скупка» и «обмен старых золотых украшений на новые», что нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований  пункта 2 части 3 статьи 5 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

В ходе рассмотрения заявления Хабаровским УФАС России сделан запрос в ООО «Бира Сити» (исх. № 4/8209 от 28.08.2019) о рекламодателе указанной рекламы.

По информации, предоставленной индивидуальным предпринимателем Мамедовым Х.А. (вх. № 4/11013э от 09.09.2019), в торговом центре «Бира Сити» деятельность ломбарда осуществляет ООО «Ломбард городской центр расчетов», занимающий нежилое помещение площадью 10 кв.м согласно договору аренды части площади нежилого помещения от 31 мая 2019 года. Договор на размещение рекламы с ООО «Ломбард городской центр расчетов» ИП Мамедов Х.А. не заключал.

Аналогичный договор заключен ИП Мамедовым Х.А. с ИП Жуковой Еленой Сергеевной, которой  в возмездное пользование передана часть нежилого помещения площадью 128,7 кв.м  в торговом центре «Бира Сити», расположенном по ул. Советская – 50 в г. Биробиджан. 

Согласно пункту 5.1.2 договора ИП Жукова Е.С. вправе установить на фасаде Помещения вывеску, размером не более 15 метров, в соответствии с пунктом 5.1.3 – дизайн, и месторасположение вывески согласовано сторонами в Приложении № 3 к договору. В Приложении № 3 к Договору аренды нежилого помещения от 31.05.2019 ИП Жукова Е.С. согласовала дизайн и месторасположение вышеуказанной рекламы.

Таким образом, рекламодателем, в чьих интересах распространяется реклама, является индивидуальный предприниматель Жукова Елена Сергеевна (ИНН 272212251289, место регистрации: 680000 г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 39, кв. 116).

 

В ходе подготовки материалов дела к рассмотрению ИП Жуковой Е.С. предоставлены письменные пояснения (вх. № 4/12440э от 10.10.2019).

Согласно пояснениям ИП Жукова Е.С. является директором магазина «Золото», который входит в сеть ювелирных магазинов ТД «Золото». ТД «Золото» это сеть ювелирных магазинов, объединенных под брендовым наименованием «Золото».

На территории магазина расположен ломбард (ЛГЦР). Почти в каждом ювелирном магазине ТД «Золото» располагается ломбард, который либо арендует площадь у магазина «Золото», либо у ТЦ. Ломбард находится внутри ювелирного магазина в ряду прилавков. Информация, размещаемая на баннере, доносит потребителю рекламы сведения о том, что в ТД «Золото» оказываются следующие услуги населению:

- услуги ломбарда;

- услуги скупки;

- услуга обмен старых украшений на новые.

Услуги ломбарда оказывает ООО «ЛГЦР». Услуги «скупка» и «обмен» оказывает ИП Жукова Е.С.

Реквизиты ООО «ЛГЦР» и ИП Жуковой Е.С. на рекламном баннере указаны в соответствии с законодательством.

ИП Жукова Е.С. считает, что на рекламном баннере ТД «Зотото» не содержится информация о том, что ломбард осуществляет услуги скупки и обмена. Рекламный баннер ТД «Золото» содержит перечень услуг, оказываемых ювелирными магазинами, входящими в ТД «Золото». Юридические лица, оказывающие эти услуги, на рекламном баннере указаны.

 

Учитывая доводы ИП Жуковой Е.С. Комиссия приходит к решению о переквалификации нарушения с пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» на часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» по следующим основаниям.

Рекламная информация является самостоятельным объектом анализа на соответствие требованиям законодательства. В каждом конкретном случае рассмотрению подлежит реклама определенного содержания, то есть вся информация, содержащаяся в ней, рассматривается в комплексе.

Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями. Потребитель не обязан проводить анализ рекламы, чтобы добиться верного и полного понимания ее содержания.

Вышеуказанная наружная реклама содержит конкретную информацию – «Торговый дом «Золото». ЛОМБАРДЪ*СКУПКА* ОБМЕН СТАРЫХ золотых украшений на НОВЫЕ». Данная реклама в нижней части баннера сопровождается информацией: «ИП Жукова Е.С. ИНН 272212251289 Свидетельство ОГРНИП 27 № 000828963 от 26.03.2005г. Зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Хабаровскому краю. ООО «Ломбард городской центр расчетов» Свидетельство о постановке на спец. учет № 0040003274», выполненной мелким по отношению к основному содержанию шрифтом. Указанная реклама не является двусмысленной, содержание ее прямолинейно и четко.

 

Данная реклама является комплексной, содержит информацию одновременно о двух лицах – ИП Жуковой Е.А. (осуществляющей деятельность ювелирного магазина) и ООО «ЛГЦР» (осуществляющего деятельность ломбарда»).

Как указывалось выше, понятие ломбарда определено  частью 1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах», в соответствии с которой  ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

То есть ломбард – это не вид деятельности, а организация, иными словами, своего рода предприятие, оказывающее услуги по предоставлению займов под залог имущества. Под словом «ломбард» понимается определенное предприятие, как будь то «ювелирный магазин», «кафе», «гостиница», «банк», «больница» и так далее, все иные слова, используемые в рекламе - «Скупка. Обмен старых золотых украшений на новые» обозначают оказываемые услуги, в частности ювелирного магазина.

Данная реклама содержит коммерческое наименование двух предприятий – ТД «Золото» и Ломбард, наименование двух лиц – ИП Жукова Е.С. и ООО «ЛГЦР» и две, предлагаемые потенциальным потребителям, услуги – скупка и обмен старых украшений на новые.

Данная реклама не содержит каких-либо оговорок, например, о том, что содержащиеся в ней слова «Скупка. Обмен старых золотых украшений на новые» относятся не к ломбарду, а к ювелирному магазину.

В рекламе отсутствует информация, позволяющая четко индивидуализировать конкретный объект услуг, оказываемых ломбардом (о предоставлении краткосрочных займов под залог движимого имущества).

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Смешение в одной рекламе нескольких организаций, указание на виды деятельности, только одной из них, наличие в рекламе двух наименований лиц, оказывающих услуги, без привязки к той, которая непосредственно оказывается, искажает смысл информации об услугах и лицах их предоставляющих из-за отсутствия в рекламе части существенной информации.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований  части 7 статьи 5 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

Объект рекламирования и содержание рекламы одновременно ломбарда и ювелирного магазина определила ИП Жукова Е.С., что подтверждается Приложением № 3 к Договору аренды нежилого помещения в торговом центре «Бира Сити», расположенном по ул. Советская – 50 в г. Биробиджан,  от 31 мая 2019 года.

Учитывая единое место осуществления деятельности ООО  «ЛГЦР» и ИП Жуковой Е.С. и тот факт, что Жукова Е.С. одновременно является учредителем ООО «ЛГЦР», допускается заключение договоров на оказание услуг для взаимных нужд, в том числе на размещение рекламы.

 

В ходе рассмотрения дела ИП Жукова Е.С. поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях, дополнив, что услуги ювелирного магазина и ломбарда оказываются в одном месте, ООО «ЛГЦР» арендует у ИП Жуковой Е.С. помещение внутри ювелирного магазина, поэтому и в рекламе сочли необходимым донести до потребителей информацию о том, что в ТД «Золото» каждый желающий может воспользоваться и услугами ломбарда, и продать ювелирные украшения, и обменять их на новые.

Довод об аренде ООО «ЛГЦР» у ИП Жуковой Е.С. помещения внутри ювелирного магазина отклоняется, поскольку согласно договору аренды от 31 мая 2019 года ООО «ЛГЦР» арендует нежилое помещение площадью 10 кв.м в торговом центре «Бира Сити» у ИП Мамедова Х.А. (владельца здания торгового центра), а не у ИП Жуковой Е.С. (ответ ИП Мамедова Х.А.  вх. № 4/11013э от 09.09.2019).

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей наружную рекламу следующего содержания – «Торговый дом «Золото». ЛОМБАРДЪ*СКУПКА* ОБМЕН СТАРЫХ золотых украшений на НОВЫЕ ИП Жукова Е.С. ИНН 272212251289 Свидетельство ОГРНИП 27 № 000828963 от 26.03.2005г. Зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Хабаровскому краю. ООО «Ломбард городской центр расчетов» Свидетельство о постановке на спец. учет № 0040003274», размещенную на фасаде торгового центра «Бира Сити», расположенного по ул. Советская – 50 в г. Биробиджан, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю Жуковой Елене Сергеевне (ИНН 272212251289, место регистрации: 680000 г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 39, кв. 116) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 18 октября 2019 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны