Решение №ТТ/027/05/21-1559/2023 Решение по жалобе (вх. № 16424-ЭП/23, № 16425-ЭП/23 от 16.1... от 24 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 027/05/21-1559/2023

 

24 ноября 2023 года                                                                                    г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

руководитель  управления;

Члены Комиссии:

главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 027/05/21-1559/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ИП *  рекламы  с нарушением требований  пункта 3 части 5 статьи 5,  пункта 6  части 1, пункта 6 части 2, части 2.1  статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствие ИП * , извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, 

 

УСТАНОВИЛА:

 

        На рассмотрении Хабаровского УФАС России находятся заявления гр*  (вх. № 16424-ЭП/23, №  16425-ЭП/23 от 16.10.2023, № 17061-ЭП/23 от 24.10.2023) о распространении на фасаде бара- магазина «Пивточка», расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Малиновского, д. 29 (в непосредственной близости от детского сада № 80), рекламы алкогольной продукции,   нарушающей требования рекламного законодательства Российской Федерации.

       По результатам выездного обследования сотрудниками Хабаровского УФАС России 17 октября 2023 года установлено размещение по адресу: г. Хабаровск, ул. Малиновского, д. 29  на фасаде бара- магазина «Пивточка  информации следующего содержания:  «Бар магазин «Пивточка». Иногда можно. Сегодня можно даже после 22. Губит людей не пиво…Наша барная стойка идеально сочетается  с Вашими планами на сегодняшний вечер. Сухим не выйти! Всю ночь напролет! У нас всегда пятница», сопровождаемой изображением людей, употребляющих алкогольную продукцию (пиво), пивной бочки с бокалами, наполненными светлым пенным напитком с переливавшейся пеной через край и  рыбными стейками.  Реклама распространяется недалеко от  муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска «Детский сад  комбинированного вида № 80». 

Фиксация рекламы произведена фотоаппаратом  (модель SONY DSC-HX300).

 Согласно пункту 1 статьи 3  ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 ФЗ « О рекламе»).

В порядке части 4  статьи 2 ФЗ «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом специальные требования и ограничения.

В соответствии с пунктом 16 Информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

 

        Информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и поддержания интереса к продавцу алкогольной продукции (магазину-бару «Пивточка»), к продуктам питания, реализуемым в нем и напиткам, которые продаются как на розлив так и в готовой таре.

Учитывая специфику рекламируемого магазина, имеющего по профилю своей деятельности широкий ассортимент разливного пива, указанная в рекламе информация ассоциируется именно с пивом, и в традиционном понимании формирует интерес потребителей именно к пиву. Для потребителя данное сочетание однозначно и непосредственно свидетельствуют о возможности приобретения в данном магазине пива различных марок на розлив, вне зависимости от того есть ли в рекламе наименование или изображение такой продукции.

При этом реклама не содержит исключения, что рекламируются безалкогольные напитки на розлив, следовательно, рекламируются все напитки на розлив, реализуемые в магазине, в том числе и пиво.

Таким образом,  реклама направлена на привлечение внимания к продавцу алкогольной продукции.

Согласно части 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

Из данной нормы следует, что реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта  пять и  более процентов объема готовой  продукции должна быть размещена таким образом, чтобы быть направленной непосредственно на потребителей, находящихся внутри отделов продаж данной продукции.

Размещенная на фасаде магазина-бара   реклама   о реализуемом в нем товаре (пиво)  адресована потребителям, находящимся вне отдела продажи алкоголя, и формирует интерес к алкогольным напиткам, в том числе с объемной долей этилового спирта более 5% лиц, не находящихся в помещении бара-магазина «Пивточка».

Соответственно, такая реклама нарушает положения части 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

 В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

В нарушение данной нормы реклама магазина-бара «Пивточка» содержит образы людей.

 

Пунктом 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что  в рекламе не допускается демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции.

Поскольку в рекламе размещено изображение людей,  держащих в руках пивные кружки  с наполненными в них светлым пенным напитком, рассматриваемая реклама также является демонстрацией процесса потребления алкогольной продукции (пиво).

 

Кроме того, согласно пункту 6 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

Рассматриваемая реклама алкогольной продукции (пиво) распространяется  рядом с муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением г. Хабаровска «Детский сад  комбинированного вида № 80», расположенным по адресу: г. Хабаровск, ул. Панфиловцев, д. 28А.

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад  комбинированного вида № 80» является образовательным дошкольным учреждением в соответствии с Лицензией на осуществление образовательной деятельности № 1713 от 19.12.2014, выданной Министерством образования и науки Хабаровского края.

В соответствии с данными «2 ГИС» http://2gis.ru расстояние от крайних точек по прямой от магазина-бара «Пивточка» до забора Муниципального  автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска «Детский сад  комбинированного вида № 80» составляет менее 100 метров.    

Таким образом, рассматриваемая реклама алкогольной продукции распространена на расстоянии ближе, чем сто метров от здания Муниципального  автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска «Детский сад  комбинированного вида № 80».

Из информации  Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска, представленной по запросу антимонопольного органа (вх. № 18222/23 от 10.11.2023), следует, что рекламная конструкция  установлена и эксплуатируется без разрешительных документов, в связи с чем выдано предписание о её демонтаже.  Со слов  гр* данная конструкция принадлежит ИП * .

В пункте 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» указано,  что ненадлежащая реклама это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» за нарушение требований  пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 6 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» ответственность несёт рекламодатель.

        Рекламодатель -  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе).

 Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламораспространителя за нарушение требований пункта 6 части  2, части 2.1  статьи 21 ФЗ «О рекламе».

         Рекламораспространитель  - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе).

Деятельность по реализации пива  в магазине-баре «Пивточка» (продавец товара) осуществляет ИП *.

Таким образом, рекламораспространителем и рекламодателем одновременно, в интересах которого распространяется реклама,  является ИП *.

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

         1. Признать ненадлежащей следующую рекламу: «Бар магазин «Пивточка». Иногда можно. Сегодня можно даже после 22. Губит людей не пиво…Наша барная стойка идеально сочетается  с Вашими планами на сегодняшний вечер. Сухим не выйти! Всю ночь напролет! У нас всегда пятница», сопровождаемую изображением людей, употребляющих алкогольную продукцию (пиво), пивной бочки с бокалами, наполненными светлым пенным напитком с переливавшейся пеной через край и  рыбными стейками и распространяемую ИП * на фасаде  бара-магазина «Пивточка», расположенного  по адресу: г. Хабаровск, ул. Малиновского, д. 29, поскольку в ней нарушены  требования  пункта  3 части 5 статьи 5,  пункта 6 части 1,  пункта 6 части 2, части 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

 

2. Выдать ИП * обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.  

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации   об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (в трехмесячный срок).

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                                                                                           

 

Члены Комиссии:                                                                                

 

                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны