Предупреждение №б/н Предупреждение Комитету по управлению муниципальным имуществ... от 15 ноября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
о прекращении действий (бездействия), об изменении актов, которые со-держат признаки нарушения антимонопольного законодательства
Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев поступившие из прокуратуры Хабаровского края материалы в связи с продажей 22.12.2016 <…> муниципального имущества (станция биологической очистки, канализационных насосных станций, расположенных по ул. Воспоминаний, 1, в г. Хабаровске, канализационных сетей, протяженностью 908 м., расположенных в г. Хабаровске), сообщает следующее.
Пунктом 1.2 приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района (далее – Комитет) от 21.11.2016 №286/1 изменен состав уставного фонда МУП «Районные электрические сети», в состав имущества предприятия в соответствии с приложением №1 к указанному приказу включены:
- канализационные сети протяженностью 908 м., расположенные в Же-лезнодорожном районе города Хабаровска от домов №№42, 44, 46, 48, 50, 62, 64, по ул. Горького, от дома №11 по ул. Полевой, от домов №9,7,5,3,1 по ул. Воспоминаний, 1, через КНС 1, через КНС 2, через станцию биологической очистки, через отстойник в канал;
- канализационная насосная станция нежилого назначения, площадью 42,2 кв.м., 1 этаж, расположенная в городе Хабаровске, 30 м. на запад от жилого дома, расположенного по ул. Воспоминаний, 1;
- канализационная насосная станция нежилого назначения, площадью 34, кв.м., расположенная в городе Хабаровске, 250 м. на северо-запад от жилого дома по ул. Воспоминаний, 1;
- станция биологической очистки нежилого назначения площадью 94,5 кв.м., 1 этаж, расположенная в городе Хабаровске, 270 м. на северо-запад от жилого дома по ул. Воспоминаний, 1.
Приказом Комитета от 21.11.2016 №289 указанное имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения, акт приема-передачи указанного имущества предприятию подписан между Комитетом и директором предприятия 21.11.2016.
20.12.2016 письмом №01-21/4413 Комитет дает согласие на продажу ука-занного муниципального имущества.
22.12.2016 предприятием и <…>без проведения конкурентных процедур заключен договор №4 купли-продажи указанного муниципального имущества, в состав продаваемого имущества земельный участок не включен. Стоимость договора – 4 225 798 руб. с НДС 18% - 664 614 руб., из них станция биологиче-ской очистки продана за 1 442 314 руб.. канализационная насосная станция площадью 42,2 кв.м. – 697 616 руб., канализационная насосная станция площадью 34,3 кв.м.- 745 388 руб., канализационные сети протяженностью 908 м. – 1 340 480 руб. Акт приема-передачи имущества сторонами подписан 06.02.2016 (со слов представителя предприятия, это опечатка, акт приема-передачи имущества подписан 06.02.2017, то есть после произведенной оплаты).
Право хозяйственного ведения зарегистрировано в Управлении Росреестра 30.12.2016 после заключения договора купли-продажи.
В соответствии с письмо оценщика рыночная общая стоимость объектов вместе с земельным участком площадью 448 кв.м., расположенным в 30 м. на запад от жилого дома по ул. Воспоминаний, 1, в городе Хабаровске, составляет 4 041 984,00 руб., из них стоимость канализационных сетей - 1 136 000,00 руб., канализационной насосной станции площадью 42,2 кв.м. - 591 200,00 руб., ка-нализационной насосной станции площадью 34,30 кв.м. – 631 684,00 руб., станции биологической очистки – 1 222 300,00 руб., земельного участка – 460 800,00 руб.
Согласно платежному поручению от 23.12.2016, <…> за очистные соору-жения МУП «РЭС» уплачено 423 000 руб., платежному поручению от 02.02.2017 уплачено 2 500 000 руб. по договору от 22.12.2016 №4, от 03.02.2017 – 300 000 руб., 08.02.2017 – 1 003 000 руб., всего уплачено - , при этом оплата согласно пункта 3.2 договора должна быть произведена в течение тридцати календарных дней с момента подписания договора.
Согласно пункту 3.1 договора, покупатель вносит предоплату на расчет-ный счет продавца в размере 50% от стоимости договора в течение трех рабо-чих дней с момента подписания договора сторонами.
То есть сроки оплаты, установленные договором, покупателем не соблю-дены.
Частью 2 статьи 3Федерального закона от 21 декабря 2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации) установлено, что его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Способы приватизации государственного и муниципального имущества установлены статьей 13 Закона о приватизации, при этом согласно части 5 ука-занной статьи приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федераль-ным законом.
В силу части 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Согласно последней редакции устава МУП «РЭС», утвержденной Коми-тетом 11.07.2016, предприятие является коммерческой организацией (пункт 1.5), имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (пункт 1.7), предприятие создано в целях приведения в надлежащее состояние электрических сетей и трансформаторных подстанций, содержания электрических сетей, расположенных на территории Хабаровского муниципального района и дальнейшей их эксплуатации в соответствии с правилами устройства и эксплуатации электроустановок, решения социальных задач, удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли (пункт 2.1).
Пунктом 2.2. устава определены основные виды деятельности предпри-ятия, осуществление видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведе-ния к основным видам деятельности предприятия не отнесено.
Пунктом 5 устава установлено, что предприятие осуществляет разработку и мероприятия, обеспечивающие максимальную эффективность деятельности по сбыту энергетических ресурсов, указанным пунктом предусмотрено устройство наружных сетей водопровода, канализации, теплоснабжения.
Пункт 4 устава предусматривает консалтинг, энергосервис, сопровожде-ние внедрения энергосберегающих проектов. Здесь же указано, что предприятие выполняет работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения. Также указано, что предприятие может осуществлять забор, очистку и распределение воды, сбор и обработку сточных вод, строительство инженерных коммуника-ций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжение.
Вместе с тем в письме МУП «РЭС» от 18.09.2017 №55-3 за подписью директора предприятия указано, что содержание и эксплуатация канализационных сетей, канализационных насосных станция, станции биологической очистки и земли под этими сооружениями, переданными в уставной фонд предприятия, не являются уставной целью учреждения предприятия. Обязанность собственника отдельно указывать цели использования при передаче в хозяйственное ведение муниципальному предприятию имущества законодательством не предусмотрена.
Таким образом, анализ устава предприятия позволяет сделать вывод о том, что указание в пункте 4 устава на возможность осуществления предпри-ятием забора, очистки и распределения воды, сбора и обработки сточных вод, строительства инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоот-ведения, газоснабжение, является мерой, направленной на передачу муниципального имущества в хозяйственное ведение с последующей его продажей путем ухода от торгов, обязательных в соответствии с Законом о приватизации.
Не имеет правового значения факт отсутствия в письменном согласии Комитета от 20.12.2016 №01-21/4413 указания на ФИО покупателя муници-пального имущества, поскольку из хронологической последовательности сделок следует их взаимосвязанность, существенное значение имеет срочный характер заключенной сделки.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически имущество, переданное предприятию в хозяйственное ведение, не предполага-ло намерения для возникновения права хозяйственного ведения с целью использования этого имущества предприятием для ведения своей уставной деятельности, а являлось необходимым звеном (действием) в схеме по продаже муниципального имущества в обход статей 2, 13 Закона о приватизации. Факт поспешной продажи (с даты передачи в хозяйственное ведение, получения согласия на сделку до даты заключения договора купли-продажи прошло всего тридцать два дня) свидетельствует также о том, что хозяйствующий субъект – покупатель был известен заранее, цель этих сделок направлена на сокрытие сделки приватизации имущества на выгодных для покупателя условиях – в рассрочку.
В силу пункта 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка – это сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, в связи с чем притворная сделка ничтожна.
Таким образом, передача имущества предприятию без цели его использо-вания в своей уставной деятельности, короткий промежуток времени между передачей имущества, дачей согласия на продажу и регистрации права хозяйственного ведения за предприятием после заключения договора купли-продажи носят притворный характер и прикрывают сделку по отчуждению имущества в собственность физического лица в нарушение законодательства о приватизации.
Отсутствие переписки между сторонами взаимосвязанных сделок не мо-жет свидетельствовать о недоказанности такой притворности.
Следовательно, сделка по продаже <…>указанного имущества не может быть признана законной.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим их функции органам или организациям запрещается принимать акты и осуществ-лять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограни-чению, устранению конкуренции.
Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
К признакам ограничения конкуренции пунктом 17 статьи 4 Закона о за-щите конкуренции отнесены сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Приведенный перечень не является исчерпывающим.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов (публичных процедур), подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведе-ние, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Следовательно, в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района, МУП «Районные электрические сети» путем продажи муниципального имущества без проведения конкурентных процедур имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на рынке по оказанию услуг в сфере водоснабжения и водоотведения объектов муниципальной собственности, поскольку только при соблюдении публичных процедур хозяйствующие субъекты имеют равную возможность реализовать свое право на получение таких объектов в пользование, выявленные факты нарушений создают реальную угрозу для конкуренции, препятствуют доступу хозяйствующих субъектов на товарный рынок.
В связи с наличием в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района, МУП «Районные электрические сети» признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в продаже <…> муниципального имущества (станция биологической очистки, канализационных насосных станций, расположенных по ул. Воспоминаний, 1, в г. Хабаровске, канализационных сетей, протяженностью 908 м., расположенных в г. Хабаровске), Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанного нарушения путем совершения действий по изъятию имущества из собственности <…> (отмены пункта 1.2 приказа Комитета от 21.11.2016 №286/1 об изменении уставного фонда предприятия (в части, касающейся имущества, указанного в приложении №1 к данному приказу), отмены приказа от 21.11.2016 №289 о закреплении за предприятием имущества на праве хозяйственного ведения, отмены согласия Комитета по продажу имущества письмом от 20.12.2016 №01-21/4413, расторжения договора №4 купли-продажи от 22.12.2016, возврата денежных средств <…>, возврата имущества в муниципальную собственность) в срок до «25» декабря 2017 года.
О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
В соответствии с частями 7,8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.