Решение №б/н Решение и предписание в отношении ООО «Стоматологический гос... от 12 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

          
РЕШЕНИЕ 
по делу 04-5/47

25 апреля 2017 года                                                                    г.  Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:
<…>,
рассмотрев дело № 04-5/47 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Стоматологический госпиталь» рекламы с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,  в присутствии <…>, 
УСТАНОВИЛА:

При осуществлении государственного надзора за соблюдением требований рекламного законодательства 15 марта 2017 г.  на территории г. Хабаровска на пересечении улиц имени лейтенанта Орлова – Лермонтова  отслежена наружная реклама  следующего содержания: «Мой любимый стоматолог. Имплантация, протезирование зубов. 60-6666. Ул.  Карла Маркса  107 д. Вставляем с гарантией. Имеются противопоказания. Требуется консультация врача». 
Срок распространения рекламы с 09.03.2017 г. по 31.12.2017 г.
В рекламе содержится пиктограмма (знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Википедия), изображающая врача и пациентку в  неоднозначном положении.      
Образ, используемый в рекламе, в комплексе со слоганом  «Вставляем с гарантией» может восприниматься, как унижающий и непристойный, содержащий этическую некорректность в отношении пола.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Таким образом, данное положение Федерального закона «О рекламе» запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения.
В соответствии с письмом ФАС России от 29 апреля 2013 г. № АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.
Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, поэтому для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.
 Таким образом, поскольку изображение в рекламе  двусмысленно может восприниматься как целевой аудиторией потребителей рекламы, так и обычными прохожими, для подтверждения предположения об оскорбительности образа (врача и пациентки) и выражения («вставляем с гарантией») антимонопольным органом с 20.03.2017 г. по 31.03.2017 г.   на сайте Хабаровского  УФАС России  в сети Интернет проведен опрос потребителей относительно восприятия ими рекламы «Вставляем с гарантией»  с целью    определения  наличия в ней  непристойных,  оскорбительных образов и выражений.
Опрос, в котором участвовало 389 человек, отражает следующее  отношение потребителей к данной рекламе: 
Относительно непристойности и оскорбительности выражения «Вставляем с гарантией».
- 53,0 %  респондентов считают, что выражение является непристойным;    
- 37,8% -  считают его оскорбительным.  
Относительно непристойности и оскорбительности образа, содержащегося в криптограмме: 
- 60,8%   опрошенных высказали мнение,  что реклама содержит непристойный образ;
- 39,5% воспринимают образ как оскорбительный.
     Следовательно,  мнение большинства (более 50% от общего числа опрошенных)  свидетельствует о наличии в рекламе непристойного образа и выражения  и значимое количество потребителей, участвующих в опросе (около 40%)  считают, что реклама содержит оскорбительные выражения и оскорбительный образ.
  В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда (№ 58     от 8 октября 2012 г.) «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» при решении вопроса об отнесении тех или иных слов к числу бранных или образов, сравнений и выражений к числу непристойных (то есть крайне предосудительных и недопустимых ввиду неприличия) и (или) оскорбительных (то есть способных причинить обиду) специальных знаний, как правило, не требуется.
     Следовательно, мнение потребителей о некорректности данной рекламы свидетельствует о нарушении части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
     Кроме того, непристойное содержание рекламы с использованием провоцирующих приемов (двусмысленного образа и слогана «Вставляем с гарантией») усиливает тот факт,   что информация размещена  на наружной рекламе и является доступной для свободного обозрения для всех категорий граждан, включая несовершеннолетних.
     В процессе подготовки материалов данного дела в Хабаровское УФАС России поступили обращения  (вх.  № 4/3899 от 17.04.2017 г. и № 4/3900 от 17.04.2017 г.) с просьбой принять меры административного воздействия  к владельцу  рекламы  «Вставляем с гарантией», поскольку рекламный текст и изображение в совокупности носят    порнографический характер, а рекламный объект  находится в зоне свободного доступа для детей.  
    Данные обращения являются дополнительным подтверждением о наличии в рекламе стоматологического госпиталя  нарушений общепринятых моральных норм.
    При рассмотрении дела представитель ООО «Стоматологический госпиталь» признала допущенные нарушения рекламного законодательства, указав при этом, что подобная реклама распространена на территории других городов, поэтому такой резонанс на рекламу в Хабаровске вызывает удивление.
                     Комиссией отмечено, что отношения в сфере этики и морали рекламы должны быть предметом в первую очередь общественного контроля и выступать основным элементом саморегулирования рекламы, поэтому реклама стоматологического госпиталя «Вставляем с гарантией»,  вызвав у общественности негативное отношение, послужила основанием для обращения потребителей в антимонопольный орган.
     На территории других субъектов РФ подобная реклама пресечена.
     В соответствии с частью  6 статьи  38 ФЗ «О рекламе»  ответственность за нарушение части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»   несет рекламодатель.
    Рекламодателем, в интересах которого размещена реклама, является ООО «Стоматологический госпиталь», что подтверждается договором № 537-Х на оказание услуг по распространению рекламно-информационных материалов наружной рекламы, заключенным названным обществом с ООО «Восток Мастер» и платежным поручением № 85 от 07.03.2017 г. 
               Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу: «Мой любимый стоматолог. Имплантация, протезирование зубов. 60-6666. Ул.  Карла Маркса  107 д. Вставляем с гарантией. Имеются противопоказания. Требуется консультация врача»,  размещенную   на территории г. Хабаровска на пересечении улиц имени лейтенанта Орлова – Лермонтова, поскольку в ней  нарушены требования части 6    статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Стоматологический госпиталь»  обязательное  для исполнения предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе. 
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

   Решение изготовлено в полном объеме 25 апреля 2017 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд  в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 Предписание   
о прекращении нарушения законодательства 
Российской Федерации о рекламе

25 апреля 2017 года                                                                 г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе  в составе:
<…>
на основании своего решения от 25 апреля 2017 года по  делу  № 04-5/47 о признании ненадлежащей рекламы «Мой любимый стоматолог. Имплантация, протезирование зубов. 60-6666. Ул.  Карла Маркса  107 д. Вставляем с гарантией. Имеются противопоказания. Требуется консультация врача»,  размещенной   на территории г. Хабаровска на пересечении улиц имени лейтенанта Орлова – Лермонтова   и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, 
    
ПРЕДПИСЫВАЕТ:

        1. ООО «Стоматологический госпиталь»  (ИНН 2723171509, место нахождения: 680023, г. Хабаровск, ул. Краснореченская, д. 149) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить размещение любым способом, с использованием любых средств, в том числе,  наружной рекламы на пересечении улиц имени лейтенанта Орлова – Лермонтова, в которой содержатся непристойные и оскорбительные образы и выражения.

2. ООО «Стоматологический госпиталь»  (ИНН 2723171509, место нахождения: 680023, г. Хабаровск, ул. Краснореченская, д. 149)  представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15.05.2017 года.
 В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  наложить на юридических лиц штраф в размере  от трехсот до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны