Решение №7/6568 решение по жалобе ООО «РЖД и АП» на действия МУП г. Хабаровс... от 21 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей:  заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России, членов Комиссии:  ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России,  ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

-ООО «Региональные железнодорожные и автомобильные перевозки» - "...",

- МУП г. Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания» - "...",

 

рассмотрев жалобу ООО «Региональные  железнодорожные и автомобильные перевозки» (далее – ООО «РЖД и АП») на действия МУП
г. Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания» при проведении аукциона в электронной форме по 223-ФЗ на поставку сжиженного углеводородного газа марки ПБТ(А) (фракция пропан-бутан) (извещение № 32110300965),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «РЖД и АП» на действия МУП г. Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания» (далее –МУП г.Хабаровска «Спецкомбинат») при проведении аукциона в электронной форме по 223-ФЗ на поставку сжиженного углеводородного газа марки ПБТ(А) (фракция пропан-бутан) (извещение № 32110300965).

Из жалобы ООО «РЖД и АП» следует, что установленные в аукционной документации требования к упаковке и поставке: товар (СУГ) поставляется в контейнерах-цистернах, зарегистрированных, освидетельствованных в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением утвержденными в установленном порядке, и ГОСТ 15860-84, установлены заказчиком неправомерно и тем самым ограничивают конкуренцию, препятствуют доступу к участию в закупке. Также в аукционной документации предмет закупки указан в извещении об аукционе и в технической части с разными характеристиками, которые противоречат друг другу.

В заседании комиссии Хабаровского УФАС России представитель МУП г. Хабаровска «Спецкомбинат» с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 16.06.2021 № 144. Дополнительно пояснив, что требование о поставке товара в контейнерах-цистернах обусловлено необходимостью соблюдения безопасности эксплуатации опасного производственного объекта. Поставка газа в других емкостях (таре) невозможна из-за технических особенностей работы групповой резервуарной установки и крематория.

Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1.  Федерального закона  от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В заседании Комиссии Хабаровского УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «РЖД и АП» объявлялся перерыв до «16» час. «00» мин. «16» июня 2021 г.

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее-  Закон о закупках).

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного  нормативными  правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах,  также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок) (пункт 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках).

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (пункт 4);требования к участникам такой закупки (пункт 9); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14); описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (пункт 15).

Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.

В извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (пункт 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках).

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, типовым положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципальных бюджетных, автономных учреждений, муниципальных предприятий (далее – Положение о закупке), утвержденный приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска от 02.03.2021 № 34, приказом директора МУП г. Хабаровска «Спецкомбинат коммунального обслуживания» от 30.09.2020 №113, директором МУП г.Хабаровска «Спецкомбинат» от 10.03.2021, размещенном на официальном сайте в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.

Принципы закупочной деятельности заказчика установлены п.2 ст. 2 Положения о закупке.

При описании предмета конкурентной закупки Заказчик должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика (пп. 4 п. 2 ст. 11 Положения о закупке).

21.05.2021 на официальном сайте Российской Федерации в ЕИС www.zakupki.gov.ru МУП г.Хабаровска «Спецкомбинат» размещено извещение № 32110300965 о проведении аукциона в электронной форме по 223-ФЗ на поставку сжиженного углеводородного газа марки ПБТ(А) (фракция пропан-бутан).

Начальная (максимальная) цена договора составляет 4 982 445,00 руб.

Дата начала подачи заявок – 21.05.2021.

Дата окончания срока подачи заявок – 07.06.2021.

Дата подведения итогов – 10.06.2021.

Предметом договора является поставка сжиженного углеводородного газа марки ПБТ(А) (фракция пропан-бутан).

В Технической части аукционной документации содержаться требования к упаковке, маркировке, этикеткам, подтверждению соответствия, процессам и методам производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно Технической части:

 

№п/п

Наименование показателей товара

Требуемое значение

показателя

1

Сжиженный углеводородный газ

(СУГ)

Сокращенное обозначение марки: СПБТ.

Назначение сжиженного газа: коммунально-бытовое потребление в групповых установках. Соответствующий по качеству, физико-химическим и эксплуатационным показателям ГОСТ Р 52087-2018 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия».

ОКПД2 19.20.31          Пропан и бутан сжиженные

С содержанием пропана не менее 60%.

Плотность сжиженной пропан-бутановой смеси при температуре +20°С, т/м3: не менее 0,513 и не более 0,527

 

 

 

Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытания

ПТ

ПА

ПБА

ПБТ

БТ

1. Массовая доля компонентов, %

Не нормируется

По ГОСТ 10679
или ГОСТ 33012,
или ГОСТ Р 56869,
 или ГОСТ Р 54484

- сумма метана, этана и этилена

Определение обязательно

- сумма пропана и пропилена, не менее

 

 

-

 

 

в том числе пропана

 

 

70±10

 

 

- сумма бутанов и бутиленов:

Не нормируется, Определение обязательно.

 

 

не более

 

 

-

 

 

не менее

 

 

-

 

 

- сумма непредельных угле-водородов, не более

 

 

6,0

 

 

2. Объемная доля жидкого остатка при температуре 20°С, не более

 

 

1,6

 

 

 

3. Давление насыщенных паров, избыточное, МПА, при температуре:

 

 

 

 

 

По ГОСТ 28656 или ГОСТ Р 50994, или ГОСТ ISO 4256

плюс 45 С, не более

 

 

1,6

 

 

минус 20 С , не менее

 

 

0,07

 

 

минус 30 С, не менее

 

 

-

 

 

4. Массовая доля сероводорода и меркаптановой серы, %, не более

 

 

0,01

 

 

По ГОСТ 22985 или ГОСТ 32918

в том числе сероводорода, не более

 

 

0,003

 

 

5. Наличие свободной воды и щелочи

отсутствие

 

6. Интенсивность запаха, баллы, не менее

 

 

-

 

 

По ГОСТ 22387.5

7. Запах

 

 

Характерный неприятный при концентрации в воздухе 20% об. от нижнего предела воспламеняемости

 

 

По ГОСТ EN

589-2014 (Приложение А)

8. Октановое число, не менее

 

 

89

 

 

По ГОСТ EN

589-2014 (Приложение А)

                 

 

Согласно п. 4.2 ГОСТа Р 52087-2018 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия» (далее – ГОСТ Р 52087-2018) по физико-химическим и эксплуатационным показателям сжиженные газы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 2.

Таблица 2 - Физико-химические и эксплуатационные показатели сжиженных газов:

 

Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытания

ПТ

ПА

ПБА

ПБТ

БТ

1. Массовая доля компонентов, %

Не нормируется

По ГОСТ 10679
или ГОСТ 33012,
или ГОСТ Р 56869,
 или ГОСТ Р 54484

- сумма метана, этана и этилена

Определение обязательно

- сумма пропана и пропилена, не менее

75

-

-

не нормируется
определение обязательно

в том числе пропана

-

85±10

50±10

-

-

- сумма бутанов и бутиленов:

Не нормируется,
 Определение обязательно.

не более

 

 

-

60

-

не менее

-

-

-

-

60

- сумма непредельных углеводородов, не более

-

6,0

6,0

-

-

2. Объемная доля жидкого остатка при температуре 20°С, не более

0,7

0,7

1,6

1,6

1,8

по 8.2 настоящего стандарта

3. Давление насыщенных паров, избыточное, МПА, при температуре:

 

 

 

 

 

По ГОСТ 28656 или ГОСТ Р 50994, или ГОСТ ISO 4256

плюс 45 С, не более

1,6

1,6

1,6

1,6

1,6

минус 20 С , не менее

0,16

-

0,07

-

-

минус 30 С, не менее

-

0,07

-

-

-

4. Массовая доля сероводорода и меркаптановой серы, %, не более

0,013

0,01

0,01

0,013

0,013

По ГОСТ 22985 или ГОСТ 32918

в том числе сероводорода, не более

0,003

5. Наличие свободной воды и щелочи

отсутствие

по 8.2 настоящего стандарта

6. Интенсивность запаха, баллы, не менее

3

-

-

3

3

По ГОСТ 22387.5

7. Запах

 

 

Характерный неприятный при концентрации в воздухе 20% об. от нижнего предела воспламеняемости

 

 

По ГОСТ EN

589-2014 (Приложение А)

8. Октановое число, не менее

 

 

89

 

 

По ГОСТ EN

589-2014 (Приложение В)

                     

 

Таким образом, из содержания Технической части аукционной документации, ГОСТа Р 52087-2018 невозможно определить газ с каким содержанием пропана требуется Заказчику, что является нарушением п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.

Следовательно, довод о том, что в аукционной документации в извещении об аукционе и в технической части предмет закупки указан с разными характеристиками, которые противоречат друг другу, Комиссией Хабаровского УФАС признается обоснованным.

Довод о том, что установленные в аукционной документации требования к упаковке и поставке: товар (СУГ) поставляется в контейнерах-цистернах, зарегистрированных, освидетельствованных в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением утвержденными в установленном порядке, и ГОСТ 15860-84, установлены заказчиком неправомерно и тем самым ограничивают конкуренцию, препятствуют доступу к участию в закупке, признан обоснованным в силу следующего.

Согласно п. 5.1 проекта договора поставка товара осуществляется партиями в таре типа «контейнер цистерна» объемом не более 25 метров кубических, в течение 3 (трех) к/дней с момента подачи заявки заказчиком.

Согласно п. 5.3 проекта договора поставка товара осуществляется силами и за счет средств Поставщика на условиях поставки и разгрузки товара в месте доставки. Приемка товара Заказчиком производится в рабочие дни с 9-00 час. до 16-00 час. (время местное). Поставка товара осуществляется отдельными партиями в соответствии с предварительной заявкой Заказчика, которая направляется Поставщику не позднее, чем за 2 дня до предполагаемой даты поставки товара посредством любых средств связи с указанием наименования, количества товара и даты поставки.

Согласно п. 6.5.1 проекта договора в соответствии с заявкой (переданной любым доступным способом, телефонная связь, факсимильная, интернет) Поставщик согласовывает с Покупателем дату и время отгрузки товара (СУГ). Покупатель, в согласованную дату и время, направляет своего представителя (начальник или инженер технолог службы эксплуатации крематория) в присутствии которого осуществляется слив СУГ из контейнера-цистерны в автоцистерну. По окончании слива составляется двухсторонний акт, в котором фиксируется дата, время и количество слитого СУГ в автоцистерну.

Согласно п. 6.5.2 проекта договора поставка газа производится собственным (или по договору аренды с обязательным предоставлением копии технического паспорта автоцистерны, договора аренды Покупателю) специализированным автотранспортом (автоцистерны) Поставщика до групповой резервуарной установки (ГРУ) Покупателя, по адресу 3-й км автодороги Хабаровск-Заозерное, Матвеевское кладбище, ГРУ крематория.

Указанное требование к таре не предусмотрено ГОСТ, создает для участников закупки дополнительные ограничения и расходы.

При этом с учетом технологии поставки, предусмотренной проектом договора, при которой газ будет поставляться в резервуарные установки Покупателя автоцистернами Поставщика, требование к упаковке «контейнер-цистерна», по мнению Комиссии Хабаровского УФАС России, является излишним и необоснованным, в том числе, с точки зрения процедуры поставки.

Заказчик в ходе рассмотрения дела не обосновал и не представил доказательств необходимости требования поставки газа в таре «контейнер-цистерна», а также чем вызвана такая потребность. В указанных действиях Заказчика комиссия Хабаровского УФАС России установила нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).

При разрешении вопроса о выдаче предписания комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для его выдачи.

На основании изложенного, руководствуясь  статьями 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России

 

                                         

 

                                       РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ООО «РЖД и АП» на действия МУП г. Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания» при проведении аукциона в электронной форме по 223-ФЗ на поставку сжиженного углеводородного газа марки ПБТ(А) (фракция пропан-бутан) (извещение № 32110300965) обоснованной.

2.Признать МУП г. Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания» при проведении указанной закупки нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны