Определение №027/01/15-1829/2020 Определение о назначении дела № 8-01/477 о нарушении антим... от 4 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) на основании приказа Хабаровского УФАС России от 20.11. 2020 №490  о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения администрацией  Сергеевского сельского поселения антимонопольного законодательства, предусмотренного частями 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в наделении ООО «Межмуниципальная специализированная служба»  функциями и правами органов местного самоуправления, в создании преимущественных условий  ведения предпринимательской деятельности,

 

установил:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление гр.П... на действия администрации Сергеевского  сельского поселения в связи с организацией похоронного дела, содержанию мест захоронений и оказания ритуальных услуг.

В ходе рассмотрения материалов установлено следующее.

Пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Отношения, связанные с погребением умерших и основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон №8-ФЗ).

Статьей 9 установлен гарантированный перечень услуг по погребению, в соответствии с пунктом 1 данной статьи указанный перечень услуг оказывается на безвозмездной основе и включает оформление документов, необходимых для погребения (подпункт 1), предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения (подпункт 2), перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий) (подпункт 3), погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (подпункт 4).

Услуги по погребению, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 9 Закона №8-ФЗ, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 2 статьи 9 Закона №8-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 9 Закона №8-ФЗ, оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя  умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. В соответствии с пунктом 3 статьи 12  Закона №8-ФЗ услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба;  перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 поименованного закона.

Таким образом, гарантированный перечень услуг по погребению является исчерпывающим, копка могил в указанный гарантированный перечень не входит.

Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбища для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же земельном участке земли умершего супруга или близкого родственника (пункт 5 статьи 16 Закона №8-ФЗ).

В пунктах 1 и 4 статьи 18 Закона №8-ФЗ установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов (статьи 26 поименованного закона).

Согласно пункту 2 статьи 25 Закона №8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с указанным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (пункт 1 статьи 29 Закона №8-ФЗ), Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления (пункт 2  статьи 29 Закона №8-ФЗ).

В соответствии с приведенными положениями функции по обслуживанию и содержанию муниципальных общественных кладбищ отнесены к функциям органа местного самоуправления, осуществляемым за счет средств местного бюджета. Законодательством не установлена возможность передачи полномочий по решению вопросов, связанных с организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронения, хозяйствующему субъекту. 

Закон о погребении не дает право органу местного самоуправления принимать акты или осуществлять действия, которые создавали бы преимущественные условия для деятельности хозяйствующему субъекту по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг.

Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения указанным законом не предусмотрена.

Договор об учреждении ООО «Межмуниципальная специализированная служба» подписан между администрацией сельского поселения «Село Некрасовка», администрацией Сергеевского сельского поселения, администрацией Елабужского сельского поселения, ООО «Диорама» 15.08.2018, которые путем объединения вкладов обязуются создать ООО «Межмуниципальная специализированная служба» (пункт 1 договора), предметом деятельности общества является деятельность в области решения вопросов местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений на сельских поселений и городского поселения Хабаровского муниципального района, входящих в состав участников общества и муниципальных образований с которыми заключено соглашение об организации на их территории ритуальных услуг и содержанию мест захоронений (пункт 3.2),

Администрация Сергеевского сельского поселения вступила в состав участников ООО «Межмуниципальная специализированная служба» в соответствии  с решением Совета депутатов  сельского поселения от 0  «О вступлении муниципального образования   сельского поселения в состав участников межмуниципального хозяйственного общества в форме общества с ограниченной ответственностью для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения», с внесением в уставный капитал общества денежных средств в сумме 5000 руб., о чем составлен протокол внеочередного общего собрания участников ООО «МСС» от 24.12.2018 №3 и свидетельством об удостоверении факта принятия решения

Выпиской из ЕГРЮЛ от 22.06.2020 №ЮЭ9965-20-99599731 подтверждается, что в состав учредителей в том числе входят  администрация Сергеевского сельского поселения, стоимость доли 5000 руб., размер доли 4,76%, дата внесения данных сведений в ЕГРЮЛ — 30.01.2019.

Администрацией Сергеевского сельского поселения и ООО «Межмуниципальная специализированная служба» 11.06.2019 заключено соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым предметом соглашения является  решение вопросов местного значения по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению в соответствии с Федеральным законом о погребении и похоронном деле в границах Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района, администрация обязуется обеспечить необходимые условия для деятельности специализированной службы,  на территории сельского поселения, в соответствии с положением о прядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, а специализированная службы обязуется осуществлять свою деятельность на территории сельского поселения в соответствии с положением о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, а специализированная служба обязуется осуществлять свою деятельность на территории сельского поселения в соответствии с положением о порядке деятельности специализированной службы (пункт 1.2 соглашения), к обязанностям специализированной службы отнесены в том числе выдавать акты согласования времени и места захоронения (пункт 3.2.9), нести иные обязанности в соответствии с действующим законодательством и положением о порядке деятельности специализированной службы (пункт 3.2.10 соглашения). Соглашение  вступает в силу и становится обязательным для исполнения сторон с момента его подписания, действует в течение 5 лет и может быть автоматически продлено на последующие пятилетние периоды, если ни одна из сторон письменно не уведомит другую сторону не менее чем за 30 дней до окончания соответствующего периода о своем намерении прекратить действие данного соглашения (пункт 6.1 соглашения).

Решением Совета депутатов Сергеевского сельского поселения от 18.02.2019 №28-119 утверждено положение о порядке деятельности общественных кладбищ и правилах содержания мест погребения, расположенных на территории Сергеевского сельского поселения, в соответствии с которым копку могил на территории кладбища осуществляет специализированная служба по вопросам похоронного дела (пункт 3.6),     проезд транспорта допускается с разрешения, выдаваемого специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 4.1), запрещается въезжать на территорию кладбища на автомобильном транспорте без соответствующего разрешения, выданного специализированной службой по вопросам похоронного дела (подпункт 8 пункта 4.2), запрещается самовольное погребение, в том числе без получения разрешения (подпункт 9 пункта 4.2), посетители -инвалиды и престарелые могут пользоваться легковым транспортом для проезда на территорию кладбища с разрешения представителя специализированной службы по вопросам похоронного дела (пункт 4), разрешение на захоронение выдается администрацией сельского поселения в соответствии с регламентом на основании акта согласования времени и места погребения со специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 5.2), специализированная служба определяет место погребения на свободного участке земли (пункт 5.6), к обязанностям специализированной службы по вопросам похоронного дела в том числе отнесены копка могил (подпункт 2 пункта 8.1), регистрация и учет мест захоронений (подпункт 8 пункта 8.1). Специализированная служба по вопросам похоронного дела обязана отслеживать случаи недобросовестного исполнения ритуальных услуг юридическими и физическими лицами и сообщать о них в орган местного самоуправления или в соответствующие  надзорные органы (пункт 8.4).

Решением Совета депутатов Сергеевского сельского поселения от 18.02.2019 №28-120 утверждено положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Сергеевского сельского поселения, согласно которому специализированная служба осуществляет обслуживание, благоустройство и содержание кладбищ и иных специализированных мест захоронения расположенных на территории муниципальных образований, входящих в состав учредителей и участников межмуниципального хозяйственного общества за счет бюджетных средств соответствующих муниципальных образований (пункт 1.8), специализированная служба обязана вести журналы (книги) регистрации захоронений, обеспечивать формирование и сохранность архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению (пункт 2.1.4, подпункт 7 пункта 2.2),  в соответствии с подпунктом 5 пункта 2.3 закреплено право службы получать возмещение затрат из средств бюджета сельского поселения, а также из бюджетов муниципальных образований, входящих в состав участников межмуниципального хозяйственного общества на выполнение работ по содержанию кладбищ, благоустройству и санитарной очистке территории кладбищ.  Специализированная служба принимает решение о наличии свободного земельного участка для погребения, определяет размер свободного земельного участка с целью возможности будущих погребений, указывает перечень работ по подготовке будущей могилы, оформляет схему захоронения (пункт 3.1, подпункт 5.7),  гарантированный перечень услуг в том числе включает копку могил для погребения и оказания комплекса услуг по погребению (в том числе захоронению урны с прахом) (подпункт 4 пункта 3.4, подпункт 5 пункта 4.3).

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления действий (бездействия).

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможностей для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при которым самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

ООО «Межмуниципальная специализированная служба» по своей организационно-правовой форме не является органом местного самоуправления, в связи с чем не может быть наделено функциями и правами органов местного самоуправления.

В данном случае общество является одним из хозяйствующих субъектов, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг наравне с другими хозяйствующими субъектами, оказывающими аналогичные услуги.

Таким образом, специализированной службе по вопросам похоронного дела делегирована часть контрольно-распорядительных (властных) полномочий органа местного самоуправления, в частности, в части выделения земельных участков под захоронение, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбище, выдачу разрешений на уборку кладбища, на посещение кладбища и на захоронение, определение перечня работ по захоронению, функции по инвентаризации захоронений, регистрацию и учету захоронений,  полномочий по организации похоронного дела  в сельском поселении, что создает преимущественные условия для деятельности службы как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на рынке ритуальных услуг.

Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специализированной службы, Законом №8-ФЗ не предусмотрена.

Поскольку  указанными актами органа местного самоуправления ООО «Межмуниципальная специализированная служба» наделено рядом полномочий контрольно-распорядительного характера, отнесенных законом к полномочиям органов местного самоуправления, с возложением на общество функций по содержанию и обслуживанию муниципального общественного кладбища обеспечивает ему более выгодные условия осуществления хозяйственной деятельности в сравнении с иными участниками данного рынка ритуальных услуг, позволяет по своему усмотрению реализовывать переданные полномочия в собственных интересах.

Данный факт создает обществу необоснованное преимущество на рынке по реализации ритуальных услуг, так как, осуществляя властно-распорядительные функции на территории кладбища, общество имеет возможность в одностороннем порядке воздействовать на условия и режим работы кладбища, на реализацию тех или иных ритуальных услуг на территории кладбищ, что свидетельствует о нарушении части 1 и части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях администрации Сергеевского сельского поселения   признаков нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции,   Хабаровским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  администрации выдавалось предупреждение о необходимости прекращения указанного нарушения путем осуществления мероприятий, направленных на исключение из Решений Совета депутатов Сергеевского сельского поселения от 18.02.2019 №28-119, от 18.02.2019 №28-120 положений, касающихся передачи в ведение ООО «Межмуниципальная специализированная  служба» муниципальных кладбищ и земельных территорий с документами, изъятию из ведения службы общественные кладбища и принятию их в ведение администрации сельского поселения, изъятию у службы функции по выделению земельных участков под захоронения, ведению учета захоронений и выдачу разрешений на захоронения, осуществление регистрации захоронений,  контролю за соблюдением  порядка захоронений,   выдаче разрешений на въезд (посещение) кладбищ, копку могил.

О выполнении предупреждения необходимо было сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частями 7,8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Поскольку по истечении срока, отведенного на исполнение предупреждения, документов и информации, подтверждающих выполнение указанного предупреждения,  от администрации не поступило, дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит возбуждению.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

определил:

  1. Назначить дело № 8-01/477 (027/01/15-1829/2020)  к рассмотрению на «11» час. «00» мин.    «27» января 2021 г., по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. 2.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика администрацию Сергеевского сельского поселения   Хабаровского муниципального района Хабаровского края (ул. Центральная, д.23, с. Сергеевка, 680517).
  3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица ООО «Межмуниципальная специализированная служба» (ул. Ленина, д.20, офис 105,с. Некрасовка, 680507).
  4. Привлечь к участию в деле в качестве заявителя гр.П...
  5. Лицам, привлеченным к участию в деле, представить мотивированный отзыв по делу.

 

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

 

Явка ответчика по делу, заинтересованных лиц или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Связанные организации

Связанные организации не указаны