Предупреждение №б/н Предупреждение Комитету по управлению муниципальным имуществ... от 15 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 
о прекращении  действий (бездействия), об изменении  актов, которые со-держат признаки нарушения  антимонопольного законодательства 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев поступившие из прокуратуры Хабаровского края  материалы в связи с продажей 22.12.2016 <…> муниципального имущества (станция биологической очистки, канализационных насосных станций, расположенных по ул. Воспоминаний, 1, в г. Хабаровске,  канализационных сетей, протяженностью 908 м., расположенных в г. Хабаровске), сообщает следующее.  
Пунктом 1.2 приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района (далее – Комитет) от 21.11.2016 №286/1 изменен состав уставного фонда МУП «Районные электрические сети», в состав имущества предприятия в соответствии с приложением №1 к указанному приказу  включены:
-  канализационные сети протяженностью 908 м., расположенные в Же-лезнодорожном районе города Хабаровска от домов №№42, 44, 46, 48, 50, 62, 64, по ул. Горького, от дома №11 по ул. Полевой, от домов №9,7,5,3,1 по ул. Воспоминаний, 1, через КНС 1, через КНС 2, через станцию биологической очистки, через отстойник в канал; 
- канализационная насосная станция нежилого назначения, площадью 42,2 кв.м., 1 этаж, расположенная в городе Хабаровске, 30 м. на запад от жилого дома, расположенного по ул. Воспоминаний, 1;
- канализационная насосная станция нежилого назначения, площадью 34, кв.м., расположенная в городе Хабаровске, 250 м. на северо-запад от жилого дома по ул. Воспоминаний, 1;
- станция биологической очистки нежилого назначения площадью 94,5 кв.м., 1 этаж, расположенная в городе Хабаровске, 270 м. на северо-запад от жилого дома по ул. Воспоминаний, 1.
Приказом Комитета от 21.11.2016 №289 указанное имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения, акт приема-передачи указанного имущества предприятию подписан между Комитетом и директором предприятия 21.11.2016. 
20.12.2016 письмом №01-21/4413 Комитет дает согласие на продажу ука-занного муниципального имущества.
22.12.2016 предприятием и <…>без проведения конкурентных процедур заключен договор №4 купли-продажи указанного муниципального имущества,  в состав продаваемого имущества  земельный участок не включен. Стоимость договора – 4 225 798 руб. с НДС 18% - 664 614 руб., из них станция биологиче-ской очистки продана за 1 442 314 руб.. канализационная насосная станция  площадью 42,2 кв.м. – 697 616 руб., канализационная насосная станция  площадью 34,3 кв.м.- 745 388 руб., канализационные сети протяженностью 908 м. – 1 340 480 руб. Акт приема-передачи имущества сторонами подписан 06.02.2016 (со слов представителя предприятия, это опечатка, акт приема-передачи имущества подписан 06.02.2017, то есть после произведенной оплаты).
Право хозяйственного ведения зарегистрировано в Управлении Росреестра 30.12.2016 после заключения договора купли-продажи.
В соответствии с письмо оценщика рыночная общая стоимость объектов вместе с земельным участком площадью 448 кв.м., расположенным в 30 м. на запад от жилого дома по ул. Воспоминаний, 1, в городе Хабаровске, составляет 4 041 984,00 руб., из них стоимость канализационных сетей - 1 136 000,00 руб., канализационной насосной станции площадью 42,2 кв.м. -  591 200,00 руб., ка-нализационной насосной станции площадью 34,30 кв.м. – 631 684,00 руб., станции биологической очистки – 1 222 300,00 руб., земельного участка – 460 800,00 руб.
Согласно платежному поручению от 23.12.2016, <…> за очистные соору-жения МУП «РЭС» уплачено 423 000 руб., платежному поручению от 02.02.2017 уплачено 2 500 000 руб. по договору от 22.12.2016 №4, от 03.02.2017 – 300 000 руб., 08.02.2017 – 1 003 000 руб., всего уплачено - , при этом оплата согласно пункта 3.2 договора должна быть произведена в течение тридцати календарных дней с момента подписания договора.
Согласно пункту 3.1 договора, покупатель вносит предоплату на расчет-ный счет продавца в размере 50% от стоимости договора  в течение трех рабо-чих дней с  момента подписания договора сторонами.
То есть сроки оплаты, установленные договором, покупателем не соблю-дены.
Частью 2 статьи 3Федерального закона от 21 декабря 2001  №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации) установлено, что его действие   не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении. 
  Способы приватизации государственного и муниципального имущества установлены статьей 13 Закона о приватизации, при этом согласно части 5 ука-занной статьи приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федераль-ным законом.
В силу части 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»  движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Согласно последней редакции устава МУП «РЭС», утвержденной Коми-тетом 11.07.2016, предприятие является коммерческой организацией (пункт 1.5), имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (пункт 1.7), предприятие создано в целях приведения в надлежащее состояние электрических сетей и трансформаторных подстанций, содержания электрических сетей, расположенных на территории Хабаровского муниципального района и дальнейшей их эксплуатации в соответствии с правилами устройства и эксплуатации электроустановок, решения социальных задач, удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли (пункт 2.1). 
Пунктом 2.2. устава определены основные виды деятельности предпри-ятия, осуществление видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведе-ния к основным видам деятельности предприятия не отнесено.
Пунктом 5 устава установлено, что предприятие осуществляет разработку и мероприятия, обеспечивающие максимальную эффективность деятельности по сбыту энергетических ресурсов, указанным пунктом предусмотрено устройство наружных сетей   водопровода, канализации, теплоснабжения.
Пункт 4 устава предусматривает консалтинг, энергосервис, сопровожде-ние внедрения энергосберегающих проектов. Здесь же указано, что предприятие выполняет работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения. Также указано, что предприятие может осуществлять забор, очистку и распределение воды, сбор и обработку сточных вод, строительство инженерных коммуника-ций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжение.
Вместе  с тем в письме МУП «РЭС» от 18.09.2017 №55-3 за подписью директора предприятия   указано, что содержание и эксплуатация канализационных сетей, канализационных насосных станция, станции биологической очистки и земли под этими сооружениями, переданными в уставной фонд предприятия, не являются  уставной целью учреждения предприятия. Обязанность собственника отдельно указывать цели использования при передаче в хозяйственное ведение муниципальному предприятию имущества законодательством не предусмотрена. 
Таким образом, анализ устава предприятия позволяет сделать вывод о том, что указание в пункте 4 устава на возможность осуществления предпри-ятием  забора, очистки и распределения воды, сбора и обработки сточных вод, строительства инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоот-ведения, газоснабжение, является мерой, направленной на передачу муниципального имущества в хозяйственное ведение с последующей его продажей путем ухода от торгов, обязательных в соответствии с  Законом о приватизации. 
Не имеет правового значения факт отсутствия в письменном согласии Комитета от 20.12.2016 №01-21/4413 указания на ФИО покупателя муници-пального имущества, поскольку из хронологической последовательности сделок следует их взаимосвязанность, существенное значение имеет  срочный характер  заключенной сделки.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически имущество, переданное предприятию  в хозяйственное ведение, не предполага-ло намерения для возникновения права хозяйственного ведения с целью использования этого имущества  предприятием для ведения своей уставной деятельности, а являлось необходимым звеном (действием) в схеме по продаже муниципального имущества в обход статей 2, 13    Закона о приватизации. Факт поспешной продажи (с даты передачи в хозяйственное ведение, получения согласия на сделку до даты заключения договора купли-продажи прошло всего тридцать два дня) свидетельствует также о том, что    хозяйствующий субъект – покупатель был известен   заранее, цель этих сделок направлена на сокрытие сделки приватизации имущества на выгодных для покупателя условиях – в рассрочку. 
В силу пункта 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка – это  сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, в связи  с чем притворная сделка ничтожна. 
Таким образом, передача имущества предприятию без цели его использо-вания в своей уставной деятельности, короткий промежуток времени между передачей имущества, дачей согласия на продажу и   регистрации права хозяйственного ведения за предприятием после заключения договора купли-продажи носят притворный характер и прикрывают сделку по отчуждению имущества в собственность физического лица в нарушение законодательства о приватизации.
Отсутствие переписки между сторонами взаимосвязанных сделок не мо-жет свидетельствовать о недоказанности такой притворности.
Следовательно, сделка по продаже   <…>указанного имущества не может быть признана законной.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим их функции органам или организациям запрещается принимать акты и осуществ-лять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограни-чению, устранению конкуренции. 
Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
К признакам ограничения конкуренции пунктом 17 статьи 4 Закона о за-щите конкуренции отнесены сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Приведенный перечень не является исчерпывающим.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов (публичных процедур), подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведе-ние, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Следовательно, в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района,  МУП «Районные электрические сети» путем продажи муниципального имущества без проведения конкурентных процедур имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на рынке по оказанию услуг в сфере водоснабжения и водоотведения объектов муниципальной собственности, поскольку только при соблюдении публичных процедур хозяйствующие субъекты имеют равную возможность реализовать свое право на получение таких объектов в пользование, выявленные факты нарушений создают реальную угрозу для конкуренции, препятствуют доступу хозяйствующих субъектов на товарный рынок. 
В связи с наличием в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района,  МУП «Районные электрические сети» признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,   выразившихся в продаже <…> муниципального имущества (станция биологической очистки, канализационных насосных станций, расположенных по ул. Воспоминаний, 1, в г. Хабаровске,  канализационных сетей, протяженностью 908 м., расположенных в г. Хабаровске), Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанного нарушения путем совершения действий по изъятию имущества из собственности <…> (отмены пункта 1.2 приказа Комитета от 21.11.2016 №286/1 об изменении уставного фонда предприятия (в части, касающейся имущества, указанного в приложении №1 к данному приказу), отмены приказа от 21.11.2016 №289 о закреплении за предприятием имущества на праве хозяйственного ведения, отмены согласия Комитета по продажу имущества письмом от 20.12.2016 №01-21/4413, расторжения договора №4 купли-продажи от 22.12.2016,  возврата денежных средств <…>,   возврата имущества  в муниципальную собственность) в срок до «25» декабря 2017 года.
О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
В соответствии с частями 7,8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны