Решение №б/н Решение в отношении ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое... от 26 мая 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 8-01/28
г. Хабаровск
Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 25 мая 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <…> - заместитель руководителя
Управления, начальник отдела
контроля органов власти;
Члены Комиссии: <…> - ведущий специалист-эксперт
отдела контроля органов власти;
<…> - ведущий специалист-эксперт
отдела контроля органов власти;
в присутствии представителя:
ФГУП «ГУС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» - <…> (доверенность от 13.01.2016 № 4/61),
Генеральная прокуратура Российской Федерации, ООО «Дальстрой Интернешнл», уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание комиссии не обеспечили,
рассмотрев дело № 8-01/58 по признакам нарушения ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в осуществлении закупки на выполнение комплекса работ по монтажу окон на трансбондерной галерее и складе блоков РН у единственного поставщика (извещение № 31401466469),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступило обращение Генеральной прокуратуры Российской Федерации, связанное с действиями ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» при заключении договора подряда № 96/701-14-У от 04.09.2014 с ООО «Дальстрой Интернешнл» на выполнение комплекса работ по монтажу окон на трасбондерной галерее и складе блоков РН.
Из обращения следует, что предприятием необоснованно размещена закупка у единственного поставщика ООО «Дальстрой Интернешнл» со ссылкой на отсутствие возможности применения других видов процедур закупки по причине нехватки времени, необходимого для их проведения.
Заседание Комиссии откладывалось в связи с подготовкой заключения об обстоятельствах дела.
В заседании комиссии представитель предприятия поддержала позицию, изложенную в пояснении от 12.04.2016, пояснила, что закупка обусловлена необходимостью скорейшего выполнения работ, которые согласованы графиком.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (ч.ч. 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ).
Положением о закупках предприятия установлены способы закупок– открытый аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика (п. 15.1 раздела 7).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
28.08.2014 на официальном сайте Российской Федерации www. zakupki.gov.ru предприятием размещено извещение № 31401466469 о проведении закупки у единственного поставщика ООО «Дальстрой Интернешнл» на выполнение комплекса работ по монтажу окон на трасбондерной галерее и складе блоков РН. Начальная (максимальная) цена договора 55291456,00 рублей.
В протоколе осуществления закупки у единственного поставщика от 28.08.2014 № 749ЕП/2014, в качестве обоснования выбора способа закупки, приведена ссылка на пункт 9 статьи 22 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд предприятия, утвержденного начальником предприятия в редакции от 20.04.2014, а именно, возникают условия невозможности исполнения договорных обязательств заказчиком в установленный срок и для предотвращения последствий, необходимы определенные работы, приобретение которых конкурентными процедурами закупок в договорные сроки невозможно (срыв срока утвержденного графика строительства объекта и своевременного ввода объекта в эксплуатацию).
Закупочной комиссией единогласно принято решение о заключении договора подряда с ООО «Дальстрой Интернешнл», с обществом заключен договор 04.09.2014 № 96/701-14-У.
В приведенных в статьи 16 Положения о закупках терминах и определениях под закупкой у единственного поставщика понимается процедура закупки, при которой договор заключается без использования конкурентных процедур в случаях, определенных статьей 22 настоящего Положения.
Перечень оснований осуществления закупок у единственного поставщика предусмотрен статьёй 22 Положения, к числу которых относится возникновение условий невозможности исполнения договорных обязательств заказчиком в установленный срок и для предотвращения последствий, необходимы определенные работы, приобретение которых конкурентными процедурами закупок в договорные сроки невозможно (срыв срока утвержденного графика строительства объекта и своевременного ввода объекта в эксплуатацию) (п. 9).
Положением предусмотрены способы закупки – аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика (ст. 15 раздел 7).
В соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг в среднем срок проведения таких закупок, как запрос предложений, запрос котировок, составляет 23-25 дней.
Из письма начальника филиала «СУ № 701» ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» следует, что с просьбой о согласовании заключения договора путем проведения процедуры выбора единственного поставщика с ООО «Дальстрой Интернешнл» предприятие обратилось 06.08.2014. Договор с обществом заключен 04.09.2014.
Таким образом, у предприятия имелась возможность провести конкурентную процедуру закупки, а основания осуществления закупки у единственного поставщика отсутствовали.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности организации конкурентной процедуры закупки, предприятием не представлено.
Ссылка на график производства строительных работ не может быть принята, так как со дня его утверждения 11.04.2014 и до заключения спорного договора предприятие имело возможность провести конкурентную процедуру закупки.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен, запроса предложений и иных закупок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен, запроса предложений запрещено совершат действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4).
Закупка товара у единственного поставщика в отсутствие на то правовых оснований, создает преимущественные условия для такого поставщика в заключении договора, исключает возможность заинтересованных лиц претендовать на заключение соответствующего договора поставки в равных условиях, в связи с чем действия предприятия нарушают часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссией учтено, что по результатам проведенной закупки с ООО «Дальстрой Интернешнл» заключен договор, который к моменту рассмотрения дела исполнен в полном объеме. При таком положении выдача предписания не приведет к устранению допущенного нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать действия ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», выразившиеся в осуществлении закупки на выполнение комплекса работ по монтажу окон на трасбондерной галерее и складе блоков РН у единственного поставщика (извещение № 31401466469), нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. Предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.