Решение №7/6568 решение по жалобе ООО «РЖД и АП» на действия МУП г. Хабаровс... от 21 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей: заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
-ООО «Региональные железнодорожные и автомобильные перевозки» - "...",
- МУП г. Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания» - "...",
рассмотрев жалобу ООО «Региональные железнодорожные и автомобильные перевозки» (далее – ООО «РЖД и АП») на действия МУП
г. Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания» при проведении аукциона в электронной форме по 223-ФЗ на поставку сжиженного углеводородного газа марки ПБТ(А) (фракция пропан-бутан) (извещение № 32110300965),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «РЖД и АП» на действия МУП г. Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания» (далее –МУП г.Хабаровска «Спецкомбинат») при проведении аукциона в электронной форме по 223-ФЗ на поставку сжиженного углеводородного газа марки ПБТ(А) (фракция пропан-бутан) (извещение № 32110300965).
Из жалобы ООО «РЖД и АП» следует, что установленные в аукционной документации требования к упаковке и поставке: товар (СУГ) поставляется в контейнерах-цистернах, зарегистрированных, освидетельствованных в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением утвержденными в установленном порядке, и ГОСТ 15860-84, установлены заказчиком неправомерно и тем самым ограничивают конкуренцию, препятствуют доступу к участию в закупке. Также в аукционной документации предмет закупки указан в извещении об аукционе и в технической части с разными характеристиками, которые противоречат друг другу.
В заседании комиссии Хабаровского УФАС России представитель МУП г. Хабаровска «Спецкомбинат» с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 16.06.2021 № 144. Дополнительно пояснив, что требование о поставке товара в контейнерах-цистернах обусловлено необходимостью соблюдения безопасности эксплуатации опасного производственного объекта. Поставка газа в других емкостях (таре) невозможна из-за технических особенностей работы групповой резервуарной установки и крематория.
Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
В заседании Комиссии Хабаровского УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «РЖД и АП» объявлялся перерыв до «16» час. «00» мин. «16» июня 2021 г.
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее- Закон о закупках).
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок) (пункт 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках).
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (пункт 4);требования к участникам такой закупки (пункт 9); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14); описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (пункт 15).
Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.
В извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (пункт 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках).
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, типовым положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципальных бюджетных, автономных учреждений, муниципальных предприятий (далее – Положение о закупке), утвержденный приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска от 02.03.2021 № 34, приказом директора МУП г. Хабаровска «Спецкомбинат коммунального обслуживания» от 30.09.2020 №113, директором МУП г.Хабаровска «Спецкомбинат» от 10.03.2021, размещенном на официальном сайте в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.
Принципы закупочной деятельности заказчика установлены п.2 ст. 2 Положения о закупке.
При описании предмета конкурентной закупки Заказчик должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика (пп. 4 п. 2 ст. 11 Положения о закупке).
21.05.2021 на официальном сайте Российской Федерации в ЕИС www.zakupki.gov.ru МУП г.Хабаровска «Спецкомбинат» размещено извещение № 32110300965 о проведении аукциона в электронной форме по 223-ФЗ на поставку сжиженного углеводородного газа марки ПБТ(А) (фракция пропан-бутан).
Начальная (максимальная) цена договора составляет 4 982 445,00 руб.
Дата начала подачи заявок – 21.05.2021.
Дата окончания срока подачи заявок – 07.06.2021.
Дата подведения итогов – 10.06.2021.
Предметом договора является поставка сжиженного углеводородного газа марки ПБТ(А) (фракция пропан-бутан).
В Технической части аукционной документации содержаться требования к упаковке, маркировке, этикеткам, подтверждению соответствия, процессам и методам производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Технической части:
№п/п |
Наименование показателей товара |
Требуемое значение показателя |
1 |
Сжиженный углеводородный газ (СУГ) |
Сокращенное обозначение марки: СПБТ. Назначение сжиженного газа: коммунально-бытовое потребление в групповых установках. Соответствующий по качеству, физико-химическим и эксплуатационным показателям ГОСТ Р 52087-2018 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия». ОКПД2 19.20.31 Пропан и бутан сжиженные С содержанием пропана не менее 60%. Плотность сжиженной пропан-бутановой смеси при температуре +20°С, т/м3: не менее 0,513 и не более 0,527 |
Наименование показателя |
Норма для марки |
Метод испытания |
||||||
ПТ |
ПА |
ПБА |
ПБТ |
БТ |
||||
1. Массовая доля компонентов, % |
Не нормируется |
По ГОСТ 10679 |
||||||
- сумма метана, этана и этилена |
Определение обязательно |
|||||||
- сумма пропана и пропилена, не менее |
|
|
- |
|
|
|||
в том числе пропана |
|
|
70±10 |
|
|
|||
- сумма бутанов и бутиленов: |
Не нормируется, Определение обязательно. |
|
|
|||||
не более |
|
|
- |
|
|
|||
не менее |
|
|
- |
|
|
|||
- сумма непредельных угле-водородов, не более |
|
|
6,0 |
|
|
|||
2. Объемная доля жидкого остатка при температуре 20°С, не более |
|
|
1,6 |
|
|
|
||
3. Давление насыщенных паров, избыточное, МПА, при температуре: |
|
|
|
|
|
По ГОСТ 28656 или ГОСТ Р 50994, или ГОСТ ISO 4256 |
||
плюс 45 С, не более |
|
|
1,6 |
|
|
|||
минус 20 С , не менее |
|
|
0,07 |
|
|
|||
минус 30 С, не менее |
|
|
- |
|
|
|||
4. Массовая доля сероводорода и меркаптановой серы, %, не более |
|
|
0,01 |
|
|
По ГОСТ 22985 или ГОСТ 32918 |
||
в том числе сероводорода, не более |
|
|
0,003 |
|
|
|||
5. Наличие свободной воды и щелочи |
отсутствие |
|
||||||
6. Интенсивность запаха, баллы, не менее |
|
|
- |
|
|
По ГОСТ 22387.5 |
||
7. Запах |
|
|
Характерный неприятный при концентрации в воздухе 20% об. от нижнего предела воспламеняемости |
|
|
По ГОСТ EN 589-2014 (Приложение А) |
||
8. Октановое число, не менее |
|
|
89 |
|
|
По ГОСТ EN 589-2014 (Приложение А) |
||
Согласно п. 4.2 ГОСТа Р 52087-2018 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия» (далее – ГОСТ Р 52087-2018) по физико-химическим и эксплуатационным показателям сжиженные газы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 2.
Таблица 2 - Физико-химические и эксплуатационные показатели сжиженных газов:
Наименование показателя |
Норма для марки |
Метод испытания |
||||||||
ПТ |
ПА |
ПБА |
ПБТ |
БТ |
||||||
1. Массовая доля компонентов, % |
Не нормируется |
По ГОСТ 10679 |
||||||||
- сумма метана, этана и этилена |
Определение обязательно |
|||||||||
- сумма пропана и пропилена, не менее |
75 |
- |
- |
не нормируется |
||||||
в том числе пропана |
- |
85±10 |
50±10 |
- |
- |
|||||
- сумма бутанов и бутиленов: |
Не нормируется, |
|||||||||
не более |
|
|
- |
60 |
- |
|||||
не менее |
- |
- |
- |
- |
60 |
|||||
- сумма непредельных углеводородов, не более |
- |
6,0 |
6,0 |
- |
- |
|||||
2. Объемная доля жидкого остатка при температуре 20°С, не более |
0,7 |
0,7 |
1,6 |
1,6 |
1,8 |
по 8.2 настоящего стандарта |
||||
3. Давление насыщенных паров, избыточное, МПА, при температуре: |
|
|
|
|
|
По ГОСТ 28656 или ГОСТ Р 50994, или ГОСТ ISO 4256 |
||||
плюс 45 С, не более |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
|||||
минус 20 С , не менее |
0,16 |
- |
0,07 |
- |
- |
|||||
минус 30 С, не менее |
- |
0,07 |
- |
- |
- |
|||||
4. Массовая доля сероводорода и меркаптановой серы, %, не более |
0,013 |
0,01 |
0,01 |
0,013 |
0,013 |
По ГОСТ 22985 или ГОСТ 32918 |
||||
в том числе сероводорода, не более |
0,003 |
|||||||||
5. Наличие свободной воды и щелочи |
отсутствие |
по 8.2 настоящего стандарта |
||||||||
6. Интенсивность запаха, баллы, не менее |
3 |
- |
- |
3 |
3 |
По ГОСТ 22387.5 |
||||
7. Запах |
|
|
Характерный неприятный при концентрации в воздухе 20% об. от нижнего предела воспламеняемости |
|
|
По ГОСТ EN 589-2014 (Приложение А) |
||||
8. Октановое число, не менее |
|
|
89 |
|
|
По ГОСТ EN 589-2014 (Приложение В) |
||||
Таким образом, из содержания Технической части аукционной документации, ГОСТа Р 52087-2018 невозможно определить газ с каким содержанием пропана требуется Заказчику, что является нарушением п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.
Следовательно, довод о том, что в аукционной документации в извещении об аукционе и в технической части предмет закупки указан с разными характеристиками, которые противоречат друг другу, Комиссией Хабаровского УФАС признается обоснованным.
Довод о том, что установленные в аукционной документации требования к упаковке и поставке: товар (СУГ) поставляется в контейнерах-цистернах, зарегистрированных, освидетельствованных в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением утвержденными в установленном порядке, и ГОСТ 15860-84, установлены заказчиком неправомерно и тем самым ограничивают конкуренцию, препятствуют доступу к участию в закупке, признан обоснованным в силу следующего.
Согласно п. 5.1 проекта договора поставка товара осуществляется партиями в таре типа «контейнер цистерна» объемом не более 25 метров кубических, в течение 3 (трех) к/дней с момента подачи заявки заказчиком.
Согласно п. 5.3 проекта договора поставка товара осуществляется силами и за счет средств Поставщика на условиях поставки и разгрузки товара в месте доставки. Приемка товара Заказчиком производится в рабочие дни с 9-00 час. до 16-00 час. (время местное). Поставка товара осуществляется отдельными партиями в соответствии с предварительной заявкой Заказчика, которая направляется Поставщику не позднее, чем за 2 дня до предполагаемой даты поставки товара посредством любых средств связи с указанием наименования, количества товара и даты поставки.
Согласно п. 6.5.1 проекта договора в соответствии с заявкой (переданной любым доступным способом, телефонная связь, факсимильная, интернет) Поставщик согласовывает с Покупателем дату и время отгрузки товара (СУГ). Покупатель, в согласованную дату и время, направляет своего представителя (начальник или инженер технолог службы эксплуатации крематория) в присутствии которого осуществляется слив СУГ из контейнера-цистерны в автоцистерну. По окончании слива составляется двухсторонний акт, в котором фиксируется дата, время и количество слитого СУГ в автоцистерну.
Согласно п. 6.5.2 проекта договора поставка газа производится собственным (или по договору аренды с обязательным предоставлением копии технического паспорта автоцистерны, договора аренды Покупателю) специализированным автотранспортом (автоцистерны) Поставщика до групповой резервуарной установки (ГРУ) Покупателя, по адресу 3-й км автодороги Хабаровск-Заозерное, Матвеевское кладбище, ГРУ крематория.
Указанное требование к таре не предусмотрено ГОСТ, создает для участников закупки дополнительные ограничения и расходы.
При этом с учетом технологии поставки, предусмотренной проектом договора, при которой газ будет поставляться в резервуарные установки Покупателя автоцистернами Поставщика, требование к упаковке «контейнер-цистерна», по мнению Комиссии Хабаровского УФАС России, является излишним и необоснованным, в том числе, с точки зрения процедуры поставки.
Заказчик в ходе рассмотрения дела не обосновал и не представил доказательств необходимости требования поставки газа в таре «контейнер-цистерна», а также чем вызвана такая потребность. В указанных действиях Заказчика комиссия Хабаровского УФАС России установила нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).
При разрешении вопроса о выдаче предписания комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для его выдачи.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО «РЖД и АП» на действия МУП г. Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания» при проведении аукциона в электронной форме по 223-ФЗ на поставку сжиженного углеводородного газа марки ПБТ(А) (фракция пропан-бутан) (извещение № 32110300965) обоснованной.
2.Признать МУП г. Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания» при проведении указанной закупки нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.