Решение №027/01/18.1-1074/2020 Решение по жалобе ООО «Технопрогресс» на действия закупочной... от 30 июля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей начальника отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России членов комиссии: ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей от :
- АО «Хабаровский аэропорт» – по доверенности от 09.12.2019 №90,
- ООО «Технопрогресс» – о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило,
рассмотрев жалобу ООО «Технопрогресс» на действия закупочной комиссии АО «Хабаровский Аэропорт» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение услуг по выкосу травы и вырубке кустарника (извещение № 32009228153), материалы дела № 8-01/256 (027/01/18.1-1074/2020).
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС поступила жалоба ООО «Технопрогресс» на действия АО «Хабаровский Аэропорт» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение услуг по выкосу травы и вырубке кустарника (извещение № 32009228153).
Из жалобы ООО «Технопрогресс» следует, что заявке общества, поданной на участие в закупке, присвоены различные порядковые номера по результатам оценки и сопоставления заявок, в протоколах о результатах закупки указывается противоречивая информация о победителе закупки. Направленный заказчиком на подписание обществу договор содержит информацию об ином участнике закупки, который также признан победителем. Сопоставление предложенных участниками закупки цен необоснованно осуществлено без учета НДС.
В заседании комиссии представитель АО «Хабаровский Аэропорт» с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письме от 27.07.2020 № 3.1-2240, дополнительно пояснив, что закупка проведена в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также Положением о закупках АО «Хабаровский аэропорт», согласно которых победителем признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям и содержит наименьшую цену. Исходя из представленных заявок таким победителем стал ИП Батурин О.В., представививший наименьшую цену, что и было отражено в итоговом протоколе в формате word. Указание победителем закупки в электронном итоговом протоколе ООО «Технопрогресс» является технической ошибкой, о чем указанный участник был уведомлен, и составлен новый итоговый протокол с исправлением данной ошибки. Все указанные протоколы размещены на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru. в единой информационной системе.
Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав представителя АО «Хабаровский аэропорт» участвующего в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 Закона о закупках и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе (часть 27 статьи 3.4 Закона о закупках).
Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупках АО «Хабаровский аэропорт от 15.10.2019 г. (далее – Положение о закупках), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
В соответствии частью 22.7.11 статьи 27.7 Положения о закупках на основании результатов рассмотрения и оценки котировочных заявок комиссия оформляет итоговый протокол о результатах запроса котировок. В протоколе указываются поимённый состав присутствующих на заседании членов комиссии, сведения о наименовании и месте нахождения (для юридического лица), о фамилии, имени, отчестве и месте жительства (для физического лица) участников закупки, заявки которых были рассмотрены, цены договора в котировочных заявках, которые рассматривались и оценивались. Протокол подписывается членами комиссии, присутствовавшими на заседании, в день подведения итогов запроса котировок и утверждается одним из руководителей заказчика в соответствии с внутренними процедурами.
10.06.2020 на официальном сайте Российской Федерации в ЕИС www.zakupki.gov.ru АО «Хабаровский аэропорт» размещено извещение № 32009228153 о запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по выкосу травы и вырубке кустарника.
Начальная (максимальная) цена договора составляет 665 930,00 за счет средств от приносящей доход деятельности (собственные доходы общества).
Сроки подачи заявок с 10.06.2020 по 19.06.2020.
Срок рассмотрения заявок 19.06.2020.
Сроки подведения итогов запроса котировок в электронной форме - в течение одного рабочего дня после направления оператором электронной площадки результатов сопоставления ценовых предложений комиссия выбирает победителя запроса котировок в электронной форме, составляет итоговый протокол и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе.
Предметом договора является выполнение услуг по выкосу травы и вырубке кустарника.
Согласно извещению о проведении запроса котировок, участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства:
Согласно абзацу 6 пункта 18 извещения о проведении запроса котировок, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - извещение), в заявке победителя должна быть наиболее низкая общая стоимость выкоса травы и вырубке кустарника на всей территории, оговоренной в техническом задании, и в которой указана наиболее низкая цена работ за 1 м2.
Согласно абзацам 2,3 пункта 20 извещения указывает, что в стоимость включены все предполагаемые расходы подрядчика (в том числе расходы на налоги, сборы и иные обязательные платежи), связанные с исполнением договора, цена договора включает все расходы исполнителя, в том числе стоимость расходных материалов, топлива, доставку и вывоз оборудования.
В соответствии с пунктом 32 извещения заявки ранжируются по цене, начиная с наименьшей, при равенстве цен заявок различных участников лучшее (более высокое) место в ранжировке получает участник, заявка которого поступила ранее других заявок, победителем в проведении запроса котировок признается участник закупки, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о запросе котировок, в которой указана наиболее низкая цена договора и которой присвоен первый номер.
Также в соответствии с абзацем 3,4 пункта 36 извещения заказчик заключит договор с участником закупки, который предложил такую же, как и победитель запроса котировок, цену договора, или при отсутствии этого участника с участником закупки, предложение о цене договора которого содержит лучшее условие по цене договора, следующее после предложенного победителем запроса котировок условия, который признан уклонившимся от заключения договора, договор по результатам запроса котировок в электронной форме заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника закупки, заказчика.
Таким образом, закупочной документацией не указано на исключение или учет суммы НДС при оценке и сопоставлении заявок.
Согласно протоколу рассмотрения котировочных заявок на участие в запросе котировок в электронной форме от 22.06.2020 № 32009228153, размещенного на сайте 30.06.2020, на участие в закупке поступило 11 заявок, 1 заявка была отозвана, 1 заявка не допущена к участию в закупке в связи с несоответствием участника закупки требованиям документации, 9 заявок признаны соответствующими требованиям закупочной документации и допущены к участию в закупке.
Как следует из протокола подведения итогов процедуры №32009228153-02 от 02.07.2020, размещенного на сайте 02.07.2020, заявке участника ООО «Технопрогресс» (№415854) с ценой 390 000,00 руб. присвоено 1 место, заявке участника ИП Батурина О.В. (№415932) с ценой 378 000,00 руб. присвоено 2 место, заявке участника ИП Давитян С.М. (№418328) с ценой 460 000,00 руб. присвоено 3 место. Остальным 6 заявкам присвоены места относительно предложенных ими ценовых предложений. На официальном сайте Российской Федерации в ЕИС www.zakupki.gov.ru данный протокол 02.07.2020 отмечен как недействующий.
Согласно протоколу подведения итогов процедуры №32009228153-02 от 22.06.2020, размещенного на сайте 22.07.2020, заявке участника ООО «Технопрогресс» (№415854) с ценой 390 000,00 руб. присвоено 2 место, заявке участника ИП Батурина О.В. (№415932) с ценой 378 000,00 руб. присвоено 1 место, заявке участника ИП Давитян С.М. (№418328) с ценой 460 000,00 руб. присвоено 3 место. Остальным 6 заявкам присвоены места относительно предложенных ими ценовых предложений. На официальном сайте Российской Федерации в ЕИС www.zakupki.gov.ru данный протокол 22.07.2020 отмечен как действующий.
Поскольку закупочной комиссией заказчика возникшие разночтения касательно выбора победителя закупки устранены, из приведенных положений закупочной документации и протоколов следует, что ООО «Технопрогресс» с ценовым предложением 390 000,00 руб. обоснованно не может быть признано победителем запроса котировок, так как его ценовое предложение не являлось наиболее низким в соответствии с пунктом 18, пунктом 32 извещения о закупке, оснований для признания ООО «Технопрогресс» победителем закупки не имеется.
Касательно довода заявителя о необоснованном сопоставлении предложенных участниками закупки ценовых предложений с учетом НДС комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующему выводу.
Закупочной документацией установлен порядок оценки ценовых предложений. В цену включаются все налоги, сборы и иные обязательные платежи.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В данной связи участник закупки, принимая решение об участии в закупке, самостоятельно определяет свое ценовое предложение с учетом интереса одержать победу в закупке, должен учитывать, что иные участники закупки могут также предложить низкую относительно начальной (максимальной) цены цену и также нацелены на победу, что и составляет конкуренцию при проведении закупки.
Исходя из установленных обстоятельств комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Технопрогресс» на действия закупочной комиссии АО «Хабаровский Аэропорт» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение услуг по выкосу травы и вырубке кустарника (извещение № 32009228153) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.