Решение №НК/2000/23 Решение по жалобе (вх. № 527/23 от 17.01.2023) о распростра... от 2 марта 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 027/05/8-60/2023
02 марта 2023 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 027/05/8-60/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения – ИП Степаняном А.В. рекламы, нарушающей требования статьи 8 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в отсутствие ИП Степаняна А.В., надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (вх. № 2912/23 от 28.02.2023),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступило обращение (вх. № 527/23 от 17.01.2023) о распространении 16 января 2023 года в подъезде дома № 4 по ул. Лермонтова в Хабаровске рекламных листовок, содержащих следующую информацию «Симба Пицца» Твоя бесплатная пицца. 1. Зайди на сайт или в приложение. 2. Добавь в корзину товары от 890 рублей. 3. Введи промокод 9191. ГОТОВО!!! Успей в течении 7 дней. Simbapizza.ru Бесплатная доставка».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из содержания вышеуказанной информации следует, что таковая по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (пиццерии «Симба Пицца», сайту, через который оформляется доставка), формирование и поддержание интереса к нему.
Реализация товаров посредством Интернета осуществляется в рамках договора розничной купли-продажи и подпадает под понятие дистанционный способ продажи.
В статье 497 ГК РФ (часть 2) дано определение дистанционного способа продажи, в соответствии с которым договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Таким образом, данный договор характеризуется двумя отличительными признаками: во-первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо с его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и во-вторых, определение ознакомления с товаром (каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т.д.).
В пункте 12 Правил продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 (далее - Правила), Продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты.
Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцу кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.
В части 3 статьи 497 ГК РФ определен момент исполнения договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом продажи: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
Указанная реклама исключает возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством получения продавцом сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар.
Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой товаров при дистанционном способе их продажи.
В соответствии с требованиями статьи 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Однако в нарушение требований статьи 8 ФЗ «О рекламе» указанная выше реклама не содержит сведений о наименовании, месте нахождении, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица либо сведений о фамилии, имени, отчестве, основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя, осуществляющего продажу товаров дистанционным способом.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 8 Закона несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 8 Закона возложена на рекламораспространителя – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Их информации, размещенной на сайте Simbapizza.ru, следует, что деятельность по реализации и доставке пиццы и иных блюд осуществляет индивидуальный предприниматель Степанян Арут Валодович .
Таким образом, одновременно и рекламодателем, и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы, является ИП Степанян А.В.
До даты рассмотрения дела ИП Степанян А.В. предоставил информацию о добровольном прекращении распространения ненадлежащей рекламы (вх. № 2912/23 от 28.02.2023).
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: «Симба Пицца» Твоя бесплатная пицца. 1. Зайди на сайт или в приложение. 2. Добавь в корзину товары от 890 рублей. 3. Введи промокод 9191. ГОТОВО!!! Успей в течении 7 дней. Simbapizza.ru Бесплатная доставка», размещаемую на рекламных листовках, распространяемых в подъезде дома № 4 по ул. Лермонтова в Хабаровске, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 ФЗ «О рекламе».
2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства ИП Степаняну А.В. не выдавать в связи с добровольным прекращением распространения ненадлежащей рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 02 марта 2023 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).