Решение №б/н Решение по делу №8-01/36 в отношении ФГУП «ГУСС «Дальспецстр... от 1 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                

РЕШЕНИЕ

по делу №8-01/36

24 февраля  2016 года                                                                          г. Хабаровск

                          

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…> – заместителя руководителя Хабаровского УФАС России, начальника отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…> – заместителя начальника отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей от:

- ООО «Сибирская шинная компания» - уведомлено надлежащим образом, заявило ходатайство от 17.02.2016 №32-02/2016 о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя,

- ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» - <…> по доверенности от 13.01.2016 №4/61,

рассмотрев жалобу ООО «Сибирская шинная компания», материалы дела №8-01\36,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Сибирская шинная компания» на действия  ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России»  при проведении открытого запрсоа котировок в электронной форме на поставку автошин (извещение №31603218978).

Из жалобы следует, что организатор закупки не отказался от проведения запроса котировок до окончания срока приема котировочных заявок в соответствии с пунктом 31.6 Положения о закупках предприятия, по результатам закупки с обществом как с единственным допущенным к участию в запросе котировок, не проведены преддоговорные переговоры о снижении стоимости и не заключен договор поставки, не проведена повторная процедура запроса котировок, а объявлено о проведении закупки у единственного поставщика ООО «Дальневосточная торговая компания» (извещение №31603299971), о которой общество не уведомлено.

Представитель ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» с доводами жалобы не согласился, пояснив, что заявка ООО «Дальневосточная торговая компания» отклонена, запрос котировок признан несостоявшимся на основании документации о закупке. Комиссией по закупкам рекомендовано заключить договор с ООО «Сибирская шинная компания», но в соответствии с пунктом 30.2 Положения о закупках предприятия, утвержденного приказом от 28.04.2015 №292, процедура не является торгами, ее проведение не регулируется статьями 447-449 части 1 ГК РФ,  не накладывает на заказчика обязательства по заключению договора с рекомендованным комиссией участником. Пункт 31.6 Положения о закупках предприятия устанавливает право организатора отказаться от ее проведения в любой момент до срока окончания приема котировочных заявок с обоснованием своего решения. В жалобе общество приходит к ошибочному выводу о том, что заказчик должен провести переговоры о снижении стоимости либо заключить договор или провести повторную конкурентную процедуру, поскольку пунктом 30.22 Положения о закупках установлено право заказчика совершить перечисленные действия. В связи с уточнением технических характеристик заказчик воспользовался правом проведения закупки у единственного поставщика. В позиции №1 проекта договора  по закупке у единственного поставщика снижена норма послойности автомобильной шины. Проведенная заказчиком закупка у единственного поставщика (извещение №31603299971) на поставку шин для автомобильной  техники, выполняющей работы по строительству объектов Камчатского края, обусловлена возникновением срочной потребности в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Комиссия, заслушав пояснения представителя ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», рассмотрев материалы дела №8-01/36, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование  связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным  лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными  видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

        В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Статьей 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другим федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).

В силу пунктов 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора о закупке, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках (часть 5 статьи 4).

        20.01.2016 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» размещено извещение №31603218978 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку автошин в пределах города Петропавловска-Камчатского. Срок поставки – не более 20 рабочих дней с даты заключения договора. Объем поставки товара – в соответствии с технической частью закупочной документации. Начальная (максимальная) цена договора – 4 999 800,00 руб. с НДС. Срок подачи заявок продлевался. Дата окончания подачи заявок – 29.01.2016. Дата рассмотрения заявок - 02.02.2016.  Дата подведения итогов – 05.02.2016.

        В соответствии с пунктом 1.2. части 1 документации о закупке заказчик вправе на любом этапе отказаться от проведения запроса предложений, разметив извещение об отказе от проведения запроса котировок на официальном сайте закупок с обоснованием своего решения.  После наступления даты окончания приема заявок на участие заказчик вправе завершить процедуру закупки без определения победителя.

        В случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие соответствующей требованиям документации о закупке была признана только одна заявка на участие, запрос котировок признается не состоявшимся (подпункт 6.1.1.2 пункт 6.1 документации о запросе предложений).

        Как следует из пункта 6.1.4 документации о закупке, если после дня окончания срока подачи заявок на участие, указанного в извещении о продлении срока подачи заявок на участие, не подана дополнительно ни одна заявка на участие, а единственная поданная заявка на участие соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и содержит предложение о цене договора, не превышающее начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении и документации о закупке, заказчик вправе:

        - заключить договор с единственным участником закупки, подавшим такую заявку на участие, на условиях, предусмотренных документацией о закупке, и по цене, предложенной таким участником закупки в своей заявке на участие, также заказчик вправе провести с таким участником переговоры по снижению цены, представленной в заявке на участие, и заключить договор по цене, согласованной в процессе проведения преддоговорных переговоров (подпункт 6.1.4.1);

        - принять решение о проведении повторной процедуры закупки способом «открытый запрос котировок» при необходимости с изменением условий проводимого запроса котировок, препятствующих созданию конкурентной среды (подпункт 6.1.4.2).

        В установленный срок на участие в запросе котировок поступило две заявки – ООО «Дальневосточная торговая компания» с ценой предложения 3 943 220,00 руб. с НДС, ООО «Сибирская шинная компания» - 4 966 402,00 руб. с НДС. Заявка ООО «Дальневосточная торговая компания» отклонена от участия в закупке в связи  с тем, что порядок оплаты, указанный в заявке, на условиях 100% предоплаты, отличается от порядка оплаты, установленном пунктом 13 части 2 информационной карты документации о закупке, к участию допущена одна заявка, признанная соответствующей – ООО «Сибирская шинная компания», запрос котировок признан не состоявшимся. Конкурсная комиссия в соответствии  с пунктом 6.1.2 документации о закупке рекомендовала заказчику заключить договор на поставку автошин с единственно допущенным участником закупки ООО «СШК» с ценой договора 4 966 402,0 руб. с НДС и на условиях, предусмотренных заявкой на участие, извещением и документацией на проведение запроса котировок (протокол заседания конкурсной комиссии по закупкам от 02.02.2016 №044 ЗК-ЭТП).

        Договор с ООО «Сибирская шинная компания» по результатам запроса котировок не заключен.

        В соответствии с пунктом 30.2 раздела 30 Положения о закупках предприятия, утвержденного приказом от 28.04.2015 №292, процедура запроса котировок не является торгами и ее проведение не регулируется статьями 447-449 части 1 ГК РФ, не накладывает на заказчика обязательств по обязательному заключению договора с победителем запроса котировок или иным  его участником.  После наступления даты окончания приема котировочных заявок заказчик вправе завершить процедуру закупки без определения победителя (пункт 30.19 Положения).

        Исходя из пункта 30.22 Положения о закупках предприятия, заказчик наделен правом, а не обязанностью заключать договор по результатам проведенного запроса котировок с единственным допущенным к участию в закупке участником, а также правом провести повторную процедуру закупки способом запроса котировок.

Поскольку в соответствии с Положением о закупках предприятие не обязано  по результатам закупки проводить с единственным допущенным к участию в запросе котировок участником преддоговорные переговоры о снижении стоимости, заключить с ним договор, провести повторный запрос котировок, уведомлять о проведении закупки у единственного поставщика, доводы жалобы комиссией отклоняются.

        10.02.2016 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» размещено извещение №31603299971 о проведении закупки у единственного  поставщика ООО «Дальневосточная торговая компания» на поставку автошин для автомобильной техники, выполняющей работы по строительству. Начальная (максимальная) цена договора – 3 943 220,00 руб. с НДС. Срок поставки – 20 рабочих дней со дня подачи заявки покупателем. Наименование, технические и функциональные характеристики поставляемого товара содержится в спецификации, являющейся приложением к договору поставки.

        Как следует из протокола от 10.02.2016 №039ЕП/2016 по закупкам у единственного поставщика, поставка автошин для автомобильной техники, выполняющей работы по строительству объектов Камчатского края в рамках госконтракта от 05.08.2015, закупка осуществляется на основании пункта 33.3 Положения о закупках предприятия – возникновение срочной потребности в закупаемых товара (работах, услугах),  в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения. План закупки №2150142469, позиция плана 547.

        В качестве доказательства срочности закупки автошин у единственного поставщика представлено письмо врио начальника отдела механизации, автотранспорта и специальной техники предприятия от 04.02.2016, в соответствии с которым срочность закупки обусловлена прогрессирующим ростом цен на рынке сбыта автомобильных шин и повышением стоимости ставок  ввозных таможенных пошлин на автошины, ООО «ДВТК» участвовало в запросе котировок с наименьшей ценой договора и согласно осуществить поставку автошин без предоплаты.

        Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно разделу 33 Положения о закупках предприятия - это неконкурентный способ закупки, в результате которой организатор (заказчик) выбирает поставщика (исполнителя, подрядчика) без проведения конкурентных процедур размещения заказа. Закупка у единственного поставщика осуществляется заказчиком в случае возникновения срочной потребности в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения (пункт 33.3 Положения о закупках).

        Представленное в материалы дела письмо о росте цен на автошины не свидетельствует об отсутствии у предприятия реальной возможности осуществить закупку конкурентным способом.

        Иных доказательств наличия срочной потребности в товаре, препятствующей применению других видов процедур закупки, предприятием не представлено.

        Поскольку закупка у единственного поставщика не предполагает участия в ней на конкурентной основе всех заинтересованных лиц, применение данного способа закупки в отсутствие на то оснований противоречит  пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, так как ведет к необоснованному ограничению конкуренции.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.  

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Сибирская шинная компания» на действия закупочной комиссии ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» при проведении запроса котировок на поставку автошин  (извещение №31603218978) необоснованной.

2. Признать действия ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» в связи с проведением закупки на поставку автошин у единственного поставщика (извещение №3160329991) нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведении торгов.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №8-01/36

24 февраля 2016                                                                                            г. Хабаровск

 

        Комиссия Хабаровского УФАС России в составе: председатель Комиссии: <…> - заместитель руководителя, начальник отдела контроля органов власти; члены Комиссии: <…>– главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти, <…>– заместитель начальника отдела контроля органов власти, на основании своего решения от 24.02.2016 по делу № 8-01/36, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

            ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России»  в срок до «15» марта 2016 года совершить действия, направленные на устранение нарушения пункта 2  части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», допущенного при проведении закупки у единственного поставщика ООО «Дальневосточная торговая компания» на поставку автошин  (извещение №31603299971), с целью чего аннулировать данную закупку, а также исключить случаи проведения закупки у единственного поставщика в отсутствие документально подтвержденных на то оснований.

              О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России в пятидневный срок с даты его выполнения (с приложением подтверждающих документов).

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны