Решение №7/8540 Решение по жалобе ООО Строительная компания «СтройКа» на дей... от 10 августа 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего - заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля закупок, членов Комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России
в отсутствии представителей:
- ООО Строительная компания «СтройКа» - уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, подключение к видеоконференцсвязи не обеспечило,
- АО «Управление по обращению с отходами» - уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, подключение к видеоконференцсвязи не обеспечило,
рассмотрев жалобу ООО Строительная компания «СтройКа» на действия АО «Управление по обращению с отходами» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, материалы дела №8-01/188 (027/10/18.1-1047/2021),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО Строительная компания «СтройКа» на действия АО «Управление по обращению с отходами» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (Старое Холмское шоссе (р-ны СНТ, ул. Январская, п. Елочки, п. Дальнее, ул. Холмская (до ул. Сахалинская), 22-й мкр (в пределах улиц Украинская, Ленина, Транзитная) (извещение № 32110460976).
Из жалобы следует, что заказчик неправомерно отклонил заявку заявителя, а также протокол рассмотрения первых частей заявок от 22.07.2021, размещенный в ЕИС, не содержит оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, что противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Заказчиком представлены заявки всех участников закупки, а также отзыв, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).
В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закон №223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Согласно части 1 статьи 1 Закона №223-ФЗ целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Пунктом 6.1. статьи 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
Согласно ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2); требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (п. 3); требования к участникам такой закупки (п. 9).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 21 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.
12.07.2021 АО «Управление по обращению с отходами» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке №32110456814 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (Старое Холмское шоссе (р-ны СНТ, ул. Январская, п. Елочки, п. Дальнее, ул. Холмская (до ул. Сахалинская), 22-й мкр (в пределах улиц Украинская, Ленина, Транзитная).
Дата начала срока подачи заявок – 12.07.2021. Дата окончания срока подачи заявок – 22.07.2021. Дата рассмотрения первых частей заявок – 22.07.2021. Дата рассмотрения вторых частей заявок – 22.07.2021. Дата подведения итогов – 23.07.2021. Начальная (максимальная) цена договора –
4 102 815,00рублей.
В соответствии с п. 8 документации о запросе предложений заявки на участие в запросе предложений представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в запросе предложений (пункт 9 настоящей документации). Документы в составе заявки участника закупки должны быть хорошо читаемы, не допускается двусмысленных толкований в содержании заявки.
Согласно п. 9 документации о запросе предложений заявка на участие в запросе предложений в электронной форме состоит из предложения на запрос предложений в электронной форме и документов, являющих приложением к предложению на запрос предложений в электронной форме. Вся информация, указанная в предложении на запрос предложений в электронной форме должна соответствовать требованиям настоящей документации и технического задания. В противном случае, заявка участника закупки подлежит отклонению.
Пунктом 10 документации о запросе предложений установлено, что участники запроса предложений отстраняются комиссией и их заявки не оцениваются, если: 1) если заявка на участие в запросе предложений в электронной форме не соответствует требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса предложений в электронной форме; 2) заявка на участие в запросе предложений в электронной форме содержит двоякие толкования положений заявки, в том числе в отношении характеристик поставляемой продукции, цены договора или содержит недостоверные сведения; 3) одним участником закупки подано две и более заявки на участие в запросе предложений в электронной форме в отношении одного запроса предложений в электронной форме; 4) заявка на участие в запросе предложений в электронной форме подписана лицом, чьи полномочия на действия от имени участника закупки не подтверждены заявкой на участие в запросе предложений в электронной форме; 5) сведения об участнике закупки, указанные в заявке на участие в запросе предложений в электронной форме, не соответствуют сведениям, изложенным в документах, входящих в состав заявки на участие в запросе предложений в электронной форме. На втором этапе, все заявки участников запроса предложений подлежащие оценке, оцениваются комиссией на основании критериев, указанных в настоящем пункте документации о запросе предложений.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 22.07.2021 закупочная комиссия рассмотрела заявки участников процедуры на соответствие требованиям, установленным документацией, и приняла решение об отклонении всех участников по основанию: несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению.
Из заявки ООО Строительная компания «СтройКа» следует, что в составе первой части заявки обществом представлено Приложение 2 к предложению на запрос предложений от 21.07.2021 №3 «Техническое предложение» Декларация соответствия, которое подписано генеральным директором ООО Строительная компания «СтройКа» "...", а также заверено официальной печатью общества, что позволяет идентифицировать участника данного запроса предложений в электронной форме, что противоречит ч. 21 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, п. 10 документации запроса предложений, таким образом отклонение заявки правомерно.
В данной части доводы жалобы признаются необоснованными.
В соответствии с ч. 13 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения: 1) дата подписания протокола; 2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки; 3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе: а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены; б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка; 4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок); 5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой; 6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Таким образом, в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 22.07.2021 по итогу рассмотрения первой части заявок отсутствует основания отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка, что не соответствует п. 13 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, а также п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона 223-ФЗ, в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу о признании жалобы в данной части обоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
Поскольку допущенное заказчиком, закупочной комиссией АО «Управление по обращению с отходами» нарушение не повлияло на результаты закупки и не нарушило права и интересы ООО Строительная компания «СтройКа» предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Строительная компания «СтройКа» на действия АО «Управление по обращению с отходами» на действия АО «Управление по обращению с отходами» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (Старое Холмское шоссе (р-ны СНТ, ул. Январская, п. Елочки, п. Дальнее, ул. Холмская (до ул. Сахалинская), 22-й мкр (в пределах улиц Украинская, Ленина, Транзитная) (извещение № 32110460976) частично обоснованной.
2. Признать закупочную комиссию АО «Управление по обращению с отходами» при проведении указанной закупки нарушившей пункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».
3. Предписание не выдавать
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.