Решение б/н ООО "Ламинария" от 4 августа 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

              РЕШЕНИЕ

 

         Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/44  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн»,  содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и  сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, в присутствии   представителя ООО «Ламинария»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В порядке контроля за соблюдением рекламного законодательства  отслежена  реклама  продукта «Ламифарэн», распространенная 6 марта 2009 г. в эфире Хабаровского радио в утреннем рекламном блоке передачи «Вести Хабаровск».

Реклама, акцентирующая внимание потребителей на потребительских свойствах  продукта «Ламифарэн», содержит следующую информацию:

«Ламифарэн» соответствует плазме крови человека. Для профилактики и лечения онкологических заболеваний, заболеваний щитовидной железы, сахарного диабета, желудочно-кишечного тракта, укрепления иммунной, эндокринной и сердечно-сосудистой системы. Приобретайте «Ламифарэн» в сети «Новая аптека», «Фармацея», НК Сити, «Три толстяка». Телефон 22-10-70».

Данная информация свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому товару как к средству, оказывающему лечебно-профилактическое воздействие. 

На основании статьи 4 Федерального закона от 22.06.98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, полученные из крови, плазмы крови, а также  органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий.

            Согласно статье 19 Закона о лекарственных средствах лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

            Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 г. № 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социальному развитию по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.

В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Установлено, что как лекарственное средство данный продукт не зарегистрирован.

Согласно сертификату соответствия (№ РОСС RU АЮ46.Н00702 от 16.03.2009 г.) «Ламифарэн» является продуктом  для диетического (лечебного и профилактического) питания.

В соответствии с гигиенической характеристикой продукции, являющейся неотъемлемой частью санитарно-эпидемиологического заключения (№ 77.99.13.008.Д 000383.01.09 от 26.01.2009 г.), выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, областью применения пищевого продукта «Ламифарэн» является его использование в пищевой промышленности при производстве хлебо-булочных изделий, нипитков, специализированных и функциональных пищевых продуктов.

Таким образом «Ламифарэн»  лекарственным средством не является,  что исключает возможность указания в рекламе этого продукта  на его лечебные и профилактические свойства.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники. 

Следовательно, реклама пищевого продукта «Ламифарэн», содержащая информацию о лечебных и профилактических свойствах объекта рекламирования, является нарушением указанных требований.

Кроме того, на основании пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о  любых характеристиках товара, в том числе о его природе,  является недостоверной и не допускается.

Однако в спорной рекламе сообщается о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека.

Из заключения главного врача ГУЗ «Станция переливания крови» Министерства здравоохранения Хабаровского края следует, что поскольку кровь – это биологическая ткань человека с присущими только человеку свойствами, то    продукт «Ламифарэн», произведенный из морских водорослей, абсолютно не может соответствовать плазме крови человека ни по химическому составу, ни физико-химическим, биологическим и другим свойствам.

Таким образом, реклама пищевого продукта «Ламифарэн», как аналоге плазмы крови человека, не соответствует действительности.

На основании части 6 статьи 38 Закона РФ «О рекламе»  ответственность за нарушение требований рекламного законодательства в части распространения недостоверной рекламы о природе и лечебных свойствах объекта рекламирования, несет рекламодатель - лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.

Установлено, что лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», является ООО «Ламинария», что подтверждается договором (№ 10 Р от 29.12.2008 г.) о проведении рекламной кампании рекламного проекта «Ламинария», заключенным названным  обществом с ЗАО «Видео Интернешнл-Хабаровск».

В соответствии с названным договором областью распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн» хронометражом 25 секунд на территории Хабаровского края является региональный эфир канала радиовещания «Радио России».

На основании медиаплана (приложение № 2 к договору № 10 от 29.12.2008 г.) спорный рекламный ролик был распространен в передаче «Вести Хабаровского радио» 6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в 7 час. 45 мин.

Оплата рекламных услуг подтверждается копией платежного поручения № 37 от 25.02.2009 г.

Таким образом, по вине рекламодателя - ООО «Ламинария» произошло распространение рекламного ролика пищевого продукта «Ламифарэн» содержащим  указание на лечебные свойства объекта рекламирования, и  сообщающем о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, что является нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама,

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Ламинария» для подтверждения правомерности указания в рекламе на лечебные свойства «Ламифарэна»  представил методические рекомендации «Использование  пищевого продукта «Ламифарэн» для диетического (лечебного и профилактического) питания в восстановительной медицине и комплексной терапии заболеваний»  и пособие для врачей «Использование геля «Ламифарэн» в качестве диетического и лечебно-профилактического питания при соматических заболеваниях, интоксикации свинцом, иммунодефицитных состояниях».

Несмотря на то, что оба документа изданы Российским научным центром восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития России, они не приняты Комиссией в качестве доказательства законности указания в рекламе на лечебные свойства «Ламифарэна», поскольку данный товар, получаемый из бурых водорослей, производится для пищевой промышленности и реализации населению с целью употребления в пищу, следовательно,  лекарственным средством не является.

Дополнительно директором ООО «Ламинария» в обоснование своей позиции представлено распоряжение Губернатора Хабаровского края от 27.11.2007 г. № 668-р «О мероприятиях по реализации государственной политики в области здорового питания жителей Хабаровского края на 2008-2012 годы».

Необходимость данного  документа Комиссией не оспаривалась, однако он не отменяет требования Федерального закона «О рекламе», запрещающего необоснованно указывать в рекламе на лечебный эффект объекта рекламирования.

Документальные доказательства либо заключения специалистов о соответствии пищевого продукта «Ламифарэн» плазме крови человека представителем ООО «Ламинария» не представлены в силу отсутствия таковых по определению.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу пищевого продукта «Ламифарэн»,  содержащую  указание на лечебные свойства объекта рекламирования и  сообщающую о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека,  распространенную  ООО «Ламинария»   6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в эфире передачи «Вести Хабаровского радио» радиоканала «Радио России», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования   пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

        2. Выдать ООО «Ламинария» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме      08 апреля     2009 г. 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

 

     «08»  апреля  2009 г.                                                                      

      г. Хабаровск       

 

       Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/44  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн»,  

на основании своего решения от 08 апреля  2009 г. по делу № 4-05/44 о признании ненадлежащей рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и  сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, распространенной ООО «Ламинария» 6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в эфире передачи «Вести Хабаровского радио» радиоканала «Радио России», поскольку в ней нарушены требования   пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Ламинария»  в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания  прекратить  распространение   рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и  сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека.

 

           2. ООО «Ламинария»  представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1  настоящего предписания в срок до  20 марта    2009 г. 

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, на должностное лицо в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей. 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны