Решение №7/8121 Решение по жалобе ФГУП «ФЭО» в лице ДВЦ «ДальРАО» на действи... от 29 июля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего, членов Комиссии: ,
в присутствии представителей:
- ФГУП «Федеральный экологический оператор» ДВЦ «ДальРАО» - филиал ФГУП «ФЭО» -
- ПАО «Амурский судостроительный завод» -
рассмотрев жалобу ФГУП «ФЭО» в лице ДВЦ «ДальРАО» на действия ПАО «Амурский судостроительный завод» связи с проведением запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по разрезке и разделке корпуса и корпусных конструкций и оборудования носовой и кормовой оконечности АПЛ проекта 971 заводской №513 (извещение №210542700167), материалы дела №8-01/175 (027/10/18.1-1033/2021),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ФГУП «ФЭО» в лице ДВЦ «ДальРАО» на действия ПАО «Амурский судостроительный завод» связи с проведением запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по разрезке и разделке корпуса и корпусных конструкций и оборудования носовой и кормовой оконечности АПЛ проекта 971 заводской №513 (извещение №210542700167).
Из жалобы следует, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии лицензии, установленной в п. 4.1.16 информационной карты извещения, также заказчиком не установлено требование о наличии лицензии ФСБ России на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с указанием степени секретности, требование о наличии лицензии Госкорпорации «Росатом», что противоречит Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
ПАО «Амурский судостроительный завод» представлены отзывы от 21.07.2021 №АСЗ-066-10848, 26.07.2021 №АСЗ-066-11052, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).
В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закон №223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Согласно части 1 статьи 1 Закона №223-ФЗ целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Пунктом 6.1. статьи 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2); требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (п. 3); требования к участникам такой закупки (п. 9).
Данные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор торгов) наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющейся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
09.07.2021 ПАО «Амурский судостроительный завод» на официальном сайте www.astgos.ru размещено извещение о закупке №210542700167 о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по разрезке и разделке корпуса и корпусных конструкций и оборудования носовой и кормовой оконечности АПЛ проекта 971 заводской №513. Дата начала срока подачи заявок – 09.07.2021. Дата окончания срока подачи заявок – 19.07.2021. Начальная (максимальная) цена договора – 103 580 000,00 руб.
В соответствии с п. 4.1.15 информационной карты установлены дополнительные (специальные и/или квалификационные) требования к наличию у участника специальных допусков и разрешений, установленных в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора, где: иметь право на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники в части выполнения работ с указанием в приложении классов ЕКПС продукции, соответствующих предмету закупки: ЕКПС 1905.
Согласно п. 4.1.16 информационной карты документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям: копия действующей лицензии на осуществление разработки производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, в отношении которых будут выполняться заявленные виды деятельности, по коду 1905.
Пунктом 2.1 технического задания установлено, что основной целью работы по настоящему техническому заданию является порезка и разделка АПЛ до размеров трехотсечника (реакторного отсека со смежными).
Из письма Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 07.06.2021 №46981/09 следует, что заявленные в соответствии с предъявленной технической документацией работы (формирование плавучего трехотсечного блока (корабль проекта 971зав. №513), транспортирование его в бухту Разбойник Приморского края и передача его на хранение в ДВЦ «ДальРао», разработка проекта утилизации танкера наливного технического проекта 326М, обеспечение выполнения комплекса работ по вырезке носовой и кормовой оконечностей из состава ТНТ-50 и формирование блок-упаковки судна АТО проекта 326 «ТНТ-50», назначение технических требований блок-упаковке ТНТ-50 для долговременного хранения на твердом основании) не являются работами, составляющими лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании.
В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии от 16.07.2021 №1982/48 внесены изменения в части исключения требований о наличии лицензии на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники для данного вида работ.
Поскольку закупочной комиссией внесены изменения в части требования о наличии данной лицензии, довод жалобы о том, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии лицензии, установленной в п. 4.1.16 информационной карты извещения в данной части признается необоснованным.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 №333 утверждено положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (далее – Постановление №333)..
В соответствии с п. 1 Постановления №333 положение устанавливает порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - предприятия) по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей.
Согласно акту по рассекречиванию крейсерской атомной проводной лодки «К-322» - «Кашалот» проект 971, заводской №513 от 15.04.2021 установлено, что вооружение, оборудование и устройства, имеющие гриф секретности, демонтированы и сданы установленным порядком в органы военного управления флота по принадлежности. Вооружение, оборудование, устройства и крупногабаритные механизмы, демонтаж которых экономически нецелесообразен и практически не осуществим, приведены в состояние, исключающее утечку информации, составляющей государственную тайну. Документация, имеющая гриф секретности, сдана по принадлежности и на АПЛ не обнаружена. Вооружение и военная техника, передаваемые в составе АПЛ на утилизацию, не содержат сведений, составляющих государственную тайну.
Поскольку вооружение и военная техника, передаваемые в составе АПЛ на утилизацию, не содержат сведений, составляющих государственную тайну, довод заявителя о неустановлении заказчиком в котировочной документации требования о наличии лицензии ФСБ России на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с указанием степени секретности, в данной части признается необоснованным.
Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 №911 утверждено положением о лицензировании деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, и осуществлении лицензионного контроля этой деятельности (далее – Постановление №911).
В соответствии с разделом 3 Технического задания АПЛ была выведена в 2019 году из боевого состава ВМФ. Выполнена в 2003 году выгрузка ОЯТ из реактора АПЛ. АПЛ находится на твердом основании в эллинге ПАО «АСЗ» (г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край). В январе 2020 года и в марте 2021 года было проведено комплексное инженерное и радиационное обследование (далее - КИРО) АПЛ. Состояние корпуса и технических средств АЛЛ: ОЯТ выгружено из реактора. На место штатной крышки реактора установлена технологическая крышка; демонтированы циркуляционные насосы и выемные части блоков очистки и расхолаживания; система первого контура заполнена консервирующим раствором. ПГПГ находятся в режиме «мокрого хранения» по второй очереди; система третьего контура заполнена водой; ЦБЗ заполнены ингибитором; привода КР и АЗ, ионизационные камеры выгружены с заказа во время выгрузки ОЯТ; часть конструкций легкого и прочного корпуса, съемные люки, ограждение рубки, малые и большие горизонтальные рули демонтированы. АЛЛ содержится дежурно-вахтенной службой (далее - ДВС) ПАО «АСЗ» при обеспечении соблюдения требований радиационной безопасности личным составом Военно-Морского Флота. Работы выполняются в соответствии с проектной и технической документацией, определяющей порядок и технологию порезки АЛЛ, техническими условиями и технологическими процессами, действующими у Головного исполнителя.
Согласно Совместному решению об обеспечении радиационной безопасности при утилизации носовой и кормовой оконечностей атомной подводной лодки проекта 09710 зав. №513, утвержденного ВрИО начальника вооружения – заместителем Командующего Тихоокеанским флотом по вооружению и Генеральным директором ПАО «АСЗ» решили, что АПЛ передается АСЗ на утилизацию в части только носовой и кормовой оконечности с обеспечением радиационной безопасности личным составом ВМФ.
11.03.2021 между Госкорпорацией «Росатом» и ПАО «АСЗ» заключен государственный контракт №2123725300052023600000000/П.4п.219.20.21.2039 на выполнение работы «Утилизация крейсерской атомной подводной лодки проекта 971 заводской №513 Этап «1 (разрезка и разделка корпуса и корпусных конструкций и оборудования носовой и кормовой оконечности).
Согласно «Совместному решению об обеспечении радиационной безопасности при утилизации носовой и кормовой оконечностей АПЛ проекта 09710 зав. №513» от 12.05.2021, подписанному генеральным директором ПАО «АСЗ» и заместителем командующего ТОФ по вооружению, и согласованному с Госкорпорацией «Росатом», ответственность за обеспечение радиационной безопасности во время работ по первому этапу утилизации АПЛ зав. 513 (разрезка и разделка корпуса и корпусных конструкций и оборудования носовой и кормовой оконечности) возложена на личный состав ВМФ.
Поскольку ответственность за обеспечение радиационной безопасности во время работ по первому этапу утилизации АПЛ зав. 513 (разрезка и разделка корпуса и корпусных конструкций и оборудования носовой и кормовой оконечности) возложена на личный состав ВМФ, довод заявителя и необходимости установления заказчиком требования и наличии лицензии Госкорпорации «Росатом» на осуществление деятельности по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая утилизацию ядерных энергетических установок военного назначения, транспортирование и хранение составных частей ядерных энергетических установок военного назначения, в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ФГУП «ФЭО» в лице ДВЦ «ДальРАО» на действия ПАО «Амурский судостроительный завод» связи с проведением запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по разрезке и разделке корпуса и корпусных конструкций и оборудования носовой и кормовой оконечности АПЛ проекта 971 заводской №513 (извещение №210542700167) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.