Решение №7/12882 Решение по жалобе ООО «БИА» на действия ПАО «Компания «Сухой... от 17 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего ...,  членов Комиссии: ....,

в присутствии представителей:

- ООО «БИА» - ...

- ПАО «Компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» - уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие в заседании комиссии не обеспечило, в том числе посредством видеоконференцсвязи,

рассмотрев жалобу ООО «БИА» на действия ПАО «Компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на  поставку  испытательной климатической камеры  (извещение №32110760907), материалы дела №8-01/282 (027/10/18.1-1748/2021),

УСТАНОВИЛА:

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «БИА»  на действия заказчика – АО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на  поставку  испытательной климатической камеры  (извещение №32110760907).

Из жалобы следует, что заявитель не согласен с отклонением заявки Общества от дальнейшего участия в закупочной процедуре. Предложенная им камера обладает улучшенными характеристиками и  соответствует требованием заказчика.

Из письменных возражений ПАО «Компания «Сухой» в лице Филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» от 10.12.2021 №2/278/10 следует, что в пункте 9.3 раздела 9 Документации Заказчиком, с соблюдением всех норм, установленных п.2 ч.6.1 ст. 3 Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон  о закупках) указано: «эквиваленты допускаются». Порядок подачи и рассмотрения заявок с эквивалентной продукцией установлен пунктом 9.3.1 Документации и предусматривает, что в случае, если претендент на участие в закупке предлагает эквивалент закупаемой продукции, технические характеристики указанного эквивалента должны быть не хуже характеристик, указанных в Таблице №2 настоящего раздела, в соответствии с указанными в ней диапазонами допустимых отклонений (показателями эквивалентности)».

Из этого следует, что Заказчик допускает к предложению продукцию, при обязательном условии её соответствия существенным для Заказчика техническим и функциональным характеристикам (перечисленным в таблице №2 п. 9.2 того же раздела).

В строке 4 таблицы 2 пункта 9.2 указана характеристика: размеры блока подготовки воздушной среды (размещается в полезном объеме под потолком камеры) (ШхГхВ).

Требуемые значения для указанной характеристики определены как: 1965х800х570. Диапазон допустимых значений для указанной характеристики установлен в формате: «+/- 10%». Это, в том числе, означает, что климатическая камера с большими чем на 10% размерами блока подготовки воздушной среды – является для заказчика недопустимым предложением. Как следует из технического предложения заявителя, размеры блока подготовки воздушной среды в предлагаемой им камере составляют 2800х800х330, что не соответствует требованиям документации.

Климатическая камера закупается заказчиком для проведения испытаний агрегатов, приборов и составных частей оборудования авиационной техники военного назначения. Отклонение размеров блока подготовки воздушной среды не более чем на 10% от установленного значения, в соотношении с размерами полезного объема камеры – служит целям размещения внутри испытательной камер габаритной стендовой оснастки и поддержания необходимой циркуляции воздуха в полезном объеме камеры.

В строке 5 таблицы 2 пункта 9.2 требуемые значения для указанно характеристики определены как: 2000х1010х2070. Диапазон допустимых значений для указанной характеристики установлен в формате: «+/- 10%».  Как следует из технического предложения заявителя, размеры машинного отделения предлагаемой им камеры составляют 2800х1800х2340, что не соответствует требованиям документации, по каждому из размерных параметров.

В строке 14 таблицы 2 пункта 9.2 указана характеристика: средняя скорость изменения температуры в интервале от минус 70…+80оС. Требуемые значения для указанной характеристики определены как:1,2 оС/мин (нагрев) и 0,7 оС/мин (охлаждение). Диапазон допустимых значений для указанной характеристики установлен в формате: «не более». Это означает, что климатическая камера с большей скоростью изменения температур – является для заказчика недопустимым предложением. Средняя скорость изменения температуры в предлагаемой заявителе камере составляет 2,0 оС/мин (при нагреве)и 1,0 оСмин (при охлаждении), что не соответствует требованиям документации.

Таким образом, предположение Заявителя о том, что характеристики предлагаемой им продукции лучше, чем установленные Заказчиком в Документации – является домыслом и прямо противоречит условиям Документации.

 Заслушав представителей общества, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон  о закупках).

В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона  о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон  о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Согласно части 1 статьи 1 Закона  о закупках целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона  о закупках заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Пунктом 6.1 статьи 3 Закона  о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона  о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2); требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (п. 3); требования к участникам такой закупки (п. 9).

Исходя из требований пп. 1 п. 10 ст. 4 Закона  о закупках, обязанность описания технических и функциональных характеристик, требований к упаковке закупаемой продукции, сохраняется за заказчиком в любом случае, даже когда эквиваленты по закупке не допускаются.

Данные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор закупки) наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющейся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Процедура закупки проводилась Филиалом в соответствии с требованиями Закона о закупках, Единого Положения о закупке ГК «Ростех» (далее – Положение о закупке) и закупочной документации №2301-2021-02497 (далее – Документация).

 Согласно пункту 10.3.2 Положения о закупке, требования к продукции представляют собой показатели, характеристики, свойства продукции, имеющие практическую ценность для заказчика в рамках удовлетворения существующей потребности, и могут включать в себя технические, функциональные (потребительские), качественные, количественные, эксплуатационные и иные характеристики продукции.

26.10.2021 АО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке №32110760907 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на  поставку  испытательной климатической камеры.

Дата начала срока подачи заявок - 28.10.2021.

Дата окончания подачи заявок – 15.11.2021.

Дата рассмотрения первых частей заявок – 23.11.2021.

Дата проведения аукциона – 26.11.2021.

Дата рассмотрения вторых частей заявок – 02.12.2021.

Дата подведения итогов – 02.12.2021.

Начальная (максимальная) цена договора – 23 800 000, 00 рублей.

В соответствии с п. 11 Раздела 6 Информационная карта Документации требования к продукции, в том числе к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), эксплуатационными характеристиками (при необходимости) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, приведены в разд. 9.

В соответствии с п. 13 раздела 6 Информационной карты Документации подробное предложение участника процедуры закупки в отношении продукции, включающее в себя указание производителя и страны происхождения товара, предложения в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), эксплуатационных характеристик, количественных и качественных характеристик товара по форме Технического предложения, установленной в подразделе 7.3.

Описание продукции должно быть подготовлено участником процедуры закупки в соответствии с требованиями п.13 информационной карты (п. 4.6.1 Документации).

При описании продукции участник процедуры закупки обязан подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям извещения в отношении всех показателей, которые в ней установлены (п. 4.6.2 Документации).

При описании продукции участником процедуры закупки должны указываться точные, конкретные, однозначно трактуемые и не допускающие двусмысленного толкования показатели, за исключением случаев, когда допускается представление описания в ином порядке в соответствии с требованиями к продукции (разд. 9) и подразделом 7.3 (п.4.6.3 Документации).

В случае если в разд. 9 указаны товарные знаки, знаки обслуживания, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товара или наименования производителей, сопровождаемые словами «или эквивалент», участник процедуры закупки при описании продукции обязан подтвердить соответствие предлагаемой продукции показателям эквивалентности, установленным в извещении (п.4.6.4 Документации).

В соответствии с разделом 9 Документации технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла в составе Приложения №2 к извещению (файл под названием «Приложение №2 Требования к оборудованию»).

Характеристики закупаемой продукции, установлены в разделе 9 Требования к Продукции Приложении №2 Документации:

 

Таблица №1 – Номенклатурный перечень закупаемой продукции:

№ п/п

Наименование товара

Обозначение

Информация о происхождении товара

Ед. изм.

Количество

Производитель

 

Страна происхождения товара

 

1

2

3

4

5

6

7

1

Испытательная климатическая камера

    WZEX 30

ATT SRL

Италия

шт.

1

 

В соответствии с п. 9.2 Требования к продукции Приложения №2 к Документации, Заказчиком установлены требования к характеристикам / качеству  поставляемых товаров оказываемых  услуг, выполняемых работ:

- товары новые, не бывшие в употреблении, не ранее 2021 года производства;

технические, функциональные, эксплуатационные и иные характеристики, потребительские свойства продукции (далее, по тексту раздела - характеристики): согласно таблице №2.

Таблица №2 – Характеристики закупаемой продукции:

п/п

Технические характеристики

Диапазон значений

Наименование

Значение

1

2

3

4

Испытательная камера

 

4

Размеры блока подготовки воздушной среды  (размещается в полезном объёме под потолком камеры) (ШxГxВ)

1965x800x570

±10%

5

Размеры машинного отделения (ШxГxВ), мм

2000x1010x2070

±10%

 

14

Средняя скорость изменения температуры в интервале минус 70…+80°С

1,2°C/мин нагрев и 0,7°C/мин охлаждение

не более

 

В силу п. 9.3 Требования к продукции Приложения №2 к Документации возможность предложения эквивалентов поставляемой продукции, показатели эквивалентности и связанные с ними требования к описанию участниками характеристик предлагаемой продукции): эквиваленты допускаются.

В случае, если претендент на участие в закупке предлагает эквивалент закупаемой продукции, технические характеристики указанного эквивалента должны быть не хуже характеристик продукции-эталона, указанных в Таблице №2 настоящего раздела, в соответствии с указанными в ней диапазонами допустимых отклонений (показателями эквивалентности) (п. 9.3.1 Требования к продукции Приложения №2 к Документации).

Согласно протоколу рассмотрения первых частей от 23.11.2021 №2301-2021-01331-01 на участие в аукционе поступило 5 заявок: 1) заявка №287084; 2) заявка №287506; 3) заявка №287630; 4) заявка №287775; 5) заявка №287788.

Аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске заявки №287084 (ООО «БИА») в связи с тем, что заявка не соответствует требованиям пункта 9.2 и 9.3.1 раздела 9  закупочной документации - предложение о технических характеристиках предлагаемой продукции не соответствует требованиям Заказчика (по позициям №4, 5, 14 таблицы №2 приложения 9 документации о закупке).

Материалами дела подтверждается, что в техническом предложении заявки участника  №287084 (ООО «БИА») предложен следующий товар: 1) по позиции №4 размеры блока подготовки воздушной среды в камере составляют 2800х 800х330; 2) по позиции №5 размеры машинного отделения предлагаемой им камеры составляют 2800х1800х2340; 3) по позиции №14  средняя скорость изменения температуры в предлагаемой заявителем камере составляет 2,0° C/мин (при нагреве) и 1,0° C/мин (при охлаждении).

Материалами подтверждено, что по позициям №4, 5, 14 технического  предложения участником представлены характеристики товара отличающиеся от требуемых заказчиком. Поскольку согласно  подпункту 1 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения: установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара (работы, услуги), к  безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Аналогичное требование  содержится и в пункте 10.3.2 Положения о закупках Заказчика.

Законодательно именно на заказчика возложена обязанность по определению и установлению требований к закупаемому товару, иные участники закупки данным правом не наделены, действия заказчика не могут быть признаны нарушающими Закон о закупках, в связи с данными обстоятельствами жалоба ООО «БИА»  признается необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.  

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                   РЕШИЛА:

Признать жалобу  ООО «БИА»  на действия заказчика – АО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на  поставку  испытательной климатической камеры  (извещение №32110760907) - необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны