Решение №4/10262 Решение по рекламе: «Два Гуся #пи*о #закуска #квас #лимонад... от 29 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 027/05/21-1101/2022

 

29  сентября 2022  года                                                                               г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

врио руководителя  управления.

Члены Комиссии:

главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 027/05/21-1101/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения –  ИП Муратовой Азизой Александровной (ИНН 271015899270) рекламы, нарушающей требования пунктов 2, 3, 6 части 1, части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствие ИП Муратовой А.А., надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела, заявившей ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие (вх. № 4/22163 от 29.09.2022),

 

                                                     УСТАНОВИЛА:

 

В порядке надзора за соблюдением требований рекламного законодательства Хабаровским УФАС России 17 августа 2022 года отслежена реклама следующего содержания –  «Два Гуся #пи*о #закуска #квас #лимонад #веселое настроение #не хмурься Один день без пи*а конечно не  убьёт тебя, но зачем рисковать?», содержащая изображение двух гусей и двух бокалов, наполненных светлым пенным напитком с перелившейся пеной через край, распространяемая на фасаде магазина «Два Гуся», установленного в непосредственной близости от жилого МКД по ул. Краснореченская, 65 в г. Хабаровске.

  Согласно п. 1 статьи  3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В порядке  части 4  статьи  2 ФЗ «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным  законом специальные требования и ограничения.

 В соответствии с п. 16 Информационного письма ВАС от 25.12.1998 №  37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и поддержания интереса   именно к магазину «Два Гуся», к продуктам питания, реализуемым в нем и напиткам, которые продаются как на розлив так и в готовой таре.      

Учитывая специфику рекламируемого  магазина, имеющего  по профилю своей деятельности широкий ассортимент разливного пива, указанная в рекламе информация ассоциируется именно с пивом, и в традиционном понимании формирует интерес потребителей именно к пиву. Для потребителя данное сочетание однозначно и непосредственно свидетельствуют о возможности приобретения в данном магазине пива различных марок на розлив,  вне зависимости от того есть ли в рекламе наименование или изображение такой продукции.

При этом реклама не содержит исключения, что безалкогольные напитки на розлив, следовательно, рекламируются все напитки на розлив, реализуемые в магазине, в том числе и пиво.

Согласно части 2.1. статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна:

- осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

- содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов.

Содержащаяся в рекламе информация «Один день без пи*а конечно не убьёт тебя, но зачем рисковать?», в нарушение пунктов 2, 3 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе»  свидетельствует об указании в рекламе утверждения о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека и тем самым осуждается воздержание от употребления алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

В нарушение данной нормы реклама магазина «Два Гуся» содержит образы гусей.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований пунктов 2, 3, 6 части 1 статьи 21 закона несет рекламодатель.

На основании части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 2.1 статьи 21 закона несет рекламораспространитель.

 Установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем одновременно является  ИП Муратова Азиза Александровна (ИНН 271015899270).

 

До даты рассмотрения дела ИП Муратовой А.А. предоставлены письменные пояснения (вх. № 4/21525 от 16.09.2022), из которых следует, что реклама заказана на «Авито» без заключения договора, дизайнер разработал макет рекламы, заверив, что в рекламе не должно быть слова «пиво», а все остальное можно.

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Два Гуся #пи*о #закуска #квас #лимонад #веселое настроение #не хмурься Один день без пи*а конечно не убьёт тебя, но зачем рисковать?», содержащая изображение двух гусей и двух бокалов, наполненных светлым пенным напитком с перелившейся пеной через край, распространяемую на фасаде магазина «Два Гуся», установленного в непосредственной близости от жилого МКД по ул. Краснореченская, 65 в г. Хабаровске.

2. Выдать ИП Муратовой Азизе Александровне (ИНН 271015899270) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 29 сентября 2022 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны