Решение б/н Решение по жалобе страхового публичного акционерного общест... от 26 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии:– начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

- СПАО «РЕСО-Гарантия» - по доверенности от 08.08.2019 №РГ-Д-5094/19;

- филиал ФГУП «ВГСЧ» «Военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока»  –по доверенности от 20.05.2020 №6;

рассмотрев жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» на действия заказчика – филиал ФГУП «ВГСЧ» «Военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока», материалы дела № 8-01/163 (027/01/18.1-652/2020),

УСТАНОВИЛА:

 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба  страхового публичного акционерного общества «РЕСО-Гарантия» на действия филиала ФГУП «ВГСЧ» «Военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств филиала «ВГСО Дальнего Востока» ФГУП «ВГСЧ» (извещение № 32009102550).

Из жалобы общества следует, что организатором торгов в аукционной документации не верно указаны коэффициенты территории преимущественного использования автотранспортных средств, что привело к невозможности подачи заявки.

Представитель филиал ФГУП «ВГСЧ» «Военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока» с доводами жалобы не согласилась, по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 20.05.2020 №772-3-1-12, дополнительно пояснив, что  в состав филиала ФГУП «ВГСЧ» «Военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока» на основании Положения о филиале «Военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока» Федерального государственного унитарного предприятия «Военнизированная горноспасательная часть» утвержденного приказом ФГУП «ВГСЧ» от 30.05.2014 №387 входят военизированные горноспасательные взвода, за которыми закреплены транспортные средства, указанные в закупке, и на основании дислокации указанных взводов были применены коэффициенты территории преимущественного использования автотранспортных средств.

В соответствии с Указом Президента «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» от 25.03.2020г. №206, а также в связи с необходимостью принятия мер по нераспространению новой короновирусной инфекции, рассмотрение дела 8-01/163 (027/01/18.1-652/2020) проведено 22.05.2020 в 11-00 ч. в дистанционном режиме посредством ВКС.

В заседании комиссии объявлялся перерыв до 16.30 ч. 26.05.2020.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2066 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организаторов торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися. А также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным Законом от 1.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке, в том числе, должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1); сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (пункт 5); порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей (пункт 7).

23.04.2020 федеральное государственное унитарное предприятие «Военизированная горноспасательная часть»  на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32009102550 о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств филиала «ВГСО Дальнего Востока» ФГУП «ВГСЧ».

Дата начала срока подачи заявок 23.04.2020, дата окончания подачи заявок – 20.05.2020. Дата подведения итогов – 27.05.2020

Начальная (максимальная) цена договора - 265 108,97 руб.

Согласно пункту 4 информационной карты аукциона описание и количество: в соответствии с приложением № 1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме «Техническое задание».

Исходя из извещения об осуществлении закупки страхованию подлежит 46 единиц  автотранспорта согласно условий, указанных в приложении №1.

Приложение №1 к информационной карте документации об аукционе содержит перечень транспорта подлежащего обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) с перечнем в том числе подразделений их мест нахождения; началом и окончанием срока страхования; маркой транспортного средства; коэффициента в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства.

В приложении №1  в качестве территории преимущественного использования транспортных средств указаны следующие населенные пункты: г. Нерюнгри; п. Джебарики – Хая, Республика Саха(Якутия); п.Чегдомын, Хабаровский край; п.Восток, г. Дальнегорск, Приморский край и прочие города и населенные пункты.

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств регламентируется  Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).

В соответствии с пунктом «а» части 2 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон №40-ФЗ) коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в том числе в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица.

Из указанной нормы следует, что коэффициент КТ для юридического лица устанавливается строго по адресам  указанным в учредительном документе.

Указанием Банка России от 4 декабря 2018 г. № 5000-У установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – Указания 5000-У).

В пункте 1 приложения 1 Указаний 5000-У установлены коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (далее - коэффициент КТ).

Так, например, коэффициент КТ в городе Хабаровск 1,7; в городе г. Нерюнгри 0,8; в городах, отнесенных к прочим городам и населенным пунктам  Приморского края 0,7; в городах, отнесенных к прочим городам и населенным пунктам Республики Саха (Якутия) установлен коэффициент КТ 0,6

В соответствии с извещением заказчиком является Федеральное государственное унитарное предприятие «Военизированная горноспасательная часть».

 Согласно проекту контракта, являющимся неотъемлемой частью закупочной документации, страхователем выступает ФГУП «Военизированная горноспасательная часть», именуемое в дальнейшем «Cтрахователь», в лице командира отряда филиала «Военизированного горноспасательного отряда Дальнего Востока» ФГУП «ВГСЧ».

В соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от 25.05.2020 № ЮЭ9965-20-61133611, уставом федерального государственного унитарного предприятия «Военизированная горноспасательная часть» утвержденного приказом МЧС России от 06.12.2019 №730, ФГУП «Военизированная горноспасательная часть» находится на территории города Москва, имеет 14 филиалов, в том числе филиал в городе Хабаровске.

Сведения о филиалах с адресами указанными в приложении №1 аукционной документации  в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и уставе  ФГУП «Военизированная горноспасательная часть» отсутствуют.

Поскольку заказчиком не подтверждено наличие в своем составе филиалов или представительств находящихся на территории г. Нерюнгри; п. Джебарики – Хая, Республика Саха(Якутия); п.Чегдомын, Хабаровский край; п.Восток, г. Дальнегорск, Приморский край и прочие города и населенные пункты, в учредительном документе юридического лица данные пункты отсутствуют, заказчиком неправомерно установлен  коэффициент КТ для указанных населенных пунктов, чем нарушены требования пункта 1  части 10 статьи 4, пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что привело к невозможности подачи заявки на участие в аукционе заявителем.

Довод заказчика об установлении коэффициента КТ по месту дислокации   военизированных горноспасательных взводов, за  которыми закреплены транспортные средства, подлежащие страхованию, комиссией Хабаровского УФАС не принимается, поскольку коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица. Указанные в закупочной документации пункты нахождения транспортных средств отсутствуют  в учредительных документах, а положение о филиале «Военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока» не является учредительным документом юридического лица.

Исходя из установленных обстоятельств, жалоба признается обоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

При разрешении вопроса о выдаче предписания комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости его выдачи.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу страхового публичного акционерного общества «РЕСО-Гарантия» на действия филиала ФГУП «ВГСЧ» «Военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств филиала «ВГСО Дальнего Востока» ФГУП «ВГСЧ» (извещение № 32009102550)  обоснованной.

2. Признать  ФГУП «ВГСЧ» «Военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока»  нарушившим  пункт 1 части 10 статьи 4, пункт 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ФГУП «ВГСЧ» «Военизированный горноспасательный отряд Дальнего Востока»  предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 КоАП РФ.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны