Решение №7/8121 Решение по жалобе ФГУП «ФЭО» в лице ДВЦ «ДальРАО» на действи... от 29 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего, членов Комиссии: ,

в присутствии представителей:

- ФГУП «Федеральный экологический оператор» ДВЦ «ДальРАО» - филиал ФГУП «ФЭО»

- ПАО «Амурский судостроительный завод»

рассмотрев жалобу ФГУП «ФЭО» в лице ДВЦ «ДальРАО» на действия ПАО «Амурский судостроительный завод» связи с проведением запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по разрезке и разделке корпуса и корпусных конструкций и оборудования носовой и кормовой оконечности АПЛ проекта 971 заводской №513 (извещение №210542700167), материалы дела №8-01/175 (027/10/18.1-1033/2021),

УСТАНОВИЛА:

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ФГУП «ФЭО» в лице ДВЦ «ДальРАО» на действия ПАО «Амурский судостроительный завод» связи с проведением запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по разрезке и разделке корпуса и корпусных конструкций и оборудования носовой и кормовой оконечности АПЛ проекта 971 заводской №513 (извещение №210542700167).

Из жалобы следует, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии лицензии, установленной в п. 4.1.16 информационной карты извещения, также заказчиком не установлено требование о наличии лицензии ФСБ России на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с указанием степени секретности, требование о наличии лицензии Госкорпорации «Росатом», что противоречит Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ПАО «Амурский судостроительный завод» представлены отзывы от 21.07.2021 №АСЗ-066-10848, 26.07.2021 №АСЗ-066-11052, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.

Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон №223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Согласно части 1 статьи 1 Закона №223-ФЗ целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Пунктом 6.1. статьи 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2); требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (п. 3); требования к участникам такой закупки (п. 9).

Данные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор торгов) наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющейся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

09.07.2021 ПАО «Амурский судостроительный завод» на официальном сайте www.astgos.ru размещено извещение о закупке №210542700167 о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по разрезке и разделке корпуса и корпусных конструкций и оборудования носовой и кормовой оконечности АПЛ проекта 971 заводской №513. Дата начала срока подачи заявок – 09.07.2021. Дата окончания срока подачи заявок – 19.07.2021. Начальная (максимальная) цена договора – 103 580 000,00 руб.

В соответствии с п. 4.1.15 информационной карты установлены дополнительные (специальные и/или квалификационные) требования к наличию у  участника специальных допусков и разрешений, установленных в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора, где: иметь право на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники в части выполнения работ с указанием в приложении классов ЕКПС продукции, соответствующих предмету закупки: ЕКПС 1905.

Согласно п. 4.1.16 информационной карты документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям: копия действующей лицензии на осуществление разработки производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, в отношении которых будут выполняться заявленные виды деятельности, по коду 1905.

Пунктом 2.1 технического задания установлено, что основной целью работы по настоящему техническому заданию является порезка и разделка АПЛ до размеров трехотсечника (реакторного отсека со смежными).

Из письма Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 07.06.2021 №46981/09 следует, что заявленные в соответствии с предъявленной технической документацией работы (формирование плавучего трехотсечного  блока (корабль проекта 971зав. №513), транспортирование его в бухту Разбойник Приморского края и передача его на хранение в ДВЦ «ДальРао», разработка проекта утилизации танкера наливного технического проекта 326М, обеспечение выполнения комплекса работ по вырезке носовой и кормовой оконечностей из состава ТНТ-50 и формирование блок-упаковки судна АТО проекта 326 «ТНТ-50», назначение технических требований блок-упаковке ТНТ-50 для долговременного хранения на твердом основании) не являются работами, составляющими лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии от 16.07.2021 №1982/48 внесены изменения в части исключения требований о наличии лицензии на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники для данного вида работ.

Поскольку закупочной комиссией внесены изменения в части требования о наличии данной лицензии, довод жалобы о том, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии лицензии, установленной в п. 4.1.16 информационной карты извещения в данной части признается необоснованным.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 №333  утверждено положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (далее – Постановление №333)..

В соответствии с п. 1 Постановления №333  положение устанавливает порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - предприятия) по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей.

Согласно акту по рассекречиванию крейсерской атомной проводной лодки «К-322» - «Кашалот» проект 971, заводской №513 от 15.04.2021 установлено, что вооружение, оборудование и устройства, имеющие гриф секретности, демонтированы и сданы установленным порядком в органы военного управления флота по принадлежности. Вооружение, оборудование, устройства и крупногабаритные механизмы, демонтаж которых экономически нецелесообразен и практически не осуществим, приведены в состояние, исключающее утечку информации, составляющей государственную тайну. Документация, имеющая гриф секретности, сдана по принадлежности и на АПЛ не обнаружена. Вооружение и военная техника, передаваемые в составе АПЛ на утилизацию, не содержат сведений, составляющих государственную тайну.

Поскольку вооружение и военная техника, передаваемые в составе АПЛ на утилизацию, не содержат сведений, составляющих государственную тайну, довод заявителя о неустановлении заказчиком в котировочной документации требования о наличии лицензии ФСБ России на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с указанием степени секретности, в данной части признается необоснованным.

Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 №911 утверждено положением о лицензировании деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, и осуществлении лицензионного контроля этой деятельности (далее – Постановление №911).

В соответствии с разделом 3 Технического задания АПЛ была выведена в 2019 году из боевого состава ВМФ. Выполнена в 2003 году выгрузка ОЯТ из реактора АПЛ. АПЛ находится на твердом основании в эллинге ПАО «АСЗ» (г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край). В январе 2020 года и в марте 2021 года было проведено комплексное инженерное и радиационное обследование (далее - КИРО) АПЛ. Состояние корпуса и технических средств АЛЛ: ОЯТ выгружено из реактора. На место штатной крышки реактора установлена технологическая крышка; демонтированы циркуляционные насосы и выемные части блоков очистки и расхолаживания; система первого контура заполнена консервирующим раствором. ПГПГ находятся в режиме «мокрого хранения» по второй очереди; система третьего контура заполнена водой; ЦБЗ заполнены ингибитором; привода КР и АЗ, ионизационные камеры выгружены с заказа во время выгрузки ОЯТ; часть конструкций легкого и прочного корпуса, съемные люки, ограждение рубки, малые и большие горизонтальные рули демонтированы. АЛЛ содержится дежурно-вахтенной службой (далее - ДВС) ПАО «АСЗ» при обеспечении соблюдения требований радиационной безопасности личным составом Военно-Морского Флота. Работы выполняются в соответствии с проектной и технической документацией, определяющей порядок и технологию порезки АЛЛ, техническими условиями и технологическими процессами, действующими у Головного исполнителя.

Согласно Совместному решению об обеспечении радиационной безопасности при утилизации носовой и кормовой оконечностей атомной подводной лодки проекта 09710 зав. №513, утвержденного ВрИО начальника вооружения – заместителем Командующего Тихоокеанским флотом по вооружению и Генеральным директором ПАО «АСЗ» решили, что АПЛ передается АСЗ на утилизацию в части только носовой и кормовой оконечности с обеспечением радиационной безопасности личным составом ВМФ.

11.03.2021 между Госкорпорацией «Росатом» и ПАО «АСЗ» заключен  государственный контракт №2123725300052023600000000/П.4п.219.20.21.2039 на выполнение работы «Утилизация крейсерской атомной подводной лодки проекта 971 заводской №513 Этап «1 (разрезка и разделка корпуса и корпусных конструкций и оборудования носовой и кормовой оконечности).

Согласно «Совместному решению об обеспечении радиационной безопасности при утилизации носовой и кормовой оконечностей АПЛ проекта 09710 зав. №513» от 12.05.2021, подписанному генеральным директором ПАО «АСЗ» и заместителем командующего ТОФ по вооружению, и согласованному с Госкорпорацией «Росатом», ответственность за обеспечение радиационной безопасности во время работ по первому этапу утилизации АПЛ зав. 513 (разрезка и разделка корпуса и корпусных конструкций и оборудования носовой и кормовой оконечности) возложена на личный состав ВМФ.

Поскольку ответственность за обеспечение радиационной безопасности во время работ по первому этапу утилизации АПЛ зав. 513 (разрезка и разделка корпуса и корпусных конструкций и оборудования носовой и кормовой оконечности) возложена на личный состав ВМФ, довод заявителя и необходимости установления заказчиком требования и наличии лицензии Госкорпорации «Росатом» на осуществление деятельности по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая утилизацию ядерных энергетических установок военного назначения, транспортирование и хранение составных частей ядерных энергетических установок военного назначения, в данной  связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.  

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ФГУП «ФЭО» в лице ДВЦ «ДальРАО» на действия ПАО «Амурский судостроительный завод» связи с проведением запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по разрезке и разделке корпуса и корпусных конструкций и оборудования носовой и кормовой оконечности АПЛ проекта 971 заводской №513 (извещение №210542700167) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны