Решение №б/н Решение в отношении АО «РусГидро Снабжение» от 2 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                             РЕШЕНИЕ по делу № 8-01/4                                             

02 февраля 2017 года                                                                            г. Хабаровск                                                                 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаров-скому краю в составе <…>,

в присутствии представителей: 

<…>,

         рассмотрев жалобу ОАО «Солид-товарные рынки» на действия АО «РусГидро Снабжение», закупочной комиссии общества, АО «ДГК» при проведении пред-варительного отбора на право заключения рамочных соглашений (договоров по-ставки) об участии в закрытых запросах цен на поставку топлива для нужд АО «ДГК» по лотам №№ 1, 2, 3, материалы дела 8-01/4,

                                           

                                               УСТАНОВИЛА:

 

         В Хабаровское УФАС России поступила жалоба  ОАО «Солид-товарные рын-ки» на действия АО «РусГидро Снабжение», закупочной комиссии общества при проведении предварительного отбора на право заключения рамочных соглашений (договоров поставки) об участии в закрытых запросах цен на поставку топлива для нужд АО «ДГК по лотам №№ 1, 2, 3.

Из жалобы общества следует, что заказчиком в закупочной документации на-рушены требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках то-варов, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем заявка общества неправомерно отклонена.

Заявитель в заседании Комиссии доводы жалобы поддержал в полном объеме.

АО «РусГидро Снабжение» в представленном отзыве и его представители в заседании комиссии доводы жалобы отклонили, пояснив, что установленные заку-почной документацией требования и условия обоснованы целями и принципами правового регулирования Закона № 223-ФЗ, необходимостью своевременного и полного удовлетворения потребности заказчика.  Заявка ОАО «Солид-товарные рынки» отклонена в связи с предоставлением в составе заявки оферты, не соответ-ствующей требованиям закупочной документации. ОАО «Солид-товарные рынки» не обращалось с запросами о разъяснении положений закупочной документации, в своей заявки выразило согласие со всеми условиями документации о закупке.

В заседании комиссии объявлялся перерыв до 13 час. 30 мин. 02.02.2018.

        Жалоба рассматривается Комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 

        Заслушав заявителя, представителей организатора закупки, рассмотрев мате-риалы дела, комиссия пришла к следующим выводам.

         Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к за-купке товаров, работ и услуг отдельными  видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

        В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Рос-сийской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

        Положение о закупке является документом, который регламентирует закупоч-ную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

         Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а уста-навливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур за-купки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

        Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информацион-ная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискримина-ции и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам за-купки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жиз-ненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокра-щение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

        В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ при закупке на офици-альном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое из-вещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, со-ставляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положени-ем о закупке. 

        Пунктами 1, 2, 3 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в доку-ментации о закупке должны быть помимо прочего указаны установленные заказчи-ком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функцио-нальным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказ-чиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законода-тельством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандар-тизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответст-вии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, за-конодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопас-ности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, от-грузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержать-ся обоснование необходимости использования иных требований, связанных с оп-ределением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик..

        По смыслу приведенной нормы закупаемые заказчиком товары, работы, услуги в их качественных, технических, ценовых и иных характеристиках прежде всего должны соответствовать потребностям заказчика и такая потребность Законом № 223-ФЗ не ограничена.

        31.10.2017 АО «РГС» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31705686538 о проведении предварительного отбора на право заклю-чения рамочных соглашений (договоров поставки) об участии в закрытых запросах цен на поставку топлива для нужд АО «ДГК» по лотам: Лот №1 «Топливо автомо-бильное (ж/д цистерны) для нужд филиалов АО «ДГК» (ГКПЗ № 420002.1)», Лот №2 «Мазут топочный для нужд филиалов АО «ДГК» (ГКПЗ №50003.1)», Лот №3 «Дизельное топливо для нужд филиалов АО «ДГК» (ГКПЗ №50003.2)», закупочная документация. Срок подачи заявок установлен до 16.11.2017, вскрытие конвертов с заявками – 16.11.2017, рассмотрение заявок  - 07.12.2017, подведение итогов – 07.12.2017.  13.11.2017 в извещение внесены изменения - срок подачи заявок уста-новлен до 29.11.2017, рассмотрение заявок  - 13.12.2017, подведение итогов – 13.12.2017.  Уведомлением от 13.12.2017 внесены изменения в срок рассмотрения заявок  - 20.12.2017, и подведения итогов закупки -  20.12.2017. Начальная (макси-мальная) цена договора – 0,00 руб. (без учета НДС) по всем лотам.

         На участие в закупке по лоту № 1 поданы заявки ООО «Сибирская Топливная Компания», ООО «Амурская нефтебаза», ООО «Нова групп», АО «Восточная транспортно-энергетическая компания», ООО «Реализация нефтепродуктов – Спектр», ООО «НефтеТрансОйл», ООО «Ист Трейд», ОАО «Солид-товарные рын-ки», АО «Дальэнерготехкомплект», ООО «А-Ойл», ООО «Интэк-М», ООО «Лукойл-Резервнефтепродукт-Трейдинг», ООО «Синергия ойл групп», АО «Компания Уфаойл». По Лоту № 2 поданы заявки ООО «Сибирская Топливная Компания», ООО «Нова групп», АО «Восточная транспортно-энергетическая компания», ООО «Реализация нефтепродуктов – Спектр», ООО «НефтеТрансОйл», ООО «Ист Трейд», ООО «Московская топливная компания», ОАО «Солид-товарные рынки», АО «Дальэнерготехкомплект», ООО «А-Ойл», ООО «Интэк-М», ООО «Лукойл-Резервнефтепродукт-Трейдинг», ООО «Синергия ойл групп», АО «Компания Уфа-ойл».  По Лоту № 3 поданы заявки ООО «Сибирская Топливная Компания», ООО «Амурская нефтебаза», ООО «Нова групп», АО «Восточная транспортно-энергетическая компания», ООО «Реализация нефтепродуктов – Спектр», ООО «НефтеТрансОйл», ООО «Ист Трейд», ОАО «Солид-товарные рынки», АО «Даль-энерготехкомплект», ООО «А-Ойл», ООО «Интэк-М», ООО «Лукойл-Резервнефтепродукт-Трейдинг», ООО «Синергия ойл групп», АО «Компания Уфа-ойл», ООО «Альфа-Транзит».  

         Заявки ООО «Реализация нефтепродуктов – Спектр», ООО «НефтеТрансОйл», ООО «Ист Трейд», ОАО «Солид-товарные рынки», АО «Дальэнерготехкомплект», ООО «А-Ойл», АО «Компания Уфаойл» отклонены по лотам №№ 1, 2, 3, как несоответствующие требованиям документации (протокол от 20.12.2017 №  РГС-302/ПО-ВП). 

         Заявка ОАО «Солид-товарные рынки» отклонена на основании пункта 2.8.2.3 закупочной документации, по лотам №№1, 2, 3  - срок действия оферты участника указан до 01.03.2017, что не соответствует пункту 4.2.13 закупочной документации, в котором срок установлен не менее 90 календарных дней со дня, следующего за днем проведения процедуры вскрытия конвертов. По такому же основанию откло-нены заявки ООО «А-Ойл», АО «Компания Уфаойл» (протокол от 20.12.2017 №  РГС-302/ПО-ВП). 

        Подпунктом 2.4.1.1 б) пункта 2.4.1 документации о закупке установлено, что в составе заявки участник должен представить письмо о подаче оферты по форме 2, оформленное в соответствии с инструкциями пункта 5.2 документации о закупке, в котором в обязательном порядке указывается срок действия заявки на участие в предварительном отборе.

        В соответствии с пунктами 2.4.3, 4.2.13 документации о закупке заявка дейст-вительна в течение срока, указанного участником предварительного отбора в пись-ме о подаче оферты. Этот срок не должен быть менее 90 календарных дней со дня, следующего за днем проведения процедуры вскрытия поступивших на закупку конвертов с заявками. Указание меньшего срока действия может служить основа-нием для отклонения заявки.

        Согласно пункту 2.8.2 документации о закупке заявки, которые содержат предложения, не соответствующие установленным условиям настоящей докумен-тации о закупке, подлежат отклонению (пп.2.8.2.3 б)).

         Вскрытие конвертов с заявками на участие в предварительном отборе назна-чено на 30.11.2017, соответственно, минимальный срок действия оферты должен быть до 28.02.2018. Заявителем установлен срок до 02.03.2017, что не соответству-ет требованиям закупочной документации, в связи с чем закупочной комиссией обоснованно принято решение отклонить заявку общества от участия в закупке.

        В соответствии с подпунктами 2.8.2.6, 2.8.2.8, 2.8.2.9 пункта 2.8.2 закупочной документации в рамках отборочной стадии организатор вправе направить в адрес участника закупки запрос разъяснений и/или дополнения его заявки, влияющие на отклонение или сопоставление его заявки, в следующих случаях: в составе заявки на участие в закупке отсутствуют, представлены не в полном объеме или в нечи-таемом виде сведения, необходимые для определения соответствия: участника за-купки требованиям документации в части обладания гражданской и специальной правоспособностью (выписки из ЕГРЮЛ, учредительные документы, лицензии, допуски, членство в саморегулируемых организациях и т.д.), наличия полномочий лица на подписание заявки от имени участника закупки, соответствия участника требуемым квалификационным параметрам (в отношении опыта, материально-технических, кадровых, финансовых и прочих ресурсов); заявки на участие в за-купке требованиям документации в части характеристик предлагаемой продукции и договорных условий.  В заявке на участие в закупке имеются разночтения или положения, допускающие неоднозначное толкование, не позволяющие определить соответствие заявки на участие в закупке или участника закупки требованиям до-кументации или сопоставление заявок допущенных участников закупки. При на-правлении запросов разъяснений заявок на участие в закупке не допускается созда-ние преимущественных условий участнику или нескольким участникам закупки. 

        Не направляются участнику закупки запросы согласно пункту 2.8.2 настоящего раздела, если в соответствии с подпунктом 2.8.2.3 настоящего раздела имеются прямые основания для отклонения заявки такого участника.

       Довод общества о том, что согласно пункту 2.8.2.6 организатор  вправе напра-вить  в адрес участника закупки  запрос разъяснений и /или дополнения его заявки, не может быть принят во внимание, так как предусмотренная закупочной докумен-тацией возможность запросить у участника дополнительные документы является правом, а не обязанностью закупочной комиссии и не освобождает участника от обязанности соблюдения требований закупочной документации к оформлению и подаче заявки.

        Согласно пунктам 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона  № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия ус-тановленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок.

        Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, ра-ботам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществ-лять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к уча-стникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (п. 6 ст. 3).

        В силу пункта 2 части 10 статьи 3 Закона №  223-ФЗ не допускается предъяв-лять к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмот-ренных документацией о закупке.

         Пунктом 3.1.2 Положения установлено, что организатор закупки в соответст-вии с настоящим Положением вправе устанавливать требования к процедуре за-купки, участникам процедур закупки, закупаемой продукции, условиям ее поставки и определить необходимые документы, подтверждающие (декларирующие) со-ответствие этим требованиям.

        При этом заказчик закупки в ходе ее подготовки, в числе прочего, в каждом случае заранее определяет требования к участникам; требования к составу и оформлению заявок (п. 3.2.1).

         Согласно пункту 13 Технического задания на поставку товара участник пред-варительного отбора должен отвечать требованиям по обладанию следующими профессиональными знаниями, опытом, и ресурсными возможностями (материаль-но-техническими, производственными, трудовыми), управленческой компетентно-стью - должен иметь опыт выполнения договоров (не менее 1) поставки продукции (топливо автомобильное - жд/цистерны) за последние 5 лет, при этом учитываются только выполненные участником договоры (с учетом правопреемственности).

        Одним из отборочных критериев оценки заявок участников (Приложение 3 за-купочной документации) является справка о выполнении аналогичных по характе-ру и объему поставок договоров. 

        Исходя из изложенного требования, установленные в документации о закупке  о наличии опыта и о критериях определения квалификации участников, соответст-вуют нормам Закона № 223-ФЗ. Данные требования не могут рассматриваться как противоречащие целям и принципам закупок, не являются дополнительными, а конкретизируют, каким конкретно требованиям должны соответствовать участники процедуры закупки, а право объективной оценки претендентов по этим критериям принадлежит заказчику. Критерии применялись в равной степени ко всем участникам закупки, применение данных критериев не препятствовало участию в закупке, не предрешало исход закупки и не создавали преимуществ конкретному лицу. Такие критерии позволили сопоставить поданные заявки на предмет их соот-ветствия требованиям, предъявляемым заказчиком для достижения цели договора, направлены на выбор победителем закупки того, кто может предоставить наилуч-шие условия оказания услуг.

         В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документа-ции о закупке должны быть установлены требования к качественным характери-стикам товара.

         Пунктом 13 Технического задания на поставку товара установлено, что в под-тверждение качества топлива автомобильного, его происхождения участник дол-жен представить документы (по своему усмотрению из перечисленных), выданные сертифицированной лабораторией:  действующие сертификаты соответствия, дей-ствующие декларации соответствия требованиям Технического регламента Тамо-женного союза, паспорта качества на произведённую в 2017 г. партию нефтепро-дуктов по техническим характеристикам, соответствующим требованиям, указан-ным в Приложении №1 технического задания.  

        В заседании Комиссии заявителем не отрицалось наличие договорных отно-шений с хозяйствующими субъектами, производящими или поставляющими топ-ливо, в связи с  необходимостью гарантированных поставок при условии заключе-ния договора. Соответственно, у каждого участника закупки имеется возможность получения необходимых документов.

         В материалы дела представлены заявки участников, в том числе заявителя, в состав которых входят требуемые закупочной документацией документы, что сви-детельствует об отсутствии препятствий в их получении и нарушении требований Закона № 223-ФЗ.

       Пунктом 2.5.1.1 закупочной документации установлено, что участвовать в предварительном отборе может любое юридическое лицо или несколько юридиче-ских лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от орга-низационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивиду-альный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, вы-ступающих на стороне одного участника закупки, из числа лиц, указанных в под-пункте 4.2.2 документации о закупке. Однако, чтобы претендовать на победу в предварительном отборе и получение права заключить с заказчиком договор, уча-стник предварительного отбора самостоятельно или коллективный участник дол-жен отвечать, в числе прочего, следующим требованиям - обладать необходимыми для исполнения договора финансовыми возможностями (отсутствие кризисного финансового состояния) (данный показатель оценивается в соответствии с Мето-дикой проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устой-чивости) участников закупочных процедур, участник закупки не должен обладать 4 (четырьмя) и более ограничивающими факторами, указанными в Методике про-верки ДРиФС.

         Пунктом 31.9.1 Приложения № 3  установлен один из критериев оценки  - на-личие судебных решений по искам третьих лиц в отношении дел, связанных с не-исполнением и/или ненадлежащим исполнением участником обязательств по дого-ворам, вынесенных за последний год до дня окончания подачи заявок не в пользу участника на общую сумму обязательств по указанным договорам в размере от 15% и более от установленной в документации о закупке НМЦ, в любом случае общая сумма таких обязательств не должна превышать 5 000 000,00 рублей с уче-том НДС (если иное не установлено в документации о закупке) – проверка осуще-ствляется по информационной базе сведений, расположенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: arbitr.ru (портал «Федеральные ар-битражные суды Российской Федерации»).

        В указанном критерии учитываются судебные акт, вступившие в законную си-лу, решение  по которым вынесено не в пользу участника, предметом судебного разбирательства являются неисполнение и/или ненадлежащее исполнение участни-ком договорных обязательств по любым сделкам, что является подтверждением наличия негативного опыта.

         Довод заявителя  о неправомерности ограничивающего фактора -  регистрации участника по адресу «массовой регистрации» подлежит отклонению, так как  ни одна заявка на участие в закупке не отклонена по основанию регистрации уча-стника по адресу «массовой регистрации».

        Пунктом 2.4.1 Методики проверки уставлено, что одним из критериев отбора, влияющим на допуск участника к процедуре закупки, является наличие у участника не более 3 (трех) ограничивающих факторов, установленных пунктом 2.5 методики. Таким образом, наличие судебных решений и  регистрации участника по адресу «массовой регистрации» не являются основанием для отклонения заявки участника. 

         Пунктом 2.9.10 закупочной документации установлено, что победители пред-варительного отбора обязаны в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты пуб-ликации протокола о подведении итогов закупки на официальном сайте предоста-вить Справку о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе ко-нечных), по форме в соответствии с пунктом 5.12 документации о закупке с при-ложением подтверждающих документов согласно перечню, установленному в Приложении 1 к указанной справке (пункт 5.12). 

        Указанное требование установлено  в письме о подаче оферты, согласно кото-рому участник подтверждает свое обязательство, в случае признания его победите-лем предварительного отбора, о раскрытии информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) в соответствии с документацией о закупке, что позволяет заказчику получить сведения о деловой репутации юридического лица, об уровне благонадежности, причастности к реест-ру недобросовестных поставщиков, подрядчиков, выявить признаки аффилирован-ности, конфликта интересов (между членами закупочной комиссии и участниками) и не противоречит требованиям Закона № 223-ФЗ. 

         Доводы заявителя о том, что  представление сведений о собственниках явля-ется отборочным критерием, отклоняются в связи с тем, что предоставление ука-занной информации осуществляется только победителями предварительного отбо-ра, в связи с чем данное условие подаче заявок не препятствует, участие в закупке не ограничивает, а отношения по обмену соответствующей информацией возника-ют исключительно между победителем конкурса и заказчиком на стадии подписа-ния рамочного соглашения, что никоим образом не может влиять на конкуренцию участников при проведении самой процедуры закупки.

         Пунктом 4.7.4 Положения установлено, что  решение о проведении предвари-тельного отбора принимается ЦЗК общества с указанием срока, в течение которого действуют результаты предварительного отбора.

        Согласно пункту 1.1. проекта рамочного договора поставки нефтепродуктов поставщик обязуется в течение 2018 года поставлять для нужд филиалов покупате-ля, а покупатель принимать и оплачивать мазут топочный, дизельное топливо,       что позволяет каждому участнику закупки определить в течение какого периода времени будут действовать обязательства по поставке товара, вытекающие из ра-мочного соглашения.

         Пунктом 2.11.1. закупочной документации установлено, что договор (рамоч-ное соглашение) между заказчиком и победителем(лями) предварительного отбора заключается в срок, указанный в извещении о закупке, но не ранее чем через 10 (десять) дней после публикации протокола выбора победителя(лей) предваритель-ного отбора, в связи с чем довод заявителя подлежит отклонению.

        При возникновении в соответствии с законодательством необходимости со-гласования, одобрения сделки с органами управления заказчика срок заключения договора определяется в соответствии с пунктом 2.11.1 документации о закупке с даты получения согласования, одобрения (п. 2.11.3), что свидетельствует об опре-деленности порядка исчисления срока для заключения договора.

        Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара содержит-ся в подпункте 2.4.1.1 в) пункта 2.4.1 документации о закупке, согласно  которому в составе заявки участник должен представить техническое предложение по форме 3, оформленное в соответствии с инструкциями пункта 5.3 документации о закупке.  Техническое предложение составляется участником с учетом всех позиций технических требований (приложение 1 к документации о закупке), в которых при-ведены характеристики необходимого заказчику топлива, предусматривает описа-ние предлагаемого участником к поставке топлива.

        Согласно пункту 7.10.2.3 Положения закупочная документация должна содер-жать, в числе прочего, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

        Пунктом 4.7.3 Положения установлено, что предварительный отбор для серии однотипных закупок, объединенных каким-либо классифицирующим признаком, проводится в целях отбора перечня поставщиков, соответствующих требованиям заказчика, для дальнейшего участия таких поставщиков в серии однотипных заку-пок.

        По результатам предварительного отбора составляется перечень квалифици-рованных участников (п. 7.10.10.1). При проведении закупки по результатам пред-варительного отбора ее организатор обязан пригласить всех участников, включен-ных в перечень квалифицированных, путем направления им одинакового письма-приглашения с приложением копии извещения (п. 7.10.10.2).

        Установленная разделом 7.10 Положения о закупке процедура предваритель-ного отбора предусматривает проверку участников отбора на предмет соответствия установленным документацией о закупке требованиям и не предусматривает на данном этапе оценку заявок в целях их ранжирования по степени предпочтитель-ности для заказчика в том значении, которое придается оценке и ранжированию заявок с использованием балльной системы либо определения победителя по наи-лучшей цене при проведении конкурса, запроса предложений, запроса котировок. Ранжирование заявок будет осуществляться при проведении второй стадии проце-дуры закупки – закрытый запрос цен, в котором и будет применен критерий оценки предпочтительности заявки в виде наилучшего ценового предложения участника, указана начальная (максимальная) цена договора.

        Условия и порядок проведения второго этапа закупки (закрытого запроса цен) содержатся в Положении о закупке и будут доведены до участников закупки путем размещения в единой информационной системе документации о закупке.

        Пунктом 2.9.7 закупочной документации установлено, что при проведении за-купки по результатам предварительного отбора ее организатор приглашает всех участников, включенных в перечень квалифицированных, для дальнейшего уча-стия.

         Включение в документацию предварительного отбора информации о порядке проведения закрытого запроса цен Положением не предусмотрено.

         Отборочные критерии, исходя из которых осуществляется проверка соответ-ствия участника закупки и его заявки установленным документацией о закупке требованиям, установлены приложением 3 к документации о закупке.

        Установленные в документации о закупке условия и порядок ее проведения в равной мере распространяются на всех участников закупки, каких-либо преиму-ществ либо необоснованных ограничений для подачи заявки не содержат.

Запросов о разъяснении порядка проведения предварительного отбора от уча-стников закупки не поступало, что свидетельствует о понимании закупочной про-цедуры.

Исходя из изложенного утверждение ОАО «Солид-товарные рынки» о несо-ответствии закупочной документации требованиям Закона № 223-ФЗ основано на предположении, поскольку второй этап закупки (закрытый запрос цен), в ходе про-ведения которой в единой информационной системе также будет размещаться до-кументация о закупке, содержащая критерии оценки заявок и порядок их примене-ния, начальную (максимальную) цену договора и иные условия ее проведения в со-ответствии с Положением, еще не проводился, в связи с чем основания для призна-ния жалобы общества в данной части обоснованной отсутствуют.

Пунктом 2.8.2 закупочной документации установлено, что в рамках отбо-рочной стадии закупочная комиссия проверяет правильность оформления заявок участников и их соответствие требованиям документации о закупке по существу;  соответствие участников предварительного отбора требованиям документации о закупке (в том числе, опыт, правоспособность, квалификация); соответствие пред-лагаемой продукции требованиям документации о закупке; соответствие предла-гаемых договорных условий требованиям документации о закупке по критериям, указанным в приложении 3 к документации о закупке.

По результатам проведения отборочной стадии закупочная комиссия вправе отклонить заявки, которые поданы участниками предварительного отбора, которые не отвечают требованиям настоящей документации о закупке; содержат предложе-ния, не соответствующие установленным условиям настоящей документации о за-купке; не содержат документов, требуемых в соответствии с условиями настоящей документации о закупке; содержат недостоверные сведения или намеренно иска-женную информацию или документы; поданы участниками предварительного от-бора, которые не согласились с предложениями закупочной комиссией по исправ-лению очевидных арифметических или грамматических ошибок в их заявках.

        Из приведенных положений закупочной документации следует, что при несо-ответствии заявки и (или) участника требованиям закупочной документации  заку-почная комиссия наделена правом отклонить заявку такого участника, условий о том, что при несоответствии заявки документации о закупке закупочная комиссия вправе допустить такую заявку к закупке в документации о закупке не содержится.

Материалами дела установлено, что все заявки, которые не соответствовали документации о закупке, были отклонены закупочной комиссией, в связи с чем до-вод заявителя подлежит отклонению.

        Пунктом 2.4.6.1 закупочной документации установлено, что участники предварительного отбора вправе обратиться к организатору предварительного отбора за разъяснениями закупочной документации. Организатор предварительного отбора принимает запросы на разъяснение закупочной документации с момента публикации извещения о закупке на официальном сайте (подпункт 4.2.12), но не позднее чем за 10 календарных дней до истечения срока подачи заявок (подпункт 4.2.15).

        Извещение о закупке размещено в единой информационной системе 14.11.2017, срок окончания подачи заявок 30.11.2017, соответственно, у любого заинтересованного лица имелось 5 календарных дней для направления организатору предварительного отбора запроса о разъяснении документации о закупке, установленный срок является вполне достаточным для выяснения участниками всех спорных моментов, связанных с применением закупочной документации. 

        Ссылка в подпункте 2.4.6.4 пункта 2.4.6 закупочной документации о том, что  разъяснения закупочной документации носят справочный характер и не накладывают на организатора (заказчика) предварительного отбора никаких обязательств соответствуют пункту 7.2.4 Положения, согласно которому  при подготовке разъяснений необходимо учитывать, что разъяснения не должны дополнять или изменять существенным образом условия документации о закупке и влиять на содержание заявки участника (в противном случае необходимо вносить изменения в документацию о закупке). Что не противоречит требованиям Закона № 223-ФЗ.

        Пунктом 2.11.2 закупочной документации установлено, что перед заключением договора победители предварительного отбора обязаны по запросу организатора (заказчика) предоставить на рассмотрение заказчику оригиналы и/или нотариально заверенные копии документов, указанных в пунктах 2.5.4.1 а), б), г) закупочной документации, и оригиналы и/или заверенные участниками копии документов, указанных в подпункте 2.5.4.1 в) закупочной документации, в целях подтверждения подлинности предоставленных в составе заявки электронных копий указанных документов, что не противоречит требованиям Закона № 223-ФЗ.

Доказательств, подтверждающих, что применение пункта 2.11.2 закупочной документации  привело к реальному нарушению прав конкретного участника за-купки заявителем не представлено.

Пунктом 7.10.10.5. Положения установлено, что дата и место подведения ито-гов предварительного отбора, указанные в извещении и документации о закупке, могут быть перенесены. Перенос оформляется в виде уведомления участников предварительного отбора организатором не позднее чем в течение трех календар-ных дней со дня принятия решения о переносе даты и места подведения итогов предварительного отбора.

         Пунктами 4.2.18, 4.2.19 информации о проводимом предварительном отборе закупочной документации установлены дата, время и место рассмотрения заявок, подведения итогов закупки, где также указано, что организатор по согласованию с заказчиком вправе, при необходимости, изменить данный срок.

Поскольку Положением и закупочной документацией установлена возмож-ность перенести срок подведения итогов предварительного отбора, довод жалобы об обратном отклоняется.

Пунктом 12 технического задания документации о закупке предусмотрено, что поставляемое топливо должно соответствовать требованиям Технического рег-ламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденно-го постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 118.

        Применение указанного Технического регламента осуществляется с учетом Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826 (далее – Технический регламент).

Согласно пункту 3.2 решения Комиссии Таможенного союза со дня вступле-ния в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее уста-новленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законода-тельством государства - члена Таможенного союза, не допускается.

Топливо, не соответствующее требованиям Технического регламента, не мо-жет получить положительное заключение в рамках подтверждения соответствия требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия, соответственно, не может быть введено в оборот на территории Таможенного сою-за, в том числе и на территории Российской Федерации (пункт 6.1 Технического регламента).

Запрет на обращение на территории Российской Федерации дизельного топ-лива класса К4 (содержание серы не более 50 мг/кг), содержащийся в Техническом регламенте, не свидетельствует о том, что к поставке будет предложено запрещен-ное к обращению топливо, поскольку в установленный в техническом задании до-кументации диапазон входит дизельное топливо класса К5, которое в силу пункта 7.4 Технического регламента не ограничено в обороте и в соответствии с приложе-нием 3 к регламенту имеет массовую долю серы не более 10 мг/кг.

        Доказательств, подтверждающих возможность поставки заказчику топлива, не соответствующего экологическому классу К5, заявителем в материалы дела не представлено.

        Пунктом 2.4.1.1 закупочной документации установлено, что участник предварительного отбора должен подготовить заявку, включающую, в том числе протокол разногласий по проекту договора (рамочного соглашения (форма 4)  по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в документации (п. 5.4).

 Согласно инструкции по заполнению протокола разногласий по проекту до-говора (рамочному соглашению) протокол разногласий заполняется как в случае наличия у участника предварительного отбора требований или предложений по изменению проекта договора, так и в случае отсутствия таких требований или предложений (п. 5.4.2.3).

В случае отсутствия у участника предложений по внесению изменений в про-ект договора, в таблице приводятся слова «Согласны с предложенным проектом договора» (п.5.4.2.4). 

В случае наличия у участника предварительного отбора предложений по вне-сению изменений в проект договора, участник предварительного отбора должен представить в составе своей заявки данный протокол разногласий. Условия дого-вора будут определяться в соответствии с пунктом 1.2.5 документации о закупке (п. 5.4.2.5).

Заказчик оставляет за собой право рассмотреть и принять перед подписанием договора предложения и дополнительные (не носящие принципиального характе-ра) изменения к договору. В случае если стороны не придут к соглашению об этих изменениях, стороны будут обязаны подписать договор на условиях, изложенных в документации о закупке и заявке победителя предварительного отбора (п.5.4.2.6).

В любом случае участник предварительного отбора должен иметь в виду, что предоставление участником предварительного отбора протокола разногласий по подготовленному заказчиком исходному проекту договора не лишает участника предварительного отбора и заказчика права обсуждать эти условия и изменять их в процессе преддоговорных переговоров для достижения соглашения в отношении изменения этих условий (п. 5.4.2.7).

Исходя из изложенного любой участник закупки при подаче заявки вправе предложить в протоколе разногласий свои условия исполнения договора, которые в равной мере будут оцениваться закупочной комиссией (заказчиком) при формиро-вании участником закупки коммерческого предложения по условиям исполнения договора, что соответствует требованиям Закона № 223-ФЗ.

Согласно протоколу от 20.17.2017 протокол разногласий представили ООО «Синергия Ойл Групп», ООО ТК «Петротрейд», остальные участники согласились с исходными условиями проекта рамочного соглашения.

Закупочная комиссия, рассмотрев представленные участниками протоколы разногласий,  не допустила предложенные обоими участниками редакции пунктов 5.6, 5.9, 8.2, и приняла редакции пунктов 1, 5.3, 5.7 проекта рамочного соглашения.

Довод заявителя о том, что заключение рамочных договоров  с этими участ-никами на условиях, отличных от условий рамочных договоров других участников, ставит их в неравные условия, подлежит отклонению, так как подавая заявку на участие в закупке, участники оценивают все риски, которые у них могут возникнуть в связи с исполнением договорных обязательств и учитывают такие риски при предложении конкретных договорных условий поставки товара, соответственно, те участники, которые выразили согласие с проектом рамочного соглашения без про-токола разногласий, посчитали его условия приемлемыми для исполнения.

        Частью 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на дей-ствия при проведении торгов, запроса котировок цен, запроса предложений, иных проводимых в соответствии с Законом №223-ФЗ закупок, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. 

         Из данной нормы следует, что не любые действия при проведении торгов, за-проса котировок, запроса предложений, иных закупок могут быть признаны нару-шающими антимонопольное законодательство, а только те, которые не соответст-вуют закону и негативным образом влияют на состояние конкуренции при прове-дении данных процедур.

        Приведенные в жалобе аргументы о несоответствии обжалуемых действий статье 17 Закона о защите конкуренции не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы, закупка проведена в соответствии с законом. Нарушений, повлиявших на результат закупки, заказчиком не допущено.

        В соответствии с частью 17 статьи 18.1  Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматри-вает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электрон-ной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рас-смотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нару-шения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного ор-гана принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

        По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонополь-ного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необосно-ванной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установле-ния иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходи-мости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 на-стоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

        На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

                                                   

                                                    РЕШИЛА:

 

         Признать жалобу ОАО «Солид-товарные рынки» на действия АО «РусГидро Снабжение», закупочной комиссии общества, АО «ДГК» при проведении предва-рительного отбора на право заключения рамочных соглашений (договоров постав-ки) об участии в закрытых запросах цен на поставку топлива для нужд АО «ДГК» (извещение № 31705686538) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны