Решение №ЛИ/200/23 Решение по жалобе (вх. № 25111/22 от 22.11.2022) о распрост... от 12 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 027/05/5-1614/2022
11 января 2023 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 027/05/5-1614/2022 по признакам нарушения ООО «Вектор Успеха» требований пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») при распространении рекламы услуг установки приборов учета электроэнергии,
в отсутствие представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – законный представитель ООО «Вектор Успеха», на рассмотрение дела не явился о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом;
заявителей – на рассмотрение дела не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
На рассмотрении Хабаровского УФАС России находится заявление (вх. № 25111/22 от 22.11.2022) о распространении рекламы о необходимости замены электросчетчика, вводящей в заблуждение потребителей.
В ходе рассмотрения заявления установлено, что 23.10.2022 в доме по адресу: г. Хабаровск, ул. Ворошилова, д. 13а, распространена (путем рассылки по почтовым ящикам) реклама следующего содержания: «По результату проверки на 19.09.2022. ПРЕДПИСАНИЕ. Информируем абонента, что установленный в вашей квартире прибор учета электроэнергии имеет истекший срок действия метрологической аттестации и не соответствует требованиям законодательных и нормативных документов:
- ФЗ № 102 «Об обеспечении единства средств измерений»
- Постановление правительства Российской Федерации от 04. мая 2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии».
В связи с этим, показания по данным приборам учета не могут быть приняты к денежному расчету до устранения нарушений.
Вам предписывается:
В срок до 29 октября 2022 года произвести замену вашего электросчетчика на новый прибор учета 2021-2022 года выпуска, с классом не ниже 2,0, дата поверки прибора не должна быть позднее 12 месяцев от даты выпуска.
В случае, если Вами не будет восстановлен надлежащий учет электроэнергии, начисления за потребленную электроэнергию будут производиться в соответствии с п.1.66 ОПФРР без последующего перерасчета из расчета 1670 рублей за каждого прописанного жильца. На замену электросчетчика можно записаться по телефону 51-64-29 (Диспетчерская служба). Начальник отдела Энергонадзора Загороднев».
Согласно заявлению потребителю, позвонившему в диспетчерскую службу по указанному телефону, подтвердили необходимость замены счетчика, так как бесплатная замена будет произведена только в 2025 году, а до этого срока необходимо оплачивать по нормативу, что в совокупности побудило потребителя оформить заявку.
В соответствии с договором подряда на электротехнические работы от 25.10.2022, актом сдачи – приемки выполненных работ работы по замене (установке) прибора учета электроэнергии (электросчетчика) с дальнейшей его опломбировкой и регистрацией в ресурсоснабжающей организации произведены ООО «Вектор Успеха».
В ходе подготовки дела к рассмотрению в Хабаровское УФАС России поступило заявление (вх. № 25430-ИП от 28.11.22) о распространении рекламы по адресу: г. Хабаровск, ул. Гамарника, д. 15а. следующего содержания: «По результату проверки на 03.11.2022. ПРЕДПИСАНИЕ. Информируем абонента, что установленный в вашей квартире прибор учета электроэнергии имеет истекший срок действия метрологической аттестации и не соответствует требованиям законодательных и нормативных документов:
- ФЗ № 102 «Об обеспечении единства средств измерений»
- Постановление правительства Российской Федерации от 04. мая 2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии».
В связи с этим, показания по данным приборам учета не могут быть приняты к денежному расчету до устранения нарушений.
Вам предписывается:
В срок до 03 декабря 2022 года произвести замену вашего электросчетчика на новый прибор учета 2021-2022 года выпуска, с классом не ниже 2,0, дата поверки прибора не должна быть позднее 12 месяцев от даты выпуска.
В случае, если Вами не будет восстановлен надлежащий учет электроэнергии, начисления за потребленную электроэнергию будут производиться в соответствии с п.1.66 ОПФРР без последующего перерасчета из расчета 1670 рублей за каждого прописанного жильца. На замену электросчетчика можно записаться по телефону 40-13-53 (Диспетчерская служба). Начальник отдела Энергонадзора Загороднев».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, размещенная в рассматриваемых листовках, в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, предоставляемым данной компанией, а именно к услугам по замене приборов учета электроэнергии, а также их продвижение на рынке.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 8.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Пункт 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе устанавливает, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Текст рекламы изложен таким образом, что в совокупности создает впечатление об обязательности выполнения замены электросчетчика.
Реклама распространяется в форме так называемого «ПРЕДПИСАНИЯ» (при этом слово «ПРЕДПИСАНИЕ» написано крупным шрифтом, значительно отличающимся от остального текста), что сделано намеренно с целью привлечения внимания потребителя на содержание распространяемой информации, придание данной информации большей ценности, как обязательной для применения.
Присутствие в рекламной листовке таких выражений, как: «По результату проверки», «ПРЕДПИСАНИЕ», «вам предписывается произвести замену электросчетчика на новый прибор учета», а также ссылки на законодательство (Федеральный закон N 102, Постановление Правительства N 442) может сформировать у потенциальных потребителей, в данном случае собственников жилых помещений, мнение о том, что предписание об обязательной замене приборов учета электроэнергии выдано неким лицом, уполномоченным на проведение проверок, и вынесение соответствующего предписания, что не соответствует действительности.
Вместе с тем лицо, распространившее такую рекламу, не обладает сведениями о соответствии прибора учета электроэнергии определенным нормам, следовательно, сведения о несоответствии прибора учета электроэнергии требованиям законодательных и нормативных документов в связи с истекшим сроком действия метрологической аттестации и об обязательной замене такого прибора не соответствуют действительности.
При этом в рекламе делается акцент на том, что в случае невыполнения предписываемых действий оплата будет производиться не по показаниям индивидуального прибора учета, а из расчета 1670 рублей за каждого прописанного жильца, что также способствует введению в заблуждение потребителей относительно обязательности выполнения процедуры замены электросчетчика в данный период времени.
При таких обстоятельствах информация о том, что действующее законодательство не обязывает потребителя самостоятельно (с использованием собственных средств) производить замену прибора учета электрической энергии, о том, что рекламодатель не имеет отношения к гарантирующему поставщику электрической энергии, а является просто коммерческим предприятием, оказывающим платные услуги по установке счетчиков, является существенной для потребителя.
Отсутствие данной информации может вызвать у потребителя искаженное представление об объекте рекламирования и не позволяет потребителю принять правильное решение о необходимости принятия условий рекламного предложения.
Таким образом, такая форма и содержание рекламы может, формировать у потребителей рекламы неверное мнение по поводу лица, производящего замену электросчетчиков, а также срочности и необходимости такой замены, в том числе у предприятия, номер диспетчерской которого указан в рекламе, искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы и свидетельствует о наличии нарушения требований пункт 2 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Частью 6 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрена ответственность рекламодателя за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Поскольку по номеру телефона диспетчерской службы, указанному в рекламе, принимаются заявки на установку счетчиков сотрудником ООО «Вектор Успеха» и последнее заключает договоры на замену прибора учета, такая информация распространена исключительно в интересах ООО «Вектор Успеха», следовательно, общество является рекламодателем.
Данный факт подтверждается заявлением, договором от 25.10.2022, актом сдачи-приемки выполненных работ.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу: «По результату проверки на...2022.
ПРЕДПИСАНИЕ. Информируем абонента, что установленный в вашей квартире прибор учета электроэнергии имеет истекший срок действия метрологической аттестации и не соответствует требованиям законодательных и нормативных документов:
- ФЗ № 102 «Об обеспечении единства средств измерений»
- Постановление правительства Российской Федерации от 04. мая 2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии».
В связи с этим, показания по данным приборам учета не могут быть приняты к денежному расчету до устранения нарушений.
Вам предписывается:
В срок до …2022 года произвести замену вашего электросчетчика на новый прибор учета 2021-2022 года выпуска, с классом не ниже 2,0, дата поверки прибора не должна быть позднее 12 месяцев от даты выпуска.
В случае, если Вами не будет восстановлен надлежащий учет электроэнергии, начисления за потребленную электроэнергию будут производиться в соответствии с п.1.66 ОПФРР без последующего перерасчета из расчета 1670 рублей за каждого прописанного жильца. На замену электросчетчика можно записаться по телефону 51-64-29 (Диспетчерская служба). Начальник отдела Энергонадзора Загороднев», а также аналогичную рекламу с номером диспетчерской службы 40-13-53, распространенную ООО «Вектор успеха» в г. Хабаровске, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Вектор успеха» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 11 января 2023 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: