Решение №ЛИ/200/23 Решение по жалобе (вх. № 25111/22 от 22.11.2022) о распрост... от 12 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 027/05/5-1614/2022

 

11 января 2023 года                                                                 г.  Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель  Комиссии:

заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

начальник отдела рекламы и  недобросовестной конкуренции;

главный специалист-эксперт  отдела рекламы и   недобросовестной конкуренции,

 рассмотрев дело № 027/05/5-1614/2022 по признакам нарушения     ООО «Вектор Успеха» требований  пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»)   при распространении  рекламы услуг установки приборов учета электроэнергии,

в отсутствие представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки  нарушения законодательства о рекламе –  законный представитель  ООО «Вектор Успеха»,   на рассмотрение дела не явился о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом;                            

заявителей – на рассмотрение дела не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

На рассмотрении Хабаровского УФАС России  находится заявление                    (вх. № 25111/22 от 22.11.2022) о распространении рекламы о необходимости замены электросчетчика, вводящей в заблуждение потребителей.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что 23.10.2022 в доме по адресу: г. Хабаровск, ул. Ворошилова, д. 13а, распространена (путем рассылки по почтовым ящикам) реклама следующего содержания: «По результату проверки на 19.09.2022. ПРЕДПИСАНИЕ. Информируем абонента, что установленный в вашей квартире прибор учета электроэнергии имеет истекший срок действия метрологической аттестации и не соответствует требованиям законодательных и нормативных документов:

- ФЗ № 102 «Об обеспечении единства средств измерений»

- Постановление правительства Российской Федерации от 04. мая 2012 № 442 «О функционировании розничных рынков  электрической энергии».

В связи с этим, показания по данным приборам учета не могут быть приняты к денежному расчету до устранения нарушений.

Вам предписывается:

В срок до 29 октября 2022 года произвести замену вашего электросчетчика на новый прибор учета 2021-2022 года выпуска, с классом не ниже 2,0, дата поверки прибора не должна быть позднее 12 месяцев от даты выпуска.

 В случае, если Вами не будет восстановлен надлежащий учет электроэнергии, начисления за потребленную электроэнергию будут производиться в соответствии с п.1.66 ОПФРР без последующего перерасчета из расчета 1670 рублей за каждого прописанного жильца. На замену электросчетчика можно записаться по телефону 51-64-29 (Диспетчерская служба). Начальник отдела Энергонадзора Загороднев».

 Согласно заявлению потребителю, позвонившему в диспетчерскую службу по указанному телефону, подтвердили необходимость замены счетчика, так как бесплатная замена   будет произведена только в 2025 году, а до этого срока  необходимо оплачивать по нормативу, что в совокупности побудило потребителя  оформить заявку.

В соответствии с договором подряда на электротехнические работы  от 25.10.2022, актом сдачи – приемки выполненных работ работы по замене (установке) прибора учета электроэнергии (электросчетчика) с дальнейшей его опломбировкой и регистрацией в ресурсоснабжающей организации произведены ООО «Вектор Успеха».

 

В ходе подготовки дела к рассмотрению в Хабаровское УФАС России поступило заявление (вх. № 25430-ИП от 28.11.22) о распространении рекламы по адресу: г. Хабаровск, ул. Гамарника, д. 15а. следующего содержания: «По результату проверки на 03.11.2022. ПРЕДПИСАНИЕ. Информируем абонента, что установленный в вашей квартире прибор учета электроэнергии имеет истекший срок действия метрологической аттестации и не соответствует требованиям законодательных и нормативных документов:

- ФЗ № 102 «Об обеспечении единства средств измерений»

- Постановление правительства Российской Федерации от 04. мая 2012 № 442 «О функционировании розничных рынков  электрической энергии».

В связи с этим, показания по данным приборам учета не могут быть приняты к денежному расчету до устранения нарушений.

Вам предписывается:

В срок до 03 декабря 2022 года произвести замену вашего электросчетчика на новый прибор учета 2021-2022 года выпуска, с классом не ниже 2,0, дата поверки прибора не должна быть позднее 12 месяцев от даты выпуска.

 В случае, если Вами не будет восстановлен надлежащий учет электроэнергии, начисления за потребленную электроэнергию будут производиться в соответствии с п.1.66 ОПФРР без последующего перерасчета из расчета 1670 рублей за каждого прописанного жильца. На замену электросчетчика можно записаться по телефону 40-13-53 (Диспетчерская служба). Начальник отдела Энергонадзора Загороднев».

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, размещенная в рассматриваемых листовках, в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, предоставляемым данной компанией, а именно к услугам по замене приборов учета электроэнергии, а также их продвижение на рынке.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 8.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

 

Пункт 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе устанавливает, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

         Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Текст рекламы изложен таким образом, что в совокупности создает впечатление об обязательности выполнения замены электросчетчика.

Реклама распространяется в форме так называемого «ПРЕДПИСАНИЯ» (при этом слово «ПРЕДПИСАНИЕ» написано крупным шрифтом, значительно отличающимся от остального текста), что сделано намеренно с целью привлечения внимания потребителя на содержание распространяемой информации, придание данной информации большей ценности, как обязательной для применения.

Присутствие в рекламной листовке таких выражений, как: «По результату проверки», «ПРЕДПИСАНИЕ», «вам предписывается произвести замену электросчетчика на новый прибор учета»,  а также ссылки на законодательство (Федеральный закон N 102, Постановление Правительства N 442) может сформировать у потенциальных потребителей, в данном случае собственников жилых помещений, мнение о том, что предписание об обязательной замене приборов учета электроэнергии выдано неким лицом, уполномоченным на проведение проверок, и вынесение соответствующего предписания, что не соответствует действительности.

Вместе с тем лицо, распространившее такую рекламу, не обладает сведениями о соответствии прибора учета электроэнергии определенным нормам, следовательно, сведения о несоответствии прибора учета электроэнергии требованиям законодательных и нормативных документов в связи  с истекшим сроком действия метрологической аттестации и об обязательной замене такого прибора не соответствуют действительности.

При этом в рекламе делается акцент на том, что в случае невыполнения предписываемых действий оплата будет производиться не по показаниям индивидуального прибора учета, а из расчета 1670 рублей за каждого прописанного жильца, что также способствует введению в заблуждение потребителей относительно обязательности выполнения процедуры замены электросчетчика в данный период времени.

 

При таких обстоятельствах информация о том, что действующее законодательство не обязывает потребителя самостоятельно (с использованием собственных средств) производить замену прибора учета электрической энергии, о том, что  рекламодатель не имеет отношения к гарантирующему поставщику электрической энергии, а является просто коммерческим предприятием, оказывающим платные услуги по установке счетчиков, является существенной для потребителя.

         Отсутствие данной информации может вызвать у потребителя  искаженное представление об объекте рекламирования и не позволяет потребителю принять правильное решение о необходимости принятия условий рекламного предложения.

Таким образом, такая форма и содержание рекламы может, формировать у потребителей рекламы неверное мнение по поводу лица, производящего замену электросчетчиков, а также срочности и необходимости такой замены, в том числе у предприятия, номер диспетчерской которого указан в рекламе, искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы и свидетельствует о наличии нарушения требований  пункт 2 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

    

Частью 6 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрена ответственность рекламодателя за нарушение требований  пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

 Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 Поскольку по номеру телефона диспетчерской службы, указанному в рекламе, принимаются заявки на установку счетчиков сотрудником ООО «Вектор Успеха» и последнее заключает договоры на замену прибора учета, такая информация распространена исключительно в интересах ООО «Вектор Успеха», следовательно, общество является  рекламодателем.

 Данный факт подтверждается заявлением, договором от 25.10.2022, актом сдачи-приемки выполненных работ.

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей  рекламу:  «По результату проверки на...2022.

ПРЕДПИСАНИЕ. Информируем абонента, что установленный в вашей квартире прибор учета электроэнергии имеет истекший срок действия метрологической аттестации и не соответствует требованиям законодательных и нормативных документов:

- ФЗ № 102 «Об обеспечении единства средств измерений»

- Постановление правительства Российской Федерации от 04. мая 2012 № 442 «О функционировании розничных рынков  электрической энергии».

В связи с этим, показания по данным приборам учета не могут быть приняты к денежному расчету до устранения нарушений.

          Вам предписывается:

         В срок до …2022 года произвести замену вашего электросчетчика на новый прибор учета 2021-2022 года выпуска, с классом не ниже 2,0, дата поверки прибора не должна быть позднее 12 месяцев от даты выпуска.

         В случае, если Вами не будет восстановлен надлежащий учет электроэнергии, начисления за потребленную электроэнергию будут производиться в соответствии с п.1.66 ОПФРР без последующего перерасчета из расчета 1670 рублей за каждого прописанного жильца. На замену электросчетчика можно записаться по телефону 51-64-29 (Диспетчерская служба). Начальник отдела Энергонадзора Загороднев», а также аналогичную рекламу с номером диспетчерской службы 40-13-53, распространенную ООО «Вектор успеха» в г. Хабаровске, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5   ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Вектор успеха» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 11 января 2023 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд  в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                  

 

Члены Комиссии:                                                                       

                                                              

                                                                                                                           

                                                                                                                            

  

Связанные организации

Связанные организации не указаны