Решение №ЛИ/3065/23 Решение по жалобе (вх. № 2729-ЭП/23 от 22.02.2023) о распр... от 31 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по делу №  027/05/20-227/2023  

 

30 марта 2023 года                                                                                     Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

  Председатель  Комиссии:

  заместитель руководителя  управления;

  начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

  главный специалист-эксперт  отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

 рассмотрев дело № 027/05/20-227/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Бриз» рекламы с нарушением требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе»,

      в присутствии   представителя (по доверенности) ООО «Бриз» гр*,

   

УСТАНОВИЛА:

 

  На рассмотрении Хабаровского УФАС России находится заявление (вх. № 2729-ЭП/23 от 22.02.2023)  о распространении в г. Хабаровске на автобусе с гос. рег. номером АВ 315 25, используемом для осуществления  перевозки пассажиров по маршруту № 16-1, рекламы, нарушающей требования рекламного законодательства.

 В ходе рассмотрения заявления установлено, что на транспортном средстве с гос. рег. № АВ 315 25 распространяется реклама следующего содержания: «Салон напольных покрытий «ЦЕНТР ПОЛА» CENTRPOLA.COV. Бесплатная доставка и укладка. Запарина 2г, Пр-кт 60-летия Октября 152».

          Рекламное изображение  нанесено путем оклеивания самоклеющейся пленкой поверхности бортов автобуса, при этом рекламой оклеено  окно (до середины), одновременно являющееся аварийным выходом.   Данный факт подтверждается фотоснимками.

        Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

        Частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе»  предусмотрено, что реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

      

         В соответствие со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;

обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;

участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

 

       Требования к безопасности находящихся в эксплуатации транспортных средств установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее по тексту - Технический регламент).

        В соответствии с пунктом 13.1 раздела 13 «Дополнительные требования к транспортным средствам категорий М2 и М3» Приложения N 8 к Техническому регламенту аварийные выходы и устройства приведения их в действие должны быть работоспособны.

 В соответствии с пунктами 1.4.12.2.1 и 1.4.12.2 Приложения N 4 к Техническому регламенту любое запасное окно должно: либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи соответствующего приспособления; либо иметь легко разбиваемое предохранительное стекло. Последнее положение исключает возможность использования слоистого стекла или стекала изготовленного из пластического материала. Вблизи каждого запасного окна должно быть установлено приспособление, легко доступное для лиц, находящихся в транспортном средстве, с тем, чтобы можно было разбить каждое окно.

     

         Положениями ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» определены основные технические требования к стеклам, применяемым в качестве остекления наземного транспорта; легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, эксплуатируемых во всех макроклиматических районах на суше.

        Указанными  документами нанесение каких либо дополнительных покрытий на запасные окна не предусмотрено.

        Таким образом,  нанесение дополнительных покрытий на аварийные окна не допустимо, поскольку ограничивает способ их открывания при аварии, так как для обеспечения аварийного выхода требуется разбить стекло.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, участник дорожного движения - это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

 

Учитывая изложенное, распространение рекламы на окнах автобусов путем  нанесения на поверхность стекла окна, одновременно являющегося запасным окном (аварийным выходом), дополнительных пленок, не соответствует требованиям Технического регламента, а также содержит признаки нарушения части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе», поскольку ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, так как данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания.

В силу части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 5 статьи 20 указанного закона несет рекламораспространитель.

Под рекламораспространителем закон понимает лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

        Установлено, что лицом, осуществляющим перевозки пассажиров по маршруту 16-1 с использованием  транспортного средства с  государственным регистрационным номером АВ 315 25, является ООО «Бриз».

       ООО «Бриз»    на рассмотрение дела представлены пояснения по факту нарушения: договор от 14.09.2022; сертификат соответствия                                        № ЦОТК.CN.ПР002.Н.00143; выписки из ЕГРИП ИП Давиденко А.В. и                           ИП Кушнарева В.В.

         В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Бриз» не согласился с выявленным нарушением, пояснив, что ООО «Бриз» не является субъектом, нарушения, поскольку в силу договора от 14.09.2022, заключенного между ООО «Реилком» (Арендодатель) и ИП Давиденко А.Е (Пользователь), рекламораспространителем выступает ИП Давиденко А.Е.

        ИП Кушнарев В.В. является рекламодателем.

        Также пояснил, что пленка, используемая в рекламных целях, имеет сертификат соответствия.

          Данные доводы отклонены Комиссией по следующим основаниям.

          Согласно пункту 1 договора 14.09.2022  предметом договора является размещение наружной рекламы Рекламодателя на внешней поверхности транспортного средства, а Рекламодатель обязуется оплатить указанное размещение.

          В целях настоящего договора реклама размещается сроком до 5 января 2023.

         В порядке пункта 2 договора Арендодатель обязуется предоставить рекламодателю транспортное средство для размещения  на боковых поверхностях его фургона рекламы Рекламодателя либо по согласованию с рекламодателем передать транспортное средство специализированной организации, занимающейся

изготовлением и приведением рекламной информации к готовой для распространения форме, с которой у рекламодателя заключен соответствующий договор. С согласия Рекламодателя договор с указанной специализированной организацией может быть заключен Арендодателем самостоятельно от собственного имени.

         По смыслу закона о рекламе рекламораспространителем признается лицо, совершившее определенные действия по доведению рекламы до потребителя.

         При этом данный договор не служит  доказательством того, что ИП Давиденко А.Е (Пользователь) осуществляет доведение рекламы до неопределенного круга лиц.

         Согласно Реестру (по состоянию на 30.03.2023) транспортных средств, включенных в реестр лицензий на деятельность по перевозки пассажиров и иных лиц автобусами, размещенному на официальном сайте Ространснадзора,  с 25.04.2022 владельцем транспортного средства с государственным регистрационным знаком АВ 315 25 является ООО «Бриз».

         Доказательством того, что данное транспортное средство на момент распространения рекламы используется ООО «Бриз» в целях перевозки пассажиров по муниципальному маршруту № 16-1 также служит заявление потребителя и фотоснимки транспортного средства с нанесенной рекламой.

          Таким образом, именно  ООО «Бриз», осуществляя перевозки на автобусе с государственным регистрационным номером АВ 315 25, непосредственно осуществляет доведение рекламы, нанесенной на поверхности указанного автобуса, до неопределенного круга лиц, а соответственно признается рекламораспространителем.

        

         Соответствие используемой пленки требованиям: ГОСТа 30244-94, ГОСТа 30402-96, ГОСТа 12.1.044-2018 не свидетельствует о возможности оклеивания ею поверхности стекла, являющегося аварийным выходом, так как запасное (аварийное) окно предназначено для эвакуации пассажиров при возникновении опасной ситуации. Нанесение на стекло пленки, либо другого покрытия не позволит стеклу разрушиться при точечном ударе и как следствие не позволит пассажирам безопасно покинуть салон транспортного средства.

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

        

Признать ненадлежащей рекламу:

- «Салон напольных покрытий «ЦЕНТР ПОЛА» CENTRPOLA.COV. Бесплатная доставка и укладка. Запарина 2г, Пр-кт 60-летия Октября 152», размещенную  на автобусе с  государственным регистрационным номером АВ 315 25 путем оклеивания самоклеющейся пленкой бортов, включая окно (до середины), одновременно являющееся аварийным выходом, поскольку в ней   нарушены требования части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе».

 2. Выдать ООО «Бриз» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе.

 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4  статьи 14.38 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 Решение изготовлено в полном объеме  31 марта 2023 года. 

 Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                    

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                        

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны