Решение №8-01/163 по жалобе ООО «АЭК» на действия АО «ДГК» при проведении запр... от 11 июня 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №8-01/163

(027/01/18.1-298/2019)

11 июня 2019 года г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе

<…>

в присутствии представителей:

- АО «Дальневосточная генерирующая компания» - <…> – по доверенности, <…>. – по доверенности,

- ООО «Аудиторская экспертная компания» - уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание комиссии не обеспечило,

рассмотрев жалобу ООО «АЭК» на действия АО «ДГК» при проведении запроса предложений в электронной форме «Разработка и экспертиза промышленной безопасности обоснования безопасности опасных производственных объектов структурных подразделений ВТЭЦ-2, ПТС для филиала Приморская генерация» (извещение №31907796297), материалы дела №027/01/18.1-298/2019,

УСТАНОВИЛА:

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «АЭК» на действия АО «ДГК» при проведении запроса предложений в электронной форме «Разработка и экспертиза промышленной безопасности обоснования безопасности опасных производственных объектов структурных подразделений ВТЭЦ-2, ПТС для филиала Приморская генерация» (извещение №31907796297).

Из жалобы следует, что предъявленные заказчиком к участникам закупки требования, изложенные в пп. 8.2, 8.3, 8.4, 8.6 являются незаконными, так как относятся к работам по проектированию в области капитального строительства, что нарушает Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

04.06.2019 в Хабаровское УФАС России поступили письменные возражения АО «ДГК» из них следует, что заявка участника ООО «АЭК» была отклонена в соответствии с п. 4.9.6 документации о закупке в связи с тем, что в составе заявки участника представлена выписка из СРО Ассоциации проектировщиков «СтройАльянсПроект» №371090419 от 09.04.2019, в которой отсутствует информация об уровне ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, что не соответствует требованию п. 8.2 технических требований. Требования к участникам закупки, установленные пунктами 8.2, 8.3, 8.4, 8.3 раздела 8 технических требований, обусловлены необходимостью получить качественные услуги, в соответствии с требованием законодательства и руководящих документов в области промышленной безопасности.

Из письменных возражений ООО «АЭК» от 06.06.2019 №З-Ф/2 на письменные возражения АО «ДГК» от 04.06.2019 №01.8/5267 следует, что согласно техническому заданию обоснование безопасности разрабатывается не в составе проектной документации, а как самостоятельный документ, соответственно требование о том, что разработка обоснования безопасности в данном случае должна быть осуществлена проектной организацией, не приемлемо. Заказчик не может требовать соблюдения всех требований к участникам, изложенных в технических требованиях, так как эти требования относятся только к проектным организациям. ООО «АЭК» является действующим членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.

Рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Принятие решения по жалобе ООО «АЭК» в порядке ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции откладывалось до 14:10 11.06.2019.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые является предметом конкурентной закупки, их функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик; место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота); форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей; порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки); требования к участникам такой закупки.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

На основании пункта 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

22.04.2019 АО «Дальневосточная генерирующая компания» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке №31907796297 о проведении запроса предложений в электронной форме «Разработка и экспертиза промышленной безопасности обоснования безопасности опасных производственных объектов структурных подразделений ВТЭЦ-2, ПТС для филиала Приморская генерация». Дата начала срока подачи заявок – 22.04.2019 (МСК). Дата и время окончания подачи заявок – 07.05.2019 в 16:00 (МСК). Дата подведения итогов – 31.05.2019 (МСК). Начальная (максимальная) цена контракта – 2 000 000, 00 руб.

Подпунктом 1.2.2 пункта 1.2 документации о закупке определен предмет договора и номер лота: Лот №415025, ГКПЗ-2019: «Разработка и экспертиза промышленной безопасности обоснования безопасности опасных производственных объектов структурных подразделений Владивостокская ТЭЦ-2, Приморские тепловые сети».

В соответствии с техническими требованиями приложение №1 к документации о закупке предметом закупки является как обоснование безопасности технологических процессов, так и экспертиза промышленной безопасности.

Разделом 3 документации о закупке установлены общие требования к участникам закупки.

Согласно подпункту 4.5.1.1 пункта 4.5 раздела 4 документации о закупке участник должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 (приложение №4 – состав заявки) в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7.

Пунктом 8 технических требований установлен перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям. В составе своей заявки участник должен предоставить документы, подтверждающие соответствие участника закупки установленным требованиям: 1) копия лицензии на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта на основании требований п. 15 ФНиП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (Приказ Ростехнадзора № 538 от 14.11.2013г.), а также изменений, вносимых в обоснование безопасности опасного производственного объекта по направлениям деятельности предприятия по объектам нефтепродуктообеспечения и объектам тепло- и электроэнергетики, и другие ОПО, использующие оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре воды более 115 градусов Цельсия (согласно требований Приказа Ростехнадзора от 09.09.2015 № 355) (п. 8.1); 2) выписка из реестра членов саморегулируемой организации (далее также СРО), основанной на членстве лиц, осуществляющих выполнение проектных и изыскательских работ на особо опасных объектах на основании требований ч. 1,4 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ. Выписка из реестра членов СРО должна быть оформлена по форме, установленной органом надзора за саморегулируемыми организациями, и содержать сведения об уровне ответственности участника по компенсационному фонду возмещения вреда и компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, соответствующем предложенной стоимости выполнения работ по договору. Дата выписки не должна быть старше одного месяца на дату подачи заявки участника (п. 8.2); 3) выписка из национального реестра специалистов (НОПРИЗ) на виды работ: организация выполнения работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, на основании ч. 4 ст. 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ (п.8.3); 4) копии протоколов на специалистов, указанных в п. 8.3, подтверждающих наличие у них аттестации в области промышленной безопасности в органах Ростехнадзора, по областям надзора: А, Б.1.8., Б.8.22, Б.10.1 согласно требованиям Приказа Ростехнадзора от 06.04.2012 № 233 (п. 8.4); 5) удостоверения экспертов в области промышленной безопасности – Э8 ОБ (Опасные производственные объекты нефтепродуктообеспечения) и Э12 ОБ (Опасные производственные объекты тепло- и электроэнергетики), согласно требованиям Приказа Ростехнадзора от 09.09.2015 № 355 (п. 8.5); 6) полис страхования ответственности перед третьими лицами в случае причинения вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и окружающей среде вследствие недостатков работ при осуществлении деятельности по разработке и экспертизе обоснования безопасности ОПО, в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.03.2017 № 31-ФЗ «О внесении изменений в ст. 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и ст. 60 «Градостроительного кодекса» РФ» (п. 8.6); 7) расчет стоимости работ, выполненный в соответствии с требованием п.6 данных технических требований (п. 8.7).

В соответствии с протоколом открытия доступа к заявкам участников от 07.05.2019 №795 на участие в запросе предложений в электронной форме поданы следующие заявки: АО «МЭЦ» с ценовым предложением - 1 890 000,00 руб.; АО «АЭК» с ценовым предложением - 1 850 000,00 руб.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии от 24.05.2019 №796 закупочная комиссия решила отклонить заявку участника ООО «АЭК», как несоответствующую требованиям документации о закупке, а именно в составе заявки участника представлена выписка из СРО Ассоциации проектировщиков «СтройАльянсПроект» №371090419 от 09.04.2019г., в которой отсутствует информация об уровне ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, что не соответствует требованию п. 8.2 технических требований (приложение №1 документации о закупке).

Из заявки ООО «МЭЦ» следует, что представлены все необходимые документы в соответствии с закупочной документацией документы, а также выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 25.04.2019 №6-в, где установлен первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (не превышает 25 000 000,00 рублей) и установлен первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (не превышает 25 000 000,00 рублей).

ООО «АЭК» в своей заявке представило все необходимые документы в соответствии с закупочной документацией, а также выписку из реестра членов саморегулируемой организации от 09.04.2019 №371090419, где установлен первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен в компенсационный фонд возмещения вреда (не превышает 25 000 000,00 рублей).

Однако в выписке из реестра членов саморегулируемой организации от 09.04.2019 №371090419 не заявлен уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом не внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Вместе с тем, по аналогичной закупке (извещение №31907835073) ООО «АЭК» в составе своей заявки представил выписку из реестра членов саморегулируемой организации от 29.04.2019 №371090419, где установлен первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, что означает наличие соответствующего уровня ответственности.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии от 24.05.2019 №796 закупочная комиссия решила заключить договор на разработку и экспертизу промышленной безопасности обоснования безопасности опасных производственных объектов структурных подразделений Владивостокская ТЭЦ-2, Приморские тепловые сети» (лот №415025)» с единственным участником конкурентной закупки - АО «МЭЦ» на сумму не более 1 890 000,00 руб. без учета НДС, НДС не облагается.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта.

В соответствии с п. 8 Приказа Ростехнадзора от 15.07.2013 №306 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта» разработчик обоснования безопасности обязан представлять о членстве разработчика обоснования безопасности в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.

Пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (далее – ГрК РФ) установлено, что требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части, в том числе требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 ГрК РФ, - не менее чем два специалиста по месту основной работы.

Согласно ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

В соответствии с пунктом 4.2 пункта 5 статьи 60 ГрК РФ собственник здания, сооружения, концессионер, частный партнер, застройщик, которые возместили в соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, требований безопасности при сносе здания, сооружения, и выплатили компенсацию сверх возмещения вреда в соответствии с частями 1 - 3 настоящей статьи, имеют право обратного требования (регресса) в размере возмещения вреда и выплаты компенсации сверх возмещения вреда к организации, которая провела экспертизу промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта, если вред причинен в результате применения обоснования безопасности опасного производственного объекта и имеется положительное заключение экспертизы промышленной безопасности такого обоснования.

Подпунктом б пункта 10 Приказа Ростехнадзора от 29.01.2007 №37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» установлено, что аттестация по вопросам безопасности проводится для специалистов организаций, в том числе разрабатывающих проектную, конструкторскую и иную документацию, связанную с эксплуатацией объекта.

Поскольку требования заказчика к подтверждению соответствия участника закупки и документам, представляемые в составе заявки в целях подтверждения соответствия их установленным требованиям согласуются с приведенными правовыми актами, в составе заявки ООО «АЭК» представлена выписка из СРО Ассоциации проектировщиков «СтройАльянсПроект» от 09.04.2019 №371090419, в которой в нарушение п. 8.2 раздела 8 технических требований отсутствует информация об уровне ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, данная заявка правомерно отклонена закупочной комиссией, исходя из таких обстоятельств, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу признать жалобу необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «АЭК» на действия АО «ДГК» при проведении запроса предложений в электронной форме «Разработка и экспертиза промышленной безопасности обоснования безопасности опасных производственных объектов структурных подразделений ВТЭЦ-2, ПТС для филиала Приморская генерация» (извещение №31907796297) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ООО "АЭК"
ИНН 7802747470, ОГРН 1117847135273
АО "ДГК"
ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769