Решение №027/05/5-991/2019 Решение по делу по признакам нарушения законодательства Росс... от 23 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

– руководитель  управления.

Члены Комиссии:

– начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

– ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 027/05/5-991/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Фарпост ДВ» (ИНН 2722116921 место нахождения: 680280 г. Хабаровск, ул. Калинина – 132, офис 203) рекламы, нарушающей требования пункта 1 части 2, части 6 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии:

- представителя заявителя (ООО «Ресторан Эхо») – (доверенность б/н от 01.12.2019);

- представителя лица, в отношении которого возбуждено дело, (ООО«Фарпост ДВ») – (доверенность б/н от 21.01.2020),  

                                                             

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес  Хабаровского УФАС России поступило заявление (вх. № 4/14026 от 14.11.2019) о признаках нарушения требований рекламного законодательства при  распространении наружной рекламы следующего содержания: «А НАШИ КУРЬЕРЫ – НЕ ОЛЕНИ ДОСТАВКА ЕДЫ DVHAB.RU сайт Хабаровска Еда ООО «ФАРПОСТ ДВ» ИНН 2722116921 ОГРН 1122722008870 Юр. Адрес: г. Хабаровск, ул. Калинина, д. 132», установленной напротив жилого дома по ул. Шеронова – 4, корпус 2 в г. Хабаровске, содержащей изображение оленя.

В соответствии с частью 6  статьи 5  Федерального закона от 13 марта 2006 года  № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В ходе рассмотрения обращения Хабаровским УФАС России организовано проведение заочного заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Экспертный совет), которое состоялось 04 декабря 2019 года.

В заседании Экспертного совета приняли участие 17 членов из 18.

На повестку заседания  Экспертного совета поставлены вопросы:

- Используются ли в рекламе «А НАШИ КУРЬЕРЫ – НЕ ОЛЕНИ» непристойные образы?

- Используются ли в рекламе «А НАШИ КУРЬЕРЫ – НЕ ОЛЕНИ» оскорбительные образы?

- Используются ли в рекламе «А НАШИ КУРЬЕРЫ – НЕ ОЛЕНИ» оскорбительные сравнения?

- Используются ли в рекламе «А НАШИ КУРЬЕРЫ – НЕ ОЛЕНИ» оскорбительные выражения?

- Используются ли в рекламе «А НАШИ КУРЬЕРЫ – НЕ ОЛЕНИ» бранные слова?

Члены Экспертного совета выразили особое мнение по ряду вопросов:

1.2. «Используются ли в рекламе оскорбительные образы?»:

- «Сам по себе образ оленя не является оскорбительным. В переносном значении употребляется как «глупый, медленный», либо «благородный»»;

- «Слово «олень» в переносном значении обозначает простоватого человека. В тексте «А наши курьеры – не олени» отрицательная частица «не» указывает, что курьеры доставки еды DVHAB.RU не простаки. Визуальная составляющая не соответствует рекламируемой услуге».

1.3. «Используются ли в рекламе оскорбительные сравнения?»:

- «Можно сделать вывод о том, что «не наши курьеры» - «олени»;

- «Сравнение в контексте самой рекламы может означать «глупый, медленный». В целом реклама воспринимается как негативная по отношению к работникам других организаций в этой сфере. Навряд ли данное сравнение употребляется со значением «а наши курьеры не благородные, что само по себе является антирекламой»;

- «Сравнение человека с определенными видами животных и птиц не является прямым оскорблением»;

- «Сравнение с оленями курьеров – сравнение оскорбительное».

1.4. «Используются ли в рекламе оскорбительные выражения?»:

- «Сравнение курьеров с оленями. Выражения молодежного сленга, как оскорбительные».

По итогам заседания Экспертного совета решено (большинством голосов: 11 из 17), что в рекламе «А НАШИ КУРЬЕРЫ – НЕ ОЛЕНИ ДОСТАВКА ЕДЫ DVHAB.RU сайт Хабаровска Еда» присутствуют признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», то есть в данной рекламе используются оскорбительные сравнения.  8 членов экспертного совета из 17 решили, что в данной рекламе используются оскорбительные выражения.

 

Кроме того, указанная выше реклама 18 ноября 2019 года (исх. № 4/1808) Хабаровским УФАС России направлена в СРО АМИ «Рекламный совет» (г. Санкт Петербург) с целью проведения последним экспертизы рекламы и для оценки ее содержания на использование в ней непристойных и (или) оскорбительных образов.

По итогам экспертизы и оценки данной рекламы, проведенной членами комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов и общественных объединений Общественного совета по рекламе Санкт-Петербурга и правового комитета СРО АМИ «Рекламный совет», эксперты единогласно пришли к выводу о наличии в рекламе «А НАШИ КУРЬЕРЫ – НЕ ОЛЕНИ ДОСТАВКА ЕДЫ DVHAB.RU сайт Хабаровска Еда» нарушений пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» и статьи 12 «Дискредитация» Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты о том, что «маркетинговые коммуникации не должны дискредитировать никакое лицо или группу лиц, фирму, организацию, производственную или коммерческую деятельность, профессию или продукт, а также не должны порочить их или предавать публичному уничижению или осмеянию».

Данный вывод членов комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов и общественных объединений Общественного совета по рекламе Санкт-Петербурга и правового комитета СРО АМИ «Рекламный совет» мотивирован следующим:

«Данная реклама содержит некорректное сравнение (наших и не наших курьеров), поэтому ее можно счесть оскорбительной не в отношении профессии курьера, как таковой, а в отношении конкурирующих компаний, и в частности, их курьеров.

Совершенно очевидно, что в данной рекламе противопоставление (а у нас…) использовано для отстройки от конкурентов. А многозначное слово «Олень» - для характеристики конкурентов.

Реклама направлена на достижение преимуществ на соответствующем рынке по сравнению с другими его участниками – конкурентами, которые объектами рекламирования не являются, а, следовательно, налицо недобросовестная конкуренция, недопустимая в рекламе».

От отдельных экспертов СРО АМИ «Рекламный совет» поступили особые мнения о том, что данная реклама содержит нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», так как в рекламе не допускается использование бранных слов, а слово «олень» является бранным, если используется в отношении человека для грубой негативной оценки его, к примеру, его профессиональных качеств, как в рассматриваемой рекламе.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

 

В ходе подготовки материалов для возбуждения дела Хабаровским УФАС России сделан запрос в адрес владельца рекламной конструкции ИП Чипига (исх. № 4/11799 от 18.11.2019) о предоставлении информации о рекламодателе, разместившем указанную рекламу.

Согласно ответу ИП Чипига. (вх. № 4/14313 от 20.11.2019), указанная выше рекламная конструкция по договору № 36 от 07.11.2019 года передана в аренду (временное пользование) ООО «Фарпост ДВ», лицу, осуществляющему непосредственно доставку еды через сайт Хабаровска DVHAB.RU.

Срок размещения рекламы с 14.11.2019 по 21.11.2019.

Таким образом, рекламодателем, определившим объект рекламирования, является ООО «Фарпост ДВ» (ИНН 2722116921 место нахождения: 680280 г. Хабаровск, ул. Калинина – 132, офис 203).

До даты рассмотрения дела заявителем представлены дополнения к обращению (вх. № 4/72 от 09.01.2020), согласно которым реклама «А наши курьеры – не олени!» порочит честь, достоинство или деловую репутацию заявителя – ООО «Ресторан Эхо».

В качестве доказательств сравнения курьеров именно ресторана «Эхо» заявителем представлены фотографии фирменного стиля ресторана – это олень, установленный в зале ресторана, символ оленя на курьерских автомобилях, символ оленя на пакетах, используемых курьерами ресторана «Эхо» для доставки еды потребителям. Кроме того, расположена реклама на единственном выезде из ресторана «Эхо» в г. Хабаровске, напротив дома по адресу ул. Шеронова, д. 4, корпус 2 (выкопировка приложена).

В соответствии с требованиями пункта 2 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.

Место размещения рекламы, использование в рекламе образа именно оленя, животного, являющегося фирменным стилем ресторана «Эхо», свидетельствует также о нарушении ООО «Фарпост ДВ» требований пункта 2 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований  пунктов 1, 2 части 2, части 6 статьи 5 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя в полном объеме поддержал доводы, изложенные в жалобе и дополнениях к ней, просил привлечь ООО «Фарпост ДВ» к ответственности.

Представитель ООО «Фарпост ДВ» не согласилась с выявленным нарушением, представила Комиссии заключение. (№ 44-3 от 20.01.2020) – специалиста  автономной некоммерческой организации «Центр экспертного, медиативного и юридического сопровождения» (далее – Заключение), ходатайствовала о приобщении данного Заключения к материалам дела.

Комиссия решила указанное ходатайство удовлетворить, приобщить Заключение к материалам дела для сведения.

В тоже время, Заключение не может быть принято в качестве доказательств отсутствия нарушений рекламного законодательства в действиях ООО «Фарпост ДВ» по следующим основаниям.

В Заключении на рассмотрение вынесены следующие вопросы:

- содержатся ли в высказывании «А наши курьеры – не олени! Доставка еды. DVHAB.RU сайт Хабаровска Еда» лингвистические признаки унижения чести и достоинства;

- содержатся ли в высказывании «А наши курьеры – не олени! Доставка еды. DVHAB.RU сайт Хабаровска Еда» лингвистические признаки неприличной формы;

- содержатся ли в высказывании «А наши курьеры – не олени! Доставка еды. DVHAB.RU сайт Хабаровска Еда» сравнения рекламируемого товара с товарами других лиц, порочащие честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов.

Комиссия считает постановку данных вопросов некорректной, идущей в разрез с терминологией части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Так, указанная норма не содержит терминов «унижение», «неприличные формы», обозначенных в вопросах Заключения.

В части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ключевыми являются понятия – «бранные слова», «непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения», не включенные в формулировку вопросов в Заключении.

Некорректная формулировка вопросов, соответственно влечет некорректные ответы на них.

Стоит отметить, что при вынесении Заключения не учитывалось место размещения рекламы и использование заявителем именно образа оленя в качестве фирменного стиля ресторана «ЭХО».

Кроме того, Заключение проведено специалистом  автономной некоммерческой организации «Центр экспертного, медиативного и юридического сопровождения» единолично. В то время как заключения (решения) Экспертного совета и СРО АМИ «Рекламный совет» вынесены коллегиально.

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей наружную рекламу:  «А НАШИ КУРЬЕРЫ – НЕ ОЛЕНИ ДОСТАВКА ЕДЫ DVHAB.RU сайт Хабаровска Еда ООО «ФАРПОСТ ДВ» ИНН 2722116921 ОГРН 1122722008870 Юр. Адрес: г. Хабаровск, ул. Калинина, д. 132», размещаемую напротив жилого дома по ул. Шеронова – 4, корпус 2 в г. Хабаровске, содержащую изображение оленя, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1, 2 части 2, части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства ООО «Фарпост ДВ» (ИНН 2722116921 место нахождения: 680280 г. Хабаровск, ул. Калинина – 132, офис 203) не выдавать в связи с окончанием срока размещения рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 23 января 2020 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

Связанные организации

Связанные организации не указаны