Постановление б/н ИП Акопян от 8 октября 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  93

о наложении штрафа по делу №  4-05/102

 об административном правонарушении

 

 

 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол и материалы дела № 4-05/102 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ИП Акопяна в связи с распространением ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в отсутствие ИП Акопяна, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 07 июня 2011 года отслежена реклама (хронометраж 15 секунд) строительного холдинга «Амурские зори», распространяемая на телевизионном канале вещания «Первое краевое телевидение» с 01 по 12 июня 2011 года, в которой содержалась:

- звуковая информация: «8% на 8 лет. «Амурские зори» и «Сбербанк»  предлагает строящиеся квартиры в ипотеку всего по 8% годовых на 8 лет. Не упускай свой шанс. «Амурские зори». Телефон 4 -55555».

- визуальная информация:

крупным шрифтом:

«8%. 8 лет. Строительный холдинг «Амурские зори». Суперакция «Возьми за 8%» квартира в кредит. Ставка 8% годовых в рублях. Срок кредитования 8 лет. Решение по кредиту 8 дней. Только с 8 марта по 30 июня 2011 года.  Сбербанк – всегда рядом. Строительный холдинг «Амурские зори» телефон (4212) 4-55555. Проектная декларация azori.ru  ООО «Инвестиционная строительная компания».

мелким  шрифтом (сменяющая друг друга информация):

в течение  6  секунд:

«Акция «Возьми за 8%» проводится во всех подразделениях ОАО «Сбербанк России», предоставляющих услуги по кредитованию физических лиц. Срок проведения акции с 08.03.2011г. по 30.06.2011г. Условия проведения акции: при получении  ОАО «Сбербанк России» «Приобретение строящегося жилья» на срок не более 8 лет, при первоначальном взносе не менее 50% стоимости кредитуемого объекта недвижимости  процентная ставка устанавливается в размере 8% годовых в рублях до и после регистрации объекта недвижимости. Минимальная сумма кредита -300 000 рублей. Погашение кредита   - аннуитетными платежами. Обеспечение кредита  -залог кредитуемого или иного объекта недвижимости (до регистрации ипотеки –требуется оформление  залога другого жилого помещения, за исключением случаев проведения Банком  установленной процедуры отбора объекта  недвижимости, в которых возможно оформление иных форм обеспечения).

в течение  4, 3  секунд:

«Досрочное погашение кредита: не ранее, чем через 3 месяца от даты, следующей за датой предоставления кредита, часть досрочно возвращаемого кредита  0не менее 15 000 рублей.  Дополнительные расходы по кредиту: оплата услуг по оценке и страхованию  жилого помещения, оформляемого  в залог, а также расходы, связанные с его оформлением. Неустойка за несвоевременное погашение кредита  -0,5%  от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, включая дату  погашения просроченной задолженности. При условиях кредитования, отличных от указанных, процентная ставка  может отличаться. Определение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах по заемным средствам, исчисление осуществляется в соответствии с действующим законодательством, а оплата налога - клиентом самостоятельно. Подробная информация об условиях акции – по телефону справочной службы или на сайте Банка www.sberbank.ru ОАО «Сбербанк России» генеральная лицензия Банка России № 1481от 30.08.2010 г. Москва, ул. Вавилова, 19. тел. 8-800-555 -5550 (звонки по России бесплатно).

 

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и  на заключение кредитного договора с указанной в рекламе суммой кредита. Реклама побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора кредита на определенных рекламой условиях. Создавая привлекательные условия возможности по заключению  договоров, реклама стимулирует население для обращения  в кредитную организацию для заключения договора кредита.

 

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. В рекламе указывается процентная ставка  и срок кредита,  то есть,  даны  условия кредитного договора, влияющие на стоимость кредита, следовательно, реклама должна соответствовать требованиям статьи 28 ФЗ «О рекламе».

 

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

 

В расходы лица (заемщика), заключившего договор на предоставления кредита, включается: оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

 

Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные перечисленные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти расходы.

 

В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.   Стоимость кредита включает в себя проценты за кредит, а также все иные платежи, взимаемые в рамках кредитного договора в связи с предоставлением кредита. Сюда включаются: платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата.

 

Существенными условиями кредитного договора, влияющими на сумму расходов, являются: срок кредитного договора, сумма кредита, проценты за кредит, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата,  если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заемщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.

 

В данной рекламе  указываются такие условия договора, как  процентная ставка по кредиту и срок кредита. При этом в рекламе даны  условия, влияющие на сумму расходов. Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время, что не позволяет потребителю  воспринимать информацию.

 

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об иных условиях кредита, влияющих на сумму расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации  о сумме кредита, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют. В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы. Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста рекламы.

 

 

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей (написанная крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы банковских услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях кредита, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

 

 Таким образом, реклама, распространявшаяся с 01 по 12 июня 2011 года на телеканале «Первое краевое телевидение», противоречит части 7 статьи 5, пункту 2 части 2,  части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе». Реклама в указанной части признается ненадлежащей. В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статей 5, 28 Закона несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

Установлено, что рекламодателем, определившем объект рекламирования и содержание рекламы является ИП Акопян.   Данный факт подтверждается письмом ООО «ИТА «Губерния» (вход. от 22.06.2011 г.), договором на размещение рекламы продукции (товаров, услуг) от 10 мая 2011 года заключенным между ИП Акопян  и ООО «ИТА «Губерния», актом об оказании рекламных услуг № 957 от 21 июня 2011 года.

 

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа. Руководствуясь статьей 33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ИП Акопяна виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

2. Применить к ИП Акопяну меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет: получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000010000140, ОКАТО 08401000000.

 

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны