Решение №ЛИ/11890/22 Решение по жалобе Дальневосточного ГУ Банка России (вх. №... от 10 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 027/05/28-1277/2022

 

10 ноября 2022 года                                                                                                    г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

заместитель  руководителя  управления;

Члены Комиссии:

начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 027/05/28-1277/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения  Сизых А.А. рекламы  с нарушением требований  частей 1, 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие:

- Сизых А.А., извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела;

- заявителя – представителя Дальневосточного  ГУ Банка России,  извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела,

  

                                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступило обращение Дальневосточного  ГУ Банка России   (вх. № 4/21603 от 19.09.2022)  о распространении  в г. Хабаровске, на ул. Союзной, д. 3/3  рекламы финансовых услуг: «ВЫКУП  АВТО  займы +7914 174 71 77  +7929 405 33 33» с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального Закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение к которым направлена реклама (часть 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

 

Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 г. № 17 под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Размешенная информация соответствует определению понятия рекламы, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования – финансовым услугам по предоставлению  автозаймов и выкупу автомобилей.

 

      В соответствии с  выпиской из реестра Российской системы и плана нумерации один из указанных в рекламе абонентский номер телефона  +7929 405 33 33 принадлежит номерной емкости оператора ПАО «Мегафон».     

Из информации ПАО «Мегафон», представленной по запросу антимонопольного органа (вх. № 4/21783 от 21.09.2022), следует, что абонентский номер   +7929 405 33 33 в рамках договора  об оказании услуг связи от 21.10.2017 выделен Сизых Александру  Александровичу. 

 

Пунктом 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе». 

В силу части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В рекламе отсутствуют сведения  о лице, предоставляющем  финансовую услугу по предоставлению автозаймов.

В части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» содержится запрет рекламы услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» - (далее  - ФЗ «О потребительском кредите (займе»).

В соответствии со статьей 4  ФЗ «О потребительском кредите (займе») профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

        В силу пункта 5 части 1 статьи 3 ФЗ «О потребительском кредите (займе»)  профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Таким образом,  действующим законодательством определен перечень  субъектов, имеющих право  осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов. В частности, к ним относятся, кредитные организации, микрофинансовые  организации, кредитные потребительские  кооперативы и ломбарды. 

Регулирование  деятельности кредитных организаций  и некредитных  и финансовых организаций  (далее –профессиональные  кредиторы)  по предоставлению  потребительских займов  осуществляется Банком России, который ведет  Книгу  государственной регистрации  кредитных организаций  и государственные реестры  микрофинансовых  организаций, кредитных  кооперативов, а также ломбардов, и обеспечивает  соответствие сведений о профессиональных кредиторах  в указанных реестрах сведениям, содержащимся  в едином государственном  реестре  юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).    

Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

 

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение частей 1, 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе»  несет рекламодатель.

Установлено, что рекламодателем является Сизых Александр  Александрович.

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «АВТО  займы +7914 174 71 77  +7929 405 33 33», размещенную Сизых А.А.  в г. Хабаровск, по ул. Союзная, д. 3/3, поскольку в ней нарушены требования частей 1, 13, 14  статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Обязательное для исполнения предписание Сизых А.А. не выдавать  в связи с устранением нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации   об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации                        (в трехмесячный срок).

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны