Решение №ЛИ/11890/22 Решение по жалобе Дальневосточного ГУ Банка России (вх. №... от 10 ноября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 027/05/28-1277/2022
10 ноября 2022 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 027/05/28-1277/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Сизых А.А. рекламы с нарушением требований частей 1, 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе»,
в отсутствие:
- Сизых А.А., извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела;
- заявителя – представителя Дальневосточного ГУ Банка России, извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступило обращение Дальневосточного ГУ Банка России (вх. № 4/21603 от 19.09.2022) о распространении в г. Хабаровске, на ул. Союзной, д. 3/3 рекламы финансовых услуг: «ВЫКУП АВТО займы +7914 174 71 77 +7929 405 33 33» с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального Закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение к которым направлена реклама (часть 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).
Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 г. № 17 под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).
Размешенная информация соответствует определению понятия рекламы, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования – финансовым услугам по предоставлению автозаймов и выкупу автомобилей.
В соответствии с выпиской из реестра Российской системы и плана нумерации один из указанных в рекламе абонентский номер телефона +7929 405 33 33 принадлежит номерной емкости оператора ПАО «Мегафон».
Из информации ПАО «Мегафон», представленной по запросу антимонопольного органа (вх. № 4/21783 от 21.09.2022), следует, что абонентский номер +7929 405 33 33 в рамках договора об оказании услуг связи от 21.10.2017 выделен Сизых Александру Александровичу.
Пунктом 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе».
В силу части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В рекламе отсутствуют сведения о лице, предоставляющем финансовую услугу по предоставлению автозаймов.
В части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» содержится запрет рекламы услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» - (далее - ФЗ «О потребительском кредите (займе»).
В соответствии со статьей 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе») профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
В силу пункта 5 части 1 статьи 3 ФЗ «О потребительском кредите (займе») профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
Таким образом, действующим законодательством определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов. В частности, к ним относятся, кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и ломбарды.
Регулирование деятельности кредитных организаций и некредитных и финансовых организаций (далее –профессиональные кредиторы) по предоставлению потребительских займов осуществляется Банком России, который ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций и государственные реестры микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов, а также ломбардов, и обеспечивает соответствие сведений о профессиональных кредиторах в указанных реестрах сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).
Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение частей 1, 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.
Установлено, что рекламодателем является Сизых Александр Александрович.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: «АВТО займы +7914 174 71 77 +7929 405 33 33», размещенную Сизых А.А. в г. Хабаровск, по ул. Союзная, д. 3/3, поскольку в ней нарушены требования частей 1, 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Обязательное для исполнения предписание Сизых А.А. не выдавать в связи с устранением нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).