Решение №ЛИ/13236/22 Признать жалобу ООО «РДВ» на действия заказчика – ОАО «РЖД... от 12 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №7-11/154 (027/10/18.1-1585/2022)

 

08.12.2022                                                                                                                                                   г. Хабаровск

                  

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: <...>, членов Комиссии: <...>; <...>, 

в отсутствии представителей от:

- ООО «РДВ»  - представитель не явился, о дате, месте  и времени рассмотрения дела  уведомлены надлежащим образом;

в присутствии представителей от:

- ОАО «РЖД» - Д.В. Ляпин  по доверенности 02.09.2020 №ДВОСТ НЮ-129/Д;  С.А. Шамшаеву по доверенности от 08.08.2022 № ДВОСТ Т-18/Д,

рассмотрев жалобу  ООО «РДВ», материалы дела №7-11/154 (027/10/18.1-1585/2022),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба  ООО «РДВ»  на действия заказчика –  ОАО «РЖД» при проведении запроса котировок среди  субъектов  малого  и среднего  предпринимательства в электронной форме  № 3661/ЗКТЭ-ЦТ/22 на право заключения  договора  на  поставку  карт памяти (съемный  флеш-накопитель).

Как следует из жалобы, ООО «РДВ» несогласно с описанием объекта закупки. 

Представители  ОАО «РЖД» с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 07.12.2022 №460/ДВОСТ РЦОЗ (вх.  от 07.12.2022 №26147/22), согласно которому  доводы, изложенные в жалобе необоснованные, дополнительно указав на то, что после поступления запроса о разъяснении положений документации, заказчиком принято решение о внесении изменений в документацию, в части описания  предмета закупки (Техническое задание приложение к извещению). На основании вышеизложенного, просили признать жалобу ООО «РДВ»  необоснованной.

Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции  установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках).

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие  в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного  нормативными  правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах,  также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов,  иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно  части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной  системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев,  предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Из  части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1),  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 14).

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке  товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденного  приказом советом директоров  от 28.06.2018 (далее – Положение о закупке), размещенного на  официальном  сайте www.company.rzd.ru в разделе «Закупки и торги».

Перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям, предусматривается в документации о конкурентной закупке. В документации о конкурентной закупке могут быть включены и иные требования к участникам, не перечисленные в пунктах 199 - 201 настоящего Положения. Включение таких требований допускается при наличии у заказчика соответствующего обоснования (пункт 202 Положения о закупке).

Не допускается предъявлять к участникам требования, которые не указаны в документации о конкурентной закупке. Требования, предъявляемые к участникам, установленные в документации о конкурентной закупке, применяются в равной степени ко всем участникам закупки (пункт 203 Положения о закупке).

Запрос котировок – форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора (подпункт  8 пункта 12 Положения о закупке).

В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 г. № 301 «Об основаниях неразмещения в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» Заказчик не осуществляет размещение в Единой информационной системе в сфере закупок сведений о закупке товаров, работ, услуг (далее - ЕИС) информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор по результатам закупки.

23.11.2022 на сайте www.company.rzd.ru в разделе «Закупки и торги» и на сайте www.rts-tender.ru опубликовано извещение о проведении запроса котировок.

Начальная (максимальная) цена   договора   -  2 299 698, 00 руб. без учета НДС (2 759 637,60 руб. с учетом НДС).  Срок подачи заявок – с 23.11.2022 по  05.12.2022.  Дата подведения итогов – 12.12.2022.

Срок направления участниками  запросов на разъяснение положений  извещения о  проведении запроса предложений с  23.11.2022 по 25.11.2022.

Согласно п. 7 Извещения об осуществлении запроса котировок,  предметом закупки/договора  - на право заключения  договора    поставки  карт памяти (съемный  флеш-накопитель). Количество поставляемого товара  указывается  в техническом задании, являющимся приложением к  извещению.

В соответствии с  п. 2 Технического задания  Приложения №1.1 к извещению заказчиком установлены  технические и функциональные требования к товарам: поставка  карт памяти (съемный  флеш-накопитель): «Формат  SD, цельная,  объем памяти от 512 Мб до 1024 Мб/с, скорость записи  не ниже 4 Мб/с, скорость чтения не ниже 10 Мб/с».

25.11.2022 ООО «РДВ» направлен запрос  о разъяснении положений документации, в соответствии с которым,  в случае необходимости, просит внести изменения в документацию.  В запросе  указано: «Возможно ли  предложение  аналога с необходимыми заказчику  характеристиками, однако  другого формата-ММС?»

29.11.2022 ОАО «РЖД» опубликован ответ на запрос разъяснений, в соответствии с которым: «Флеш-накопители формата ММС имеют  отличия от формата SD в физических размерах.  Флеш-накопители формата ММС тоньше  необходимого размера.  В процессе эксплуатации флеш-накопители подвергаются интенсивному физическому износу  (частые установки и  изъятия  флеш-накопителя локомотивными бригадами и   причастными специалистами), что  приводит к более быстрому выходу из строя. Ввиду  вышеизложенного замена  флеш-накопителей формата SD на формат ММС является нецелесообразной в связи с меньшим временем полезной эксплуатации».

Не согласившись с разъяснениями положений документации ООО «РДВ»  обратилось в  Хабаровское УФАС России  с жалобой на действии заказчика, указав, что  как видно из разъяснений, заказчика не устраивает  толщина флеш-накопителя,  причем разница толщины между картами менее 0,7 мм. По мнению заявителя, заказчик создает преимущественные условия отдельным лицам, так как не  дает возможности  поставки аналогичного товара, а фактически отказывается  от подходящего под требования технического задания качественного товара.

Рассмотрев доводы жалобы ООО «РДВ», Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующему выводу.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, необходимым условием обжалования действий заказчика в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции является нарушение прав и (или) законных интересов участника закупки.

Как установлено  Комиссией Хабаровского УФАС России, 30.11.2022 ОАО «РЖД» внесены изменения в документацию в технические и  функциональные характеристики товара: «Формат  SD или ММС, цельная,  объем памяти от 512 Мб до 1024 Мб/с, скорость записи  не ниже 4 Мб/с, скорость чтения не ниже 10 Мб/с».

Таким образом, материалами дела подтверждено, что заказчиком расширены требования  к закупаемому  товару, указаны форматы SD или ММС карт памяти (съемный  флеш-накопитель).

Таким образом, нарушений прав и законных интересов участника закупки не усматривается, требования к объекту закупки, являющиеся предметом поданной жалобы, изменены заказчиком самостоятельно.

При таких обстоятельствах у Комиссии Хабаровского УФАС России отсутствуют предусмотренные ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции основания для рассмотрения жалобы ООО «РДВ», в связи с чем жалоба подлежит признанию необоснованной.

 

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений. 

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                                                   РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «РДВ»  на действия заказчика –  ОАО «РЖД» при проведении запроса котировок среди  субъектов  малого  и среднего  предпринимательства в электронной форме  № 3661/ЗКТЭ-ЦТ/22 на право заключения  договора  на  поставку  карт памяти (съемный  флеш-накопитель) – необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны