Решение №б/н по факту распространения недостоверной рекламы ООО «Стимул Д... от 20 марта 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-5/25

20 марта 2019г. г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – руководителя управления

Члены Комиссии:

<…> - начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 04-5/25 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения недостоверной рекламы с нарушением требований части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе»,

в присутствии генерального директора ООО «Стимул ДВ» <…> ,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Хабаровского УФАС России поступило заявление (вх. № 4/1493 от 15.02.2019г.) по факту распространения в феврале 2019 года недостоверной наружной рекламы по предоставлению ипотечного кредита следующего содержания: «Стимул риэлторская компания. Подай заявку на ипотеку от 8,6%», размещаемой в г. Комсомольске-на-Амуре, на улицах Вокзальная, д. 45, Калинина, д. 15, Гамарника, д. 17.

Хабаровским УФАС России установлено следующее.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на заключение кредитного договора с указанной в рекламе процентной ставкой. Реклама побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения по заключению договора кредита на определенных рекламой условиях.

Согласно условиям банка, размещенным на сайте www. sberbank.ru 26 февраля 2019 года, указана процентная ставка от 8, 5% на приобретение стоящегося жилья от 300 000 рублей сроком до 30 лет с учетом первоначального взноса от 15% суммы ипотечного кредита.

Следовательно, указанная в реклама процентная ставка является достоверной, и потребитель может заключить договор по данной ставке.

Вместе с тем, в рекламе указывается процентная ставка по кредиту, то есть, дано одно из условий кредитного договора, влияющее на его стоимость, следовательно, реклама должна соответствовать требованиям статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расход лица (заемщика), заключившего договор на предоставления кредита, включается:

оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные перечисленные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти расходы.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ № 58 от 08.10.2012 года определено, что к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Однако в рекламе, помимо процентной ставки, не приведены иные условия кредитного договора, определяющие стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, требующих дополнительных затрат потребителя и влияющих на фактическую стоимость кредита для заемщика вводит потребителя в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора), что является нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, ООО «Стимул ДВ» не является кредитной организацией. Указание в рекламе на возможность получения ипотечного кредита без сообщения сведений о кредитной организации, заключающей договор ипотечного кредита, не соответствует требованиям части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица- наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя и (если имеется) отчество.

В процессе рассмотрения дела генеральный директор ООО «Стимул ДВ» пояснила, что Общество, размещая в рекламе ставку ипотечного продукта от 8,6%, рекламировало не ипотечный продукт, а услугу по бесплатной подаче заявок в банк. В настоящее время реклама демонтирована.

Указанный довод отклоняется по изложенным выше обстоятельствам.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 несет рекламодатель.

Установлено, что рекламодателем является ООО «Стимул ДВ» (ИНН 2703093838, место нахождения: 681032, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Гамарника, д. 17, помещение 1002).

Данный факт подтверждается письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (вх. №4/2418 от 11.03.2019г.) о принадлежности рекламных конструкций ООО «Стимул ДВ».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу: «Стумул риэлторская компания. Подай заявку на ипотеку от 8,6%», распространенную ООО «Стимул ДВ» в феврале 2019г. по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, на улицах Вокзальная, д. 45, Калинина, д. 15, Гамарника, д. 17, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ООО «Стимул ДВ» предписание об устранении прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 20 марта 2019г.

Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

 

<…>

Связанные организации

ООО "СТИМУЛ ДВ"
ИНН 2703093838, ОГРН 1172724009853