Решение №б/н по признакам нарушения Управлением дорог и внешнего благоус... от 26 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №8-01/276

г. Хабаровск

Резолютивная часть решения оглашена 12 марта 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено 26 марта 2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии – <…> - заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: <…>–начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– начальник отдела по борьбе с картелями Хабаровского УФАС России,

при участии:

- от ООО «КарьерПроект ДВ», прокуратуры Хабаровского края – уведомлены надлежащим образом, явку представителей не обеспечили,

- от Управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска – <…>по доверенности от 09.01.2019 №10.2-5/1,

рассмотрев дело № 8-01/276 по признакам нарушения Управлением дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, ООО «КарьерПроект ДВ» антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приведшего к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, в связи с заключением 28.06.2018 муниципальных контрактов №№136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступили материалы прокуратуры Хабаровского края на действия администрации города Хабаровска при заключении 28.06.2018 муниципальных контрактов с ООО «КарьерПроектДВ».

Приказом от 19.09.2018 №405 возбуждено дело по признакам нарушения Управлением дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, ООО «КарьерПроект ДВ» антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приведшего к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, в связи с заключением 28.06.2018 муниципальных контрактов №№136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147.

Определением от 11.10.2018 рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных документов.

Определением от 30.11.2018 срок рассмотрения дела продлевался, рассмотрение дела откладывалось.

Определением от 28.12.2018 рассмотрение дела откладывалось.

Определением от 25.01.2019 рассмотрение дела откладывалось в связи с принятием комиссией Хабаровского УФАС России заключения об обстоятельствах дела.

Письменных возражений на заключение об обстоятельствах дела от лиц, участвующих в рассмотрении дела, не поступило.

Из представленных ООО «КарьерПроект ДВ» письменных пояснений от 06.11.2018 по делу следует, что обществом работы по данным контрактам не завершены, акты выполненных работ не подписаны, оплата за выполненные работы заказчиком не произведена.

В заседании комиссии Хабаровского УФАС России представитель ООО «КарьерПроект ДВ» сообщил, что муниципальные контракты расторгнуты по соглашению сторон, за выполненные работы оплата не производилась.

Из представленных Управлением документов и информации от 19.12.2018 следует, что проектно-изыскательские работы по объекты «приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новой в г. Хабаровске» по муниципальному контракту от 09.10.2017 №127 выполняло ООО «Дальпрофпроект». Выполненная подрядчиком проектная документация содержала нарушения требований проектирования, выявленные КГБУ «Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края». Замечания госэкспертизы подрядчиком не устранены, с получением отрицательных экспертных заключений по проектной и сметной документации, результатам инженерных изысканий, свидетельствующие о несоответствии проектной документации требованиям технических регламентов возникла необходимость в их устранении при соблюдении плана-графика мероприятий.

Представитель Управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска (далее – Управление дорог) в заседании комиссии с доводами антимонопольного органа, изложенными в заключении об обстоятельствах дела, согласилась, дополнительно пояснила, что оплата за выполненные работы не производилась, контракты расторгнуты, в арбитражном суде Хабаровского края прокурор отказался от иска, судебное производство по делу прекращено. Также сообщила, что заключение контрактов обусловлено необходимостью соблюдения сроков выполнения работ, все работы, предусмотренные указанными контрактами, ООО «КарьерПроект ДВ» выполнило в полном объеме, результатом стало получение положительного заключения госэкспертизы, обществом администрации переданы права на выполненную проектную документацию.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что в соответствии с планом –графиком реализации мероприятий по созданию объектов инфраструктуры ТОР «Хабаровск» по результатам электронного аукциона 09.10.2017 между Управлением дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска (далее – Управление дорог) с ООО «Дальпрофпроект» заключен муниципальный контракт №127 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске», цена контракта – 1 772 135, 42 руб. В соответствии с пунктом 4.1 муниципального контракта работы должны быть выполнены подрядчиком не позднее 25.02.2018 в соответствии с календарным планом выполнения работ.

Из писем КГБУ «Госэкспертиза Хабаровского края» от 06.02.2018, от 09.04.2018, 11.04.2018, 12.04.2018 заказчику стало известно о возникших недостатках в выполненной подрядчиком проектной документации, необходимости устранения таких недостатков.

07.05.2018 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта №127 и размещено на официальном сайте в ЕИС.

Согласно данным с ЕИС, 18.05.2018 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт признан расторгнутым.

28.06.2018 Управлением дорог с ООО «КарьерПроект ДВ» заключены 12 муниципальных контрактов на устранение замечаний государственной экспертизы проектной документации по проекту «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске».

Согласно статье 3 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) под закупкой товара, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержится явно выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Статьей 93 Закона о контрактной системе определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Как следует из материалов дела, 13-19 июня 2018 Управлением дорог направлялись запросы о предоставлении информации о стоимости работ по устранению замечаний КГБУ «Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края». Ответы поступили от ООО «КарьерПроект ДВ» письмом от 20.06.2018 №20.06/2018,ЗАО «Дальтранспроект» от 18.06.2018 №53, ЗАО «Гипростроймост-Хабаровск» от 20.06.2018 №74.

По результатам проведенного мониторинга цен 28.06.2018 муниципальные контракты заключены с ООО «КарьерПроект ДВ».

Контракт №136 со сроком выполнения работ до 10.09.2018, цена контракта – 97700 руб. без НДС. Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (приложение №1 к контракту). В соответствии с пунктом 1.1. контракта предметом являются устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от 13.06.2018 №27-2-213-0122-18 по разделу «сметная документация» по проекту «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске».

Этапы проведения работ: устранение замечаний в проектной документации, полученных с отрицательном заключении экспертизы от 13.06.2018 №27-0-0122-18, получение положительного заключения по проектной документации и результатам инженерных изысканий на линейный объект «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске», проектную документацию с положительным заключением государственной экспертизы представить заказчику.

Контракт №137 со сроком выполнения работ до 10.09.2018. Цена контракта 98 700 руб. В соответствии с пунктом 1.1. контракта предметом являются устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от 13.06.2018 №27-1-213-0031-18 по разделу «гидравлические расчеты мостового сооружения, искусственные сооружения» по проекту «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске». Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (приложение №1 к контракту).

Контракт №138 со сроком выполнения работ до 10.09.2018. Цена контракта 98 300 руб. В соответствии с пунктом 1.1. контракта предметом являются устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от 13.06.2018 №27-1-213-0031-18 по разделу «инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания» по проекту «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске». Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (приложение №1 к контракту).

Контракт №139 со сроком выполнения работ до 10.09.2018. Цена контракта 97 500 руб. В соответствии с пунктом 1.1. контракта предметом являются устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от 13.06.2018 №27-1-213-0031-18 по разделу «инженерно-гидрологические изыскания» по проекту «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске». Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (приложение №1 к контракту).

Контракт №140 со сроком выполнения работ до 10.09.2018. Цена контракта 97 600 руб. В соответствии с пунктом 1.1. контракта предметом являются устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от 13.06.2018 №27-1-213-0031-18 по разделу «разработка вариантов схем моста и опор фундаментов» по проекту «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске». Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (приложение №1 к контракту).

Контракт №141 со сроком выполнения работ до 10.09.2018. Цена контракта 99 300 руб. В соответствии с пунктом 1.1. контракта предметом являются устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от 13.06.2018 №27-1-213-0031-18 по разделу «расчеты основных конструктивных элементов моста» по проекту «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске». Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (приложение №1 к контракту).

Контракт №142 со сроком выполнения работ до 10.09.2018. Цена контракта 98 500 руб. В соответствии с пунктом 1.1. контракта предметом являются устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от 13.06.2018 №27-1-213-0031-18 по разделу «ТКР линейного объекта» по проекту «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске». Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (приложение №1 к контракту).

Контракт №143 со сроком выполнения работ до 10.09.2018. Цена контракта 97 400 руб. В соответствии с пунктом 1.1. контракта предметом являются устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от 13.06.2018 №27-2-213-0122-18 по разделу «Стоимость строительства. Составление сопоставительной ведомости изменений сметной стоимости и корректировки ведомостей объема с учетом внесенных изменений в сметные расчеты» по проекту «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске». Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (приложение №1 к контракту).

Контракт №144 со сроком выполнения работ до 10.09.2018, цена контракта – 98 800 руб. без НДС. В соответствии с пунктом 1.1. контракта предметом являются устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от 13.06.2018 №27-1-213-0131-18 по разделу «расчеты опор моста» по проекту «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске». Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (приложение №1 к контракту).

Контракт №145 со сроком выполнения работ до 10.09.2018. Цена контракта 97 200 руб. В соответствии с пунктом 1.1. контракта предметом являются устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от 13.06.2018 №27-1-213-0031-18 по разделу «инженерно-экологические изыскания» по проекту «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске». Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (приложение №1 к контракту).

Контракт №146 со сроком выполнения работ до 10.09.2018. Цена контракта 99 100 руб. В соответствии с пунктом 1.1. контракта предметом являются устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от 13.06.2018 №27-1-213-0031-18 по разделу «полоса отвода» по проекту «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске». Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (приложение №1 к контракту).

Контракт №147 со сроком выполнения работ до 10.09.2018. Цена контракта 96 400 руб. В соответствии с пунктом 1.1. контракта предметом являются устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от 13.06.2018 №27-1-213-0031-18 по разделу «проект организации строительства» по проекту «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске». Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (приложение №1 к контракту).

Материалами дела подтверждается, что в результате надлежащего исполнения ООО «КарьерПроект ДВ» договорных обязательств в полном объеме заказчиком получены положительные заключения КГБУ «Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края» по проектной и сметной документации указанного объекта. Акты от 13.07.2018 приемки выполненных работ по муниципальным контрактам от 28.06.2018 №№136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146,147 подписаны заказчиком и исполнителем, указана дата окончания работ – 15.07.2018. От Управления дорог акты подписаны начальником <…>, от общества – директором <…>. По результатам выполненных ООО «КарьерПроект ДВ» работ заказчиком получено положительное заключение экспертизы проектной документации и результатам инженерных изысканий по объекту «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске (строительство)» от 27.09.2018, положительное заключение линейного объекта капитального строительства «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске (строительство)» от 01.10.2018.

Оплата выполненных ООО «КарьерПроект ДВ» работ должна быть осуществлена до 01.10.2018. Стороны отказались от оплаты выполненных работ.

Из аналитического отчета по результатам проведенного 26.10.2018 Хабаровским УФАС России в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, с пунктом 10.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, следует, что временной интервал определен периодом 2017 года и 9 месяцев 2018 года; продуктовыми границами товарного рынка является деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа; географические границы определены территорией города Хабаровска. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, работы (услуги), указанные в контрактах от 28.06.2018 №№136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, относятся к разделу «деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа» - код 71.1. В соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «КарьерПроект ДВ» является деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях по коду 71.1. Аналогичную деятельность на территории города Хабаровска осуществляют 12 хозяйствующих субъектов. Таким образом, рынок хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельности в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа, является конкурентным.

В силу статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и власти, органов местного самоуправления как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие противоречащих закону соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

Соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

К признакам ограничения конкуренции пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции отнесены сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Приведенный перечень не является исчерпывающим.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов (публичных процедур), подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Из материалов дела следует, что Управлением с ООО «КарьерПроектДВ» в один день 28.06.2018 заключено 12 контрактов на общую сумму 1 176 500 руб. Этапы работ у всех контрактов аналогичные. Предметом всех контрактов является устранение замечаний государственной экспертизы проектной документации по проекту «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске».

Принимая во внимание тождественность предмета контрактов, временной интервал, в течение которого были заключены соглашения (все контракты заключены в один день), единую цель контрактов и характер (виды) выполняемых работ, следует вывод, что данная закупка намеренно была разбита на 12 муниципальных контрактов на сумму до 100 000 рублей каждая в целях обеспечения формальной возможности ухода от конкурентных процедур и заключения контрактов с единственным поставщиком.

На момент подписания указанных муниципальных контрактов у Управления имелась необходимость в устранении замечаний государственной экспертизы проектной документации на общую сумму 1 176 500 рублей, что превышает предельно допустимый размер стоимости закупаемых услуг, при размещении которых его стороны вправе заключить гражданско-правовой договор без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

В результате заключения указанных муниципальных контрактов общество, выбранное в качестве единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), получило доступ к выполнению работ (оказанию услуг) по максимально возможной цене без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены контрактов.

Законом о контрактной системе предусмотрены непродолжительные по времени закупки, например, электронный аукцион (статьи 59, 62, 63, 67), запрос предложений (параграф 4). При этом вместо проведения закупки в соответствии с Законом о контрактной системе Управлением в июне 2018 года проведен мониторинг цен с направлением запросов ЗАО «Гипростроймост-Хабаровск», ООО «КарьерПроект ДВ», ЗАО «Дальтранспроект», из предложенных указанными организациями ценовых предложений выбрано ООО «КарьерПроект ДВ» как предложившее наименьшую цену.

Однако проведенный Управлением дорог мониторинг цен Законом о контрактной системе не предусмотрен, при этом закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способам закупки, следовательно, применение такого метода закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных статьей 93 поименованного закона.

Заключение контрактов с единственным поставщиком в отсутствие конкурентных процедур привело к созданию ООО «КарьерПроект ДВ» преимущественных условий ведения предпринимательской деятельности, лишило возможности иных потенциальных участников закупок, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контрактов в конкурентной борьбе, привело к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, чем нарушен пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Доводы Управления дорог о срочности выполнения работ в целях устранения замечаний государственной экспертизы проектной документации комиссией Хабаровского УФАС России не принимаются, поскольку данный случай в качестве обоснования закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не установлен статьей 93 Закона о контрактной системе.

Антиконкурентное соглашение, направленное на исключение потенциально заинтересованных лиц при заключении муниципальных контрактов на выполнение возмездных работ (услуг) за счет бюджетных средств без соблюдения требований Закона о контрактной системе, было реализовано его участниками, что подтверждается материалами дела.

Квалификация действий Управления, ООО «КарьерПроект ДВ» основывается на достижении между ними соглашения (устной и письменной договоренности), которое имело своей целью ограничение конкуренции либо могло привести к ее ограничению и созданию преимущественных условий для одного хозяйствующего субъекта.

Результатом антиконкурентного соглашения должно было явиться выполнение работ конкретным хозяйствующим субъектом ООО «КарьерПроект ДВ» по устранению замечаний госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, на взаимовыгодных условиях.

Итоговый результат рассматриваемых муниципальных контрактов невозможен без полной информированности и координации действий Управлением, ООО «КарьерПроект ДВ», так как невозможен без совершения соответствующих действий со стороны Управления.

Из материалов дела следует, что совершение последовательных действий указанными субъектами направлено на заключение муниципальных контрактов способом, не предусмотренным Законом о контрактной системе, а действия по заключению таких контрактов органом местного самоуправления с целью предоставления доступа к возможности оказания работ (услуг) за счет бюджетных средств в обход закона подлежат квалификации в качестве действий по заключению соглашения, запрет на заключение которого установлен статьей 16 Закона о защите конкуренции.

Материалами дела подтверждается, что заключение муниципальных контрактов на выполнение работ по устранению замечаний госэкспертизы преследовали единую цель, указанные лица и характер поведения каждого из них свидетельствует о взаимной осведомленности касательно действий друг друга, нацеленности на результат – выполнение возмездных работ (услуг), оплачиваемых за счет бюджетных средств, в обход действующего законодательства, что в свою очередь привело или могло привести к ограничению конкуренции.

К административным барьерам входа на товарный рынок могут быть отнесены экономические ограничения (в их числе отсутствие доступа потенциальных участников к информации о необходимости выполнения работ (оказания услуг), предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке), административные ограничения, вводимые органами власти и органами местного самоуправления, наделенными властными полномочиями (в том числе предоставление преференций отдельным хозяйствующим субъектам).

Исходя из изложенного, комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что заключенное Управлением дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, ООО «КарьерПроект ДВ» соглашение, предусмотренное статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении 28.06.2018 муниципальных контрактов №№136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, в целях устранения замечаний государственной экспертизы проектной документации по проекту «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске», без проведения торгов, привело к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, чем нарушен пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При разрешении вопроса о выдаче предписания комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для его выдачи, поскольку несмотря на расторжение контрактов, работы выполнены в полном объеме, положительное заключение госэкспертизы получено, права на проектные работы также переданы органу местного самоуправления.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать заключенное Управлением дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска (ИНН 2723191664, ОГРН 1162724090726), ООО «КарьерПроект ДВ» (ИНН 2724065197, ОГРН 1032700506740) соглашение, предусмотренное статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении 28.06.2018 муниципальных контрактов №№136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, в целях устранения замечаний государственной экспертизы проектной документации по проекту «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новая в г. Хабаровске», без проведения торгов, приведшее к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, нарушающим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.32 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ООО «КарьерПроект ДВ»
ИНН 2724065197, ОГРН 1032700506740