Решение №б/н Решение и предписание в отношении администрации г. Николаевс... от 27 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ 

по делу 8-01/346

 

27 декабря 2017 года                                                                           г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаров-скому краю в составе: <….>,

в присутствии представителя:

<….>,

Администрация городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» - уве-домленная о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, явку своих представите-лей в заседание комиссии не направила, заявила ходатайство о рассмотрении жало-бы в отсутствие своего представителя,

рассмотрев жалобу ООО «Мой дом» на действия администрация городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», материалы дела 8-01/346,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Мой дом» на действия администрации г. Николаевска-на-Амуре при проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций  для управления многоквартирными домами на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» по лотам №№ 198-206 (извещение № 091117/0124938/01).

Из жалобы общества следует, что конкурс проводится при наличии дейст-вующих договоров управления, заключенных с МУП «Управляющая компания» сроком на три года в соответствии с постановлением администрации от 01.12.2016 № 840. Администрации  направлено письмо об исключении из конкурсной массы домов, расположенных по ул. Гоголя, 28 (лот № 200), ул. Володарского, 17А (лот № 01) в г. Николаевск-на-Амуре в связи с выбором и реализацией способа управ-ления и управляющей компании «Мой дом», администрация отказалась исключать указанные лоты из конкурсной массы в связи с приостановлением конкурса.

В заседании комиссии представитель общества на доводах жалобы настаивал.

Администрация в представленном отзыве с жалобой не согласилась, пояснив, что в целях исполнения предупреждения Хабаровского УФАС России постановле-нием администрации от 14.12.2017 № 840 признано утратившим силу постановле-ние от 01.12.2016 № 840, администрацией проводится открытый конкурс по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами по лотам №№ 153-168, 170. В адрес управляющей компании МУП «Управляющая компания» направлены дополнительные соглашения о расторжении договоров управления по указанным лотам. 

Заслушав представителя ООО «Мой дом», рассмотрев материалы дела, комис-сия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). 

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки,  конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов,  заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несосто-явшимися.

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами,  подавшими заявки на участие в торгах,  а в случае,  если такое обжалова-ние  связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами по-рядка размещения информации о проведении торгов,  порядка подачи заявок на участие в торгах,  также иным  лицом (заявителем),  права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка ор-ганизации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение организатором торгов,  электронной площадкой,  конкурсной или аукционной комиссией установ-ленной законодательством Российской Федерации процедуры организации и про-ведения торгов,  процедуры заключения договоров по результатам торгов.

Частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее –ЖК РФ) установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего соб-рания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей орга-низации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственни-ками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим до-мом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализо-вано (ч. 4 ст. 161).

Частью 1 статьи 162 ЖК РФ установлено, что договор управления многоквар-тирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными до-мами в соответствии с требованиями ЖК РФ, в письменной форме или в электрон-ной форме с использованием системы путем составления одного документа, под-писанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником по-мещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую до-кументацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким до-мом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества соб-ственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходи-мые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному по-требительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким до-мом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собст-веннику помещения в таком доме (ч. 10 ст. 162).

В соответствии с пунктом 6 Правил проведения органом местного самоуправ-ления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Россий-ской Федерации от 06.02.2006 № 75 (далее – Правила) конкурс проводится на пра-во заключения договоров управления многоквартирным домом либо на право за-ключения договоров управления несколькими многоквартирными домами. 

В случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в много-квартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реали-зовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается (п. 39).

18.10.2016 администрацией на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение № 181016/0124938/01 о проведении конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», конкурсная документация. Дата окончания подачи заявок – 22.11.2016, дата проведения конкурса – 01.12.2016.

По лотам №№ 153 – 156, 161, 162, 164-167, 170 заявок не поступило (протокол от 22.11.2016 № 1). По лотам №№ 157-160, 163, 168 подана заявка ООО «Мой дом». Заявка ООО «Мой дом» признана не соответствующей  требованиям к претенденту, установленным подпунктом 5 пункта 15 Правил № 75, а именно кредиторская задолженность у претендента за последний завершенный отчетный период по данным бухгалтерской отчётности (бухгалтерского баланса) составляет 78,66 процентов, что превышает допустимый предел 70 процентов. В соответствии с пп.2 п.18 ООО «Мой дом» отстранен от участия в конкурсе. Конкурс признан  несостоявшимся в связи с отсутствием заявок  (протокол от 29.11.2016).

Постановлением  администрации от 01.12.2016№ 840 «Об определении управляющей организации МУП «Управляющая компания» ответственной за выполнение услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в домах, оставшихся без управления управляющих организаций на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» МУП «Управляющая компания» определена управляющей организацией многоквартирных домов, входящих в состав лотов №№ 154, 15, 158, 159, 160, 163, 165, 168, 170, которая должна заключить договоры управления указанными многоквартирными домами. 

Договоры управления многоквартирными домами заключены сроком на 3 го-да. 

Согласно пункту 73 Правил в случае если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех претендентов, организатор конкурса в течение 3 месяцев проводит новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами.

Подобный конкурс администрацией в установленные сроки не проведен.

Хабаровским УФАС России администрации  городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» выдано предупреждение от 24.07.2017 в связи с наличием в бездействии администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в непроведении в соответствии с пунктом 73 Правил конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», о необходимости прекращения указанного нарушения, с целью чего администрации предписано совершить действия по проведению конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» по лотам 153-168, 170, и отмене постановления администрации от 01.12.2016№ 840. 

09.11.2017 администрацией на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru  размещено извещение № 091117/0124938/01 о проведении кон-курса, конкурсная документация. Срок подачи заявок на участие в конкурсе и вскрытия конвертов с заявками 21.12.2017. Выставленные на конкурс многоквар-тирные дома объединены в лоты №№ 198, 199, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206. 

Согласно пункту 6 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления не позднее, чем за месяц до окончания срока действия договора управления много-квартирным домом должен созвать собрание собственников помещений в этом до-ме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое ре-шение ранее не было принято.

Постановлением Администрации от 14.12.2017 № 1214 признано утратившим силу постановление администрации от 01.12.2016№ 840, согласно которому МУП «Управляющая компания»  с 10.12.2016 должна заключить договоры управления многоквартирными домами.

На момент размещения извещения МУП «Управляющая компания» не полу-чало от администрации заявлений о прекращении договоров управления. Предпри-ятие также не направляло аналогичных заявлений в администрацию.

Статьей 162 ЖК РФ установлено право собственников МКД на односторонний отказ от исполнения договора, если управляющая организация не выполняет своих обязательств надлежащим образом.

Собственниками МКД по ул. Володарского, дом № 17А (лот № 201), ул. Гого-ля, дом № 28 (лот № 200) выбран способ управления управляющей организацией ООО «Мой дом», о чем администрация уведомлена 11.12.2017.

В соответствии с частью 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления МДК осуществляется в порядке, предусмотренном граждан-ским законодательством. Общий порядок изменения и расторжения договоров рег-ламентирован главой 29 Гражданского кодекса (далее – ГК РФ).

Статья 450 ГК РФ предусматривает основания изменения и расторжения дого-вора. Согласно части 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора воз-можно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодек-сом, другими законами или договором.

Материалами дела установлено, что 21.12.2017 в связи с уведомлением Хаба-ровского УФАС России от 19.12.2017 администрация направила в адрес МУП «Управляющая компания» дополнительные соглашения о расторжении договоров управления указанными домами. То есть, порядок досрочного расторжения дого-вора, предусмотренный гражданским законодательством, администрацией не со-блюден. 

Таким образом, администрацией включены в предмет конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД дома, в отношении которых име-ются действующие договоры управления, заключенные с МУП «Управляющая компания», что может привести к необоснованному препятствию в осуществлении деятельности хозяйствующему субъекту - победителю торгов. При таком положе-нии каждый из хозяйствующих субъектов будет полагать, что заключенный между ним и администрацией договор действующий, приступит (будет продолжать) к управлению МКД, что может привести к сложностям в передаче технической до-кументации, выставлению двойных квитанций жителям таких МКД.

Из материалов дела следует, что на момент проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД ООО «Мой дом» уведомило ад-министрацию о выборе собственников помещений в многоквартирных домах, рас-положенных по адресам - г. Николаевск-на-Амуре, ул. Гоголя, 28, ул. Володарско-го, 17А,   способа управления многоквартирным жилым домом - управление управ-ляющей компанией ООО «Мой дом».

Согласно положениям статей 20, 46 ЖК РФ оценка действительности решения собственников помещений многоквартирного жилого дома находится в компетен-ции суда. Решение, принятое собственниками помещений и оформленное данным протоком, никем не оспорено и не признано недействительным в судебном порядке.

При этом приоритетным способом является волеизъявление собственников в результате проведения общего собрания, организованного по их инициативе или по инициативе органа местного самоуправления.

Обязанность органа местного самоуправления по проведению конкурса в це-лях выбора управляющей организации установлена в качестве дополнительной га-рантии реализации функций по управлению многоквартирным домом при отсутст-вии решения общего собрания собственников помещения либо при отсутствии его реализации.

Поскольку собственниками помещений были проведены общие собрания и самостоятельно реализованы права на выбор способа управления и управляющей организации, что в силу частей 3, 4, 6 статьи 161 ЖК РФ исключает обязанность управления по проведению открытого конкурса по тому же вопросу.

В случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в много-квартирном доме выбрали способ управления и реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения кон-курса по иным основаниям не допускается (п. 39 Правил).

Поскольку органу местного самоуправления представлены документы, под-тверждающие выбор собственниками помещений и реализацию способа управле-ния домом – протоколы общего собрания собственников помещений в многоквар-тирных домах, расположенных по адресам - г. Николаевск-на-Амуре, ул. Гоголя, 28, ул. Володарского, 17А, от 08.09.2017, от 14.09.2017, договоры управления МКД от 08.09.2017, от 14.09.2017, основания для проведения конкурса у администрации в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам - г. Николаевск-на-Амуре, ул. Гоголя, 28, ул. Володарского, 17А,  отсутствовали. 

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рас-смотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмот-рения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа при-нимает решение с учетом всех выявленных нарушений. 

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонополь-ного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необосно-ванной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установле-ния иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходи-мости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Зако-на о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Учитывая, что допущенные нарушения при проведении конкурса являются существенным, нарушают процедуру его проведения, права собственников жилых помещений, Комиссия полагает необходимым выдать организатору торгов предпи-сание об устранении допущенных нарушений.

Руководствуясь статьями 18.1,  23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Мой дом» на действия администрация городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» при проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций  для управления многоквартирными домами на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» по лотам №№ 198-206 (извещение № 091117/0124938/01) обоснованной.

2. Признать действия администрации городского поселения «Город Никола-евск-на-Амуре» при проведении указанного конкурса нарушающими пункт 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по от-бору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвер-жденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75.

3. Выдать администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения конкурса.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаров-ского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административ-ном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.4 Кодекса Российской Феде-рации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровско-го края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 8-01/346

 

27 декабря 2017 года                              г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаров-скому краю в составе: <…>, на основании своего решения от 27.12.2017 по делу № 8-01/346, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Администрации г. Николаевска-на-Амуре в срок до 12 февраля 2018 года со-вершить действия, направленные на устранение нарушения пункта 39 Правил про-ведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управ-ляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных по-становлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, допущен-ного при проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций  для управления многоквартирными домами на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» по лотам №№ 198-206 (извещение № 091117/0124938/01) при выбранном и реализованном собственниками помещений 

в многоквартирных домах, расположенных по адресам - г. Николаевск-на-Амуре, ул. Гоголя, 28, ул. Володарского, 17А,  способа управления, путем управления управляющей организацией ООО «Мой дом», с целью чего исключить из конкурс-ной массы лоты № 200 (ул. Гоголя, 28), № 201 (ул. Володарского, 17А), разместив соответствующую информацию на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru.

 

Об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС Рос-сии не позднее пяти дней с даты его исполнения (с приложением подтверждающих документов). 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны