Решение №ЛИ/2256/24 Решение по отслеженной Управлением Федеральной антимонопольн... от 5 марта 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 027/05/21-2/2024
05 марта 2024 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 027/05/21-2/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения – ООО «Продукты» рекламы, нарушающей требования части 3 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии представителя ООО «Продукты» - гр. (доверенность б/н от 25.01.2024),
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю 08 декабря 2023 года отслежена реклама алкогольной продукции: водка «Тельняшка» (40%), напиток спиртной «Your Choice» (40%), пиво «Охота» (8,1%), сидр «Бон Сезон» (4,5%), пиво «Золотистое» (4,1%), пиво «Рыцарь Приморья» (4,5%), пиво «Студеное» (5%), вино игристое «Санкт Петербург» (10,5 – 13%), напиток винный «Первая звезда» (8,5%), вино игристое «Фанагория» (11-13%), коктейль «Монте Чоко» (30%), коньяк «Монте Чоко» (40%), виски «СтирСмен» (40%), размещаемая в рекламных буклетах, распространяемых внутри продуктового дискаунтера «Экономыч», расположенного по ул. Тихоокеанской, 172А в г. Хабаровске.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеназванная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к товарам продуктового дискаунтера «Экономыч», следовательно, данная информация является рекламой.
Наряду с иными продуктами, рекламируемыми в буклете, внимание потенциальных покупателей привлекается к алкоголю, следовательно, на его рекламу распространяются требования статьи 21 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с требованиями части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В рекламных буклетах в нарушение требований части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции отсутствует.
Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что ответственность за нарушение части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.
Деятельность в продуктовом дискаунтере «Экономыч», расположенном по ул. Тихоокеанской, 172А в г. Хабаровске, осуществляет ООО «Продукты» (ИНН 2543111613, место нахождения: 690087, Приморский край, г. Владивосток, ул. Деревенская, д. 14, оф. 28).
Таким образом, рекламораспространителем, в чьих интересах распространяется реклама, является ООО «Продукты».
В соответствии с пунктом 7 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Федеральная антимонопольная служба вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (места жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, или места распространения рекламы.
В связи с выявлением признаков нарушения законодательства РФ о рекламе на территории Хабаровского края и необходимостью пресечения ненадлежащей рекламы Хабаровское УФАС России запрошены в ФАС России полномочия на возбуждение и рассмотрение дела в отношении ООО «Продукты» (исх. № ТТ/13020/23 от 25.12.2023).
Письмом от 29.12.2023 (исх. № ТН/112716/23) ФАС России наделило Хабаровское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Продукты» (вх. № 10-ЭП/24 от 09.01.2024).
До даты рассмотрения дела ООО «Продукты» предоставлены письменные пояснения (вх. № 2689-ЭП/24 от 16.02.2024), из которых следует.
При сохранении макета произошёл сбой и растровое изображение, а именно предупредительная надпись «18+ Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» «вылетела». В результате в печать отправлен поврежденный файл. В исходном варианте все надписи присутствуют (файл прилагается).
Рекламные буклеты изготовлены в количестве 2600 штук ООО «Ботанический сад» в рамках договора на оказание услуг по рекламному обслуживанию № 1938-Д от 07.07.2023. Данные рекламные буклеты распространялись только в продуктовом дискаунтере «Экономыч», расположенном по ул. Тихоокеанской, 172А в г. Хабаровске.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Продукты» пояснил, что при приемке рекламных буклетов сработал человеческий фактор. Лицо, забиравшее готовые буклеты, не проверило на соответствие их содержание и передало для распространения в «Экономыч» с имеющимися нарушениями.
В материалы дела представлен акт № 21 от 10 января 2024 года, в соответствии с которым ООО «Продукты» приняло у ООО «Ботанический сад» рекламные буклеты в количестве 2600 штук, услуги по их печати и доставке выполнены полностью и в срок, заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
Из чего следует, что ООО «Продукты» согласилось с тем, что информации, имеющейся в содержании буклетов необходимо и достаточно для того, чтобы довести ее до сведения потенциальных покупателей.
Таким образом, приняв выполненные услуги с нарушениями требований рекламного законодательства и обеспечив распространение рекламных буклетов среди неопределенного круга лиц, ООО «Продукты» тем самым взяло на себя ответственность за вменяемое обществу нарушение.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции: водка «Тельняшка» (40%), напиток спиртной «Your Choice» (40%), пиво «Охота» (8,1%), сидр «Бон Сезон» (4,5%), пиво «Золотистое» (4,1%), пиво «Рыцарь Приморья» (4,5%), пиво «Студеное» (5%), вино игристое «Санкт Петербург» (10,5 – 13%), напиток винный «Первая звезда» (8,5%), вино игристое «Фанагория» (11-13%), коктейль «Монте Чоко» (30%), коньяк «Монте Чоко» (40%), виски «СтирСмен» (40%), размещаемую в рекламных буклетах, распространяемых внутри продуктового дискаунтера «Экономыч», расположенного по ул. Тихоокеанской, 172А в г. Хабаровске., поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».
2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства ООО «Продукты» не выдавать в связи с окончанием срока действия акции.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 05 марта 2024 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).