Решение №б/н Определение о возбуждении дела в отношении АО «Винлаб» от 17 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                       

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

о возбуждении  дела № 4-05/38 по признакам нарушения

 законодательства Российской Федерации о рекламе

 

    «01»  марта  2017  г.                                                                      г. Хабаровск       

Председатель Комиссии  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…>,   рассмотрев материалы, представленные отделом рекламы и недобросовестной конкуренции по факту распространения  АО «Винлаб» ненадлежащей   рекламы  алкогольной продукции, 

УСТАНОВИЛ:

В адрес  Хабаровского УФАС России  поступило обращение  (вх. № 4/571 от 23.01.2017 г.)   о  распространении на территории г.   Хабаровска    рекламы магазинов  «Винлаб» с признаками нарушения рекламного законодательства.

Факты распространения рекламы  магазинов  «Винлаб»    зафиксированы   заявителем  методом фотографии и  заключаются в  следующем.

В сентябре 2016 г. возле   здания по адресу: г. Хабаровск, ул. Гоголя, 39, в месте нахождения магазина «Винлаб», ходили  двое людей в костюмах   мультипликационных персонажей  -  миньона  из  анимационного  фильма «Гадкий я»  и    белки.

При этом белка держит  транспарант,   на котором  нанесено  изображение  фирменной атрибутики сети магазинов  «Винлаб»:   стилизованное изображение 3-х фужеров,  название «Винлаб», графическое изображение бутылок и фужеров,  далее  сообщение «Мы открылись!», под ним стрелка-указатель и   адрес  - Гоголя 39.

Второе фотоизображение  свидетельствует о том, что в декабре 2016 г.  возле  здания  кафе «Харбин»  (рядом с   магазином  «Винлаб»,  ул. Льва Толстого, 15)  ходил  человек  в костюме белки, на котором изображены 3 фужера, название «Винлаб»  и информация «Есть повод отдохнуть!».

По информации заявителя, находящейся в указанном месте с ребенком, белка,  разговаривала  с прохожими и занималась  раздачей листовок, привлекая  внимание взрослых и детей к  магазину «Винлаб».

При анализе указанных фактов установлено следующее.

Информация  («ВИНЛАБ», «Мы открылись!», «Есть повод отдохнуть»), распространяемая  с помощью ходячих ростовых персонажей  (белки и миньона)  адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания и поддержания интереса к магазинам «Винлаб».

Коммерческое обозначение «ВИНЛАБ» является общеизвестным на территории  Хабаровского края   как название сети  магазинов, специализирующихся на торговле алкогольными напитками, и ассоциируется у потребителей, в первую очередь, с продажей алкогольной продукции.

Использование на куклах фирменной атрибутики  - изображения рюмок трех цветов -  зеленого, фиолетового, оранжевого,  вызывает у потребителей  устойчивую ассоциацию с магазинами «ВИНЛАБ», поскольку фасад  магазинов  оформлен с использованием тех же фирменных изображений – фужеров 3-х цветов.

Товарный знак «ВИНЛАБ» по свидетельству о государственной регистрации RU № 456080  12.03.2012 г. зарегистрирован по 32 и 33  классу МКТУ – пиво и

алкогольные напитки.

Таким образом, распространяемая  кукольными персонажами информация  направлена на привлечение внимания к  алкомаркетам «Винлаб»  и является рекламой продавца алкогольной продукции,  следовательно, такая реклама должна соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе этого товара.

Согласно части 2.1. Федерального закона «О рекламе»   реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

Реклама магазинов «Винлаб», в которой в качестве рекламоносителей используются ростовые игрушки, не содержит исключения, что рекламируются  продукты питания, безалкогольные напитки и соки, следовательно,  в нарушение указанных требований рекламируются все группы товаров, реализуемые в магазине, в том числе и алкогольная продукция с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции.

Пунктом 5 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама алкогольной продукции не должна обращаться к несовершеннолетним.

Образы популярных анимированных героев, представленные  в человеческий рост,  привлекательны в движении, поэтому делают рекламу яркой и запоминающейся и   вызывают  у детей   интерес к рекламируемым товарам.

Направленность рекламы на детскую аудиторию подтверждается информацией заявителя, которая 30 декабря 2016 г. находилась возле  здания  по ул. Льва Толстого, 15 (рядом с магазином «Винлаб»), где прогуливалась ростовая кукла в виде белки с логотипом «ВИНЛАБ» и  раздавала листовки. В результате ребенок заявителя пришел домой с листовкой магазина «ВИНЛАБ»,

Следовательно, способ и форма распространения рекламы таковы, что  получателями рекламной информации реклама являются, в том числе, и дети.

Таким образом, реклама продавца алкогольной продукции – сети магазинов «Винлаб», распространяемая  при помощи популярных  анимационных персонажей возле зданий по ул. Льва Толстого, 15 и ул. Гоголя, 39, ориентирована на детей, что является нарушением п. 5 части 1 ст. 21 ФЗ «О рекламе».

      В соответствии с п. 6 части 1 названной статьи реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

      Следовательно, рекламирование  магазина «Винлаб» с использованием  персонажа, переодетого в костюм белки,  противоречит  указанным требованиям.

Таким образом,  по совокупности указанных выше признаков, реклама магазинов «Винлаб» распространена с нарушениями  требований  пунктов 5, 6 части 1, части 2.1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

      Кроме того, при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе  25.01.2017 г.   Хабаровским УФАС России отслежена наружная реклама «Сомелье рекомендует», распространяемая в г. Хабаровске на торце здания по ул. Серышева, 21,  - в месте нахождения магазина «ВИНЛАБ».

  Сверху над рекламой установлен кронштейн, содержащий название «ВИНЛАБ», изображение логотипа – 3-х фужеров зеленого, фиолетового, оранжевого цвета и слоган  «Качество, выбор, цена».

  Данная реклама,   размещенная в месте нахождения магазина «Винлаб»,   означает, что специалист по спиртным напиткам (сомелье) советует приобрести алкогольную продукцию из ассортиментного перечня указанного торгового предприятия, формируя интерес к алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 5  части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Следовательно,  размещение  наружной  рекламы  «Сомелье рекомендует»   на здании по адресу:  г. Хабаровск, ул. Серышева, 21,  является  нарушением указанных требований, ответственность за которые несет рекламораспространитель.

           На основании части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований  пунктов 5, 6 части 1, пункта 5 части 2, части 2.1 статьи 21 Закона  несет   рекламораспространитель.

Реклама с использованием ростовых ходячих кукол   распространена   в местах нахождения  магазинов «Винлаб»  и  осуществления деятельности АО «Винлаб». 

Рекламные листовки,   содержащие  наименование федеральной сети магазинов «ВИНЛАБ», изображение товарного знака, дисконтной карты, указание адресов магазинов, сайта и других реквизитов,  свидетельствует о том, что распространение листовок преследует главную цель -   привлечение внимания потребителей к сети магазинов «Винлаб».

     Рекламная конструкция «Сомелье рекомендует» размещена на  здании  магазина «Винлаб» (ул. Серышева, 21)   без разрешения органа местного самоуправления,  о чем  Департамент  муниципальной  собственности г. Хабаровска  уведомил Хабаровское УФАС России (вх. № 4/1168 от 09.02.2017 г.).

     ДМС  г. Хабаровска выдано предписание  о демонтаже рекламной конструкции   ее владельцу – АО «Винлаб»,  осуществляющему по указанному адресу деятельность  по розничной продаже алкогольной продукции.

Следовательно, АО «Винлаб»  является лицом, в чьих интересах распространена  реклама, то есть, рекламораспространителем. 

 

     АО «Винлаб» имеет федеральную сеть розничных магазинов, поэтому принят во внимание тот факт, что аналогичная реклама  алкогольной продукции может распространяться на территории других субъектов РФ.

В связи с этим, руководствуясь пунктом  5  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Хабаровским УФАС России письмом от 01.02.2017 г. № 4/719 направлено ходатайство  в ФАС России на предоставление полномочий   на возбуждение дела в отношении АО «Винлаб»  на подведомственной территории.

ФАС России наделило Хабаровское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела в отношении АО «Винлаб» (вх. № 4/1753  от 27.02.2017 г.).

 

       На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

        1. Возбудить производство по делу № 4-05/38 по признакам нарушения    законодательства Российской Федерации о рекламе.

        2. Признать  лицом,  в действиях которого содержатся признаки нарушения     законодательства о рекламе – АО «Винлаб».

 

       3. Назначить дело № 4-05/38 к рассмотрению на  24  марта  2017 г. в   11-00 часов    по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. 23.

      4. АО «Винлаб»  в трехдневный срок со дня получения настоящего определения  надлежит представить в Хабаровское УФАС России  пояснения по фактам  распространения ненадлежащей  рекламы алкогольной продукции.

 

Явка  АО «Винлаб»,   в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации обязательна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны