Решение №027/01/18.1-1473/2020 Решение по жалобе ООО «ЧелябТрансСервис» на действия МУП г.Х... от 22 октября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
-ООО «ЧелябТрансСервис» - представители по доверенности.
-МУП г.Хабаровска «ГЭТ» - представители по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО «ЧелябТрансСервис» на действия МУП г.Хабаровска «Городской электрический транспорт» (далее – МУП «ГЭТ») при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку полупантографов с веревочным механизмом и монорычагов (извещение №32009504232), материалы дела №8-01/342 (027/01/18.1-1473/2020).
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «ЧелябТрансСервис» на действия МУП г.Хабаровска «Городской электрический транспорт» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку полупантографов с веревочным механизмом и монорычагов (извещение №32009504232).
Из жалобы ООО «ЧелябТрансСервис» следует, что в документации о конкурентной закупке в описании предмета закупки указан товарный знак закупаемого товара без использования слова «или эквивалент», не указаны конкретные технические характеристики закупаемого товара, чертеж такого товара, что противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закона № 223-ФЗ).
Из пояснений МУП «ГЭТ» следует, что заказчиком данная закупка проведена в соответствии с Законом № 223-ФЗ и Положением о закупке. Единственным критерием оценки заявок на участие в запросе котировок является цена. Победителем был обоснованно признан участник ООО «СофриноЭлектротранспорт», предложивший наименьшую цену заключения договора. В техническом задании указана конкретная модель полупантографов «SOLO KHT», необходимых заказчику, изготовителем которого является ООО «ЧелябТрансСервис», указания в закупочной документации на эквивалент и технические характеристики закупаемого товара отсутствуют.
Заслушав представителей лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, комиссия Хабаровского УФАС пришла к следующему выводу.
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Комиссией Хабаровского УФАС России в порядке по рассмотрению жалобы ООО «ЧелябТрансСервис» объявлялся перерыв до 15.00 15.10.2020 г.
Комиссия Хабаровского УФАС при рассмотрении жалобы в порядке ч.14.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции объявила об отложении до 15.30 22.10.2020г.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В соответствии с частями 9, 10 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Частью 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2); требования к участникам такой закупки (п. 9), критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (п.13), порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (п.14).
В силу части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
18.09.2020 МУП «ГЭТ» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение №32009504232 о запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку полупантографов с веревочным механизмом и монорычагов. Дата начала срока подачи заявок – 18.09.2020. Дата окончания подачи заявок – 25.09.2020. Начальная (максимальная) цена договора – 987 866,66 руб.
В соответствии с протоколом от 28.09.2020 №1870860 на участие в запросе котировок в установленный срок поданы 3 заявки: ООО «ЧТС» с ценой предложения – 958 036,02 руб., ООО НПО «Новотех» с ценой предложения – 987 866,66 руб., ООО «С Электротранспорт» с ценой предложения – 890 000 руб., которые признаны закупочной комиссией, соответствующими требованиям закупочной документации. Победителем признано ООО «С Электротранспорт».
В соответствии с техническим заданием предмет закупки: полупантографы и монорычаги: 1) Монорычаг 119.74.03.13 в количестве 6 шт.; 2) Полупантограф с веревочным механизмом под вставку L1200мм KTM SOLO KHT 119.74.00.000 в количестве 3 шт.; 3) Полупантограф с веревочным механизмом под вставку L1200мм 71-623 КТМ с веревкой SOLO KHT 119.74.00.000-623 в количестве 2 шт.
Доказательств того, что закупка оборудования исключительно данного товарного знака обусловлена наличием имеющихся и используемых у заказчика машин и оборудования, не представлено.
В данной связи, а также исходя из того, что техническое задание не содержит конкретных технических характеристик, указанных полупантографов и монорычагов, а также отсутствует указание на эквивалент при том, что техническое задание содержит указание на товарный знак производимого ООО «ЧелябТрансСервис» оборудования, нарушает принцип информационной открытости закупки, установив п.1 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ, противоречит п.3 ч.6.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного, оценка заявки ООО «Софрино Электротранспорт» и признание её соответствующей характеристикам закупаемого оборудования не может быть признана правомерным.
Исходя из установленных обстоятельств, комиссией Хабаровского УФАС России принято решение жалобу ООО «ЧелябТрансСервис» на действия МУП «ГЭТ» признать обоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Исходя из установленных обстоятельств, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи МУП «ГЭТ» предписания об установлении нарушений в проводимой закупке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ЧелябТрансСервис» (ИНН 7453215952/КПП 745301001) на действия МУП г.Хабаровска «ГЭТ» (ИНН 2723194231/КПП 272301001) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку полупантографов с веревочным механизмом и монорычагов (извещение №32009504232) обоснованной.
2. Признать действия МУП «ГЭТ» (ИНН 2723194231/КПП 272301001) при проведении указанной закупки нарушающими п. 3 ч.6.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать МУП «ГЭТ» (ИНН 2723194231/КПП 272301001) предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.