Решение №ЛИ/13525/22 Решение по жалобе гр. (вх. № 24148-ИП/22 от 07.11.2022) о н... от 19 декабря 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 027/05/5-1504/2022
16 декабря 2022 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 027/05/5-1504/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Кварум» рекламы с нарушением требований пунктов 3, 4 статьи 5 ФЗ «О рекламе»,
в отсутствие представителя ООО «Кварум», извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление гр. (вх. № 24148-ИП/22 от 07.11.2022) о недостоверной рекламе агентства недвижимости «Кварум», распространенной в сети Интернет на сайте www.farpost.ru.
Как следует из заявления агентство недвижимости «Кварум» разместило на указанном сайте объявление (https://www.farpost.ru/khabarovsk/realty/sell_flats/2-h-komn-kvartira-105255 9 99. html) о продаже квартиры в г. Хабаровске по ул. Архангельская, д. 27, кв. 231.
Договор с заявителем о размещении рекламы о продаже его объекта недвижимости отсутствует. Также агентство недвижимости «Кварум» не имеет письменного согласия на использование фотографий квартиры. Кроме того, заявитель самостоятельно осуществляет продажу квартиры через сеть «Интернет». К заявлениям приложены распечатки с сайтов о продаже недвижимости.
По мнению заявителя, реклама общества является недостоверной, вводит в заблуждение потребителей рекламы, ущемляет его права как единственного продавца своей собственности и препятствует самостоятельной продаже.
Согласно пунктам 1-4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования- товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Размещенная агентством недвижимости «Кварум»» на сайте www.farpost.ru информация о продаже объекта недвижимости направлена на привлечение внимания потребителей и формирование у них интереса к конкретному объекту рекламирования, адресована неопределенному кругу лиц, позволяет выделить конкретный товар (квартиру) и сформировать к нему устойчивый интерес путем детального описания характеристик данного объекта с приложений фотографий, то есть соответствует законодательному определению рекламы, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе».
Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Из поступившего в антимонопольный орган обращения заявителя следует, что между последним и агентством недвижимости «Кварум» договор о размещении рекламы о продаже его объекта недвижимости отсутствует.
Следовательно, потребители, воспользовавшиеся рекламным предложением и желающие приобрести данный объект недвижимости, фактически не имеют возможности купить квартиру в указанном в рекламе месте и у конкретного лица, осуществляющего деятельность под обозначением Агентство недвижимости «Кварум», что свидетельствует о признаках нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Кроме того, заявитель в обращении указал, что на сайте www.avito.ru им самостоятельно размещено объявление о продаже своей недвижимости по цене 4 500 000 рублей, а агентство недвижимости «Кварум», без его ведома, разместило на сайте www.farpost.ru объявление о продаже квартиры по заниженной стоимости, а именно по цене 4 200 000 рублей (скриншоты данных объявлений в материалах дела имеются).
В действительности используя на своем сайте привлекательное рекламное предложение о продаже квартиры по заниженной цене агентство недвижимости вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку фактически не имеет возможности осуществить её продажу по заявленной цене, что является нарушением пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
15 декабря 2022 в Хабаровское УФАС России поступили письменные пояснения (вх. № 26682-ЭП/22) из которых следует, что Общество не является рекламодателем. Указанный в рекламе абонентский номер выделен гр*, который не состоит в трудовых отношениях с ООО «Кварум», а работает с последним по договору об оказании услуг за определенную плату.
Данные доводы не принимаются по следующим основаниям.
Согласно информации, размещенной на сайте www.farpost.ru в рекламном объявлении (https://www.farpost.ru/khabarovsk/realty/sell_flats/2-h-komn-kvartira-105255 9 99. html) указан контактный номер телефона +7924 309 70 50.
В соответствии с выпиской из реестра Российской системы и плана нумерации указанный номер телефона принадлежит номерной емкости оператора ПАО «Мегафон».
Из информации ПАО «Мегафон», представленной по запросу антимонопольного органа (вх. № 24541-ЭП/22 от 14.11.2022), следует, что абонентский номер +7924 309 70 50 в рамках договора об оказании услуг связи от 09.02.2020 выделен гр*.
В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте агентства недвижимости «Кварум» https://kvarum.tilda.ws, гр* является сотрудником (риэлтором) агентства недвижимости «Кварум», в связи с чем представляет интересы данного агентства.
Письмом от 31.05.2016г. № АК /36350/16 Федеральной антимонопольной службой РФ даны разъяснения отдельных положений ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования лицо.
Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение к которым направлена реклама) и содержание рекламной информации.
При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.
Согласно пункту 1 статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
В случае если реклама размещается на основании договора, заказчиком рекламы по которому выступает физическое лицо- законный представитель физического лица, или уполномоченный представитель юридического лица, и такого рода договор заключается в интересах юридического лица, то рекламодателем такой рекламы признается данное юридическое лицо, в том числе поскольку в силу объекта рекламирования и обстоятельств распространения рекламы данное юридическое лицо заинтересовано в распространении рекламы.
Кроме того, в размещенном на сайте https://www.farpost.ru/khabarovsk/realty/sell_flats/2-h-komn-kvartira-105255 9 99. html рекламном объявлении о продаже объекта недвижимости (квартиры) по адресу: г.Хабаровск, ул. Архангельская, д. 27, кв. 31 указано в качестве продавца данного объекта недвижимости – Агентство недвижимости «Кварум».
Таком образом, лицом, заинтересованным в реализации объекта рекламирования (квартиры), является ООО «Кварум».
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение пункта 3, 4 части 3 статьи 5 несет рекламодатель.
Установлено, что рекламодателем является ООО «Кварум» (ИНН 2724242745, место нахождения: 680014, г. Хабаровск, ул. Костромская, д. 56, кв. 37).
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу о продаже объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности, распространенную ООО «Кварум» на сайте https://www.farpost.ru/khabarovsk/realty/sell_flats/2-h-komn-kvartira-105255 9 99. html, поскольку в ней нарушены требования пунктов 3, 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Кварум» обязательное для исполнение предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).