Решение №б/н Решение в отношении МУП города Хабаровска «Водоканал» от 14 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

          

РЕШЕНИЕ

по делу №8-01/307

05 октября  2016 года                                                                      г. Хабаровск

                          

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…> – заместителя руководителя Хабаровского УФАС России, начальника отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– заместителя начальника отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей от:

- акционерного общества «Вода Евразии» - <…>по доверенности от 28.09.2016,

- МУП города Хабаровска «Водоканал» - <…>по доверенности от 05.10.2016 №102, <…>по доверенности от 05.10.2016 №99, <…>по доверенности от 05.10.2016 №101, <…>по доверенности от 05.10.2016 №100,

рассмотрев жалобу акционерного общества «Вода Евразии», материалы дела №8-01\307,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба акционерного  общества «Вода Евразии» на действия МУП города Хабаровска «Водоканал» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку химических реагентов (извещение №31604082014).

Из жалобы следует, что содержащееся в пункте 8.1. документации требование о скреплении всех листов заявки печатью общества, подающего такую заявку на участие в закупке, противоречит положениям Федерального закона №83-ФЗ, в соответствии с которым использование обществом печати является его правом, а не обязанностью; установленное пунктом 7 части 3 документации (техническое задание) требование о предоставлении в составе заявки положительных результатов лабораторных и производственных испытаний на воде из водозаборов предприятия, проведенных не позднее 3-х лет до даты публикации извещения о проведении конкурса в виде акта, утвержденного главным технологом заказчика, вводит участника закупки в заблуждение, так как подпунктом 16 пункта 6 части 2 документации о закупке это же требование  содержит пометку «при наличии», участники закупки, имеющие такой акт, имеют преимущество перед другими участниками закупки, поскольку  критерий оценки заявки по данному показателю составляет 20 баллов; пунктом 16.2 документации о закупке установлено, что конкурсной комиссией рассматриваются отдельно основные и альтернативные предложения, по предоставлению альтернативных предложений документация о закупке не содержит детализации самого содержания таких альтернативных предложений; согласно пункту 17.2  документации о закупке в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений используются цены предложений без учета НДС, заказчиком указаны две цены – с НДС и без НДС, что содержит неясность в той части, на какую из цен ориентироваться участнику при подготовке своего ценового предложения, так как превышение начальной (максимальной) цены ведет к отклонению заявки; заказчиком 26.09.2016 в 18:00 по хабаровскому времени в документацию о закупке внесены изменения, так как до окончания подачи заявок оставалось менее 5 дней, заказчик  не имел права вносить изменения; заказчиком нарушен срок предоставления документации участникам, поскольку, продлевая сроки предоставления заявок на участие в конкурсе до 12.10.2016, срок предоставления документации не продлен и установлен до 26.09.2016, общество лишено возможности на получение конкурсной документации в действующей редакции с изменениями от 26.09.2016. Исходя из разъяснений предприятия, получение акта о положительных результатах опытно-промышленных испытаний возможно при проведенных на сооружениях предприятия испытаниях в течение года по периодам времен года, при этом в адрес заказчика предоставляются образцы реагента оксихлорида алюминия в герметичной таре емкостью 1000 мл для проведения входного лабораторного контроля, отсутствие такого акта не влечет отклонение заявки, но балл по данному критерию будет присвоен нулевой, однако АО «Вода Евразии» лишено возможности получить такой акт по причине продолжительности испытаний (через год) и не может конкурировать на рынке поставки реагента  заказчику, поскольку 20 баллов являются существенным показателем, влияющим на возможность быть признанным участником конкурса.

В заседании комиссии представитель акционерного общества доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме.

Представители МУП города Хабаровска «Водоканал» с доводами заявителя не согласились, пояснили, что по указанным вопросам заказчиком давались разъяснения с их размещением на официальном сайте. По вопросу указания начальной (максимальной) цены с НДС дано разъяснение, что такая цена указана для тех, кто является плательщиком НДС. Техническая ошибка, допущенная при расчете цены без НДС, устранена, в документацию о закупке внесены соответствующие изменения.  Незаверение заявки общества печатью не является  основанием для ее отклонения. Разъяснен порядок проведения лабораторных и производственных испытаний реагента, обеспечивающий получение акта (или отчета) о положительных результатах опытно-промышленных испытаний, проведенных на сооружениях предприятия. В связи с резко меняющимся по периодам времени года составом речной воды испытания реагента должны быть проведены в течение года в каждый сезон, отсутствие в составе заявки акта не является основанием для ее отклонения. Проведение входного контрольного анализа реагента предусмотрено СП 31.13330-2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», «Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» оптимальные дозы реагентов определяются предварительно в лабораторных условиях и затем уточняются в процессе эксплуатации в зависимости от качества реагентов и обрабатываемой воды. По вопросу подачи альтернативных предложений разъяснено, что их подача не допускается, однако возможна подача заявок, содержащих предложение поставки аналогичного товара с характеристиками, указанными в техническом задании.

Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав пояснения участвующих в рассмотрении жалобы лиц, рассмотрев материалы дела №8-01/307, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование  связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным  лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно части 10 указанной статьи,  в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик (пункт 3); сведения о начальной (максимальной) цене договора (пункт 4); требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 12); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 13).

Из приведенных правовых норм следует, что закупаемые заказчиком товары, работы, услуги в их качественных, технических и иных характеристиках прежде всего должны соответствовать потребностям заказчика и такая потребность Законом о закупках не ограничивается.

09.09.2016 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru МУП города Хабаровска размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора поставки химических реагентов, конкурсная документация, проект договора поставки. Дата окончания подачи заявок и вскрытия конвертов – 30.09.2016. Дата рассмотрения заявок – 03.10.2016. Дата подведения итогов – 06.10.2016. Срок подачи заявок и дата вскрытия конвертов продлевались до 12.10.2016, вскрытия конвертов – до 13.10.2016, подведение итогов – до 14.10.2016.

Конкурсная документация для проведения открытого конкурса в действующей редакции утверждена 23.09.2016. Предметом конкурса является поставка 2700 тонн оксихлорида алюминия, начальная (максимальная) цена договора – 89 080 560,00 руб. с НДС.

В соответствии с пунктом 1 технического задания (часть 3 конкурсной документации) к поставке требуется оксихлорид алюминия в количестве 2700 тонн, цена за тонну – 27 960,00 руб.,  начальная (максимальная) цена договора без НДС -75 492 000,0 руб., товар должен соответствовать ТУ 2152-001-49263587-99 или аналогу, приведены технические характеристики оксихлорида алюминия (его физическое состояние, цвет, содержание основного вещества, атомное соотношение, плотность и т.д.). Указанные сведения также содержатся в спецификации поставляемого товара, являющегося  приложением №1 к проекту договора.

Таким образом, из содержания конкурсной документации определенно следует, что цена указана как для плательщиков НДС, так и для тех, кто находится на ином режиме налогообложения.

Также в пункте 7 технического задания указано на предоставление документации, относящейся к товару, в составе заявки – свидетельство о государственной регистрации товара, паспорт безопасности согласно ГОСТу 30333-2007, технические условия завода производителя товара или выписка из них с данными показателей качества и химического состава товара; положительные результаты лабораторных и производственных испытаний на воде из водозаборов предприятия, проведенных не позднее 3 лет до даты публикации извещения о проведении конкурса в виде акта, утвержденного главным технологом заказчика (при наличии).

Поскольку техническим заданием установлены конкретные требования к приобретаемому товару, а также предусмотрена возможность поставки товара по аналогичным техническим условиям, при этом в отношении аналога представление в составе заявки указанного акта  о результатах лабораторных и производственных испытаний на воде из водозаборов предприятия является правом, а не обязанностью претендента, довод заявителя об обязанности предоставления такого акта отклоняется.

Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

Материалами дела подтверждается, что решение о внесении изменений в конкурсную документацию заказчиком принято 23.09.2016, изменения размещены на официальном сайте 26.09.2016, срок подачи заявок продлен до 12.10.2016, что свидетельствует о соблюдении заказчиком приведенной нормы.

Утверждение заявителя о том, что внесение в документацию изменений не позволило получить актуальную редакцию конкурсной документации, не нашло своего подтверждения, так как предприятием в установленном порядке соответствующие изменения размещены на сайте закупок.

Кроме того, в дополнении к жалобе от 27.09.2016 заявитель ссылается на редакцию измененной конкурсной документации, что свидетельствует о получении им информации об изменении документации.

Требования к форме и составу заявки установлены пунктом 7 конкурсной документации, в соответствии с которой состав заявки определен пунктами 12 части 1, пунктом 6 части 2 документации.

Согласно пункту 8.1 все листы заявки должны быть прошиты и пронумерованы, заявка должна содержать опись входящих в состав документов, быть скрепленной печатью участника закупки (для юридических лиц) и и подписана участником закупки либо уполномоченным им лицом.

В размещенных 26.09.216 на официальном сайте разъяснениях указано, что заявка, не заверенная печатью участника закупки, отклонению не подлежит, в связи с чем довод жалобы о том, что заявка должна быть безусловно заверена печатью, комиссией отклоняется.

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией (пункт 17.2 документации о закупке). Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора (пункт 17.6 документации о закупке).

В соответствии с части 6 конкурсной документации, в составе заявки в том числе надлежит представить нотариально заверенную копию свидетельства государственной регистрации товара – коагулянта оксихлорида алюминия, о соответствии Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 №299; копию технических условий или выписку из них со сведениями о составе товара, соответствующие требованиям технического задания, на основании которых выдано свидетельство о государственной регистрации товара; копию акта (или отчета) о положительных результатах опытно-промышленных испытаний, проведенных на сооружениях предприятия, предлагаемого к поставке оксихлорида алюминия, проведенных не позднее 3-х лет до даты публикации извещения о проведении конкурса, утвержденного главным технологом заказчика (при наличии); копию  паспорта безопасности на товар согласно ГОСТу 30333-2007.

Согласно части 6.2 конкурсной документации, подача альтернативных предложений для данной закупки не предусмотрена, в связи с чем довод жалобы об отсутствии в конкурсной документации сведений о порядке подачи альтернативных предложений комиссией не может быть принят.

Критерии и порядок оценки заявок установлены пунктом 10 документации о закупке, при оценке заявок применяется балльная система с учетом критериев, указанных здесь же: стоимостные критерии 50% (цена договора), нестоимостные критерии 50% (срок поставки товара – 25%, условия оплаты товара – 5%, качество товара – 20%).

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «цена договора», определяется по формуле, при оценке заявок по данному критерию  лучшим условием исполнения договора признается предложение участника с наименьшей ценой догвоора.

При этом согласно пункту 10.8.1. конкурсной документации срок поставки, условия оплаты рассчитываются по формулам, при оценке заявок по критерию «срок поставки» лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника с наименьшим сроком поставки, при оценке заявок по критерию «условия оплаты» лучшим условием исполнения договора признается предложение участника с наибольшей отсрочкой оплаты товара, но не менее 5 дней.

В соответствии с пунктом 10.10.1 конкурсной документации при предоставлении в составе заявки копии акта (или отчета) о положительных результатах опытно-промышленных испытаний предлагаемого к поставке оксихлорида алюминия, проведенных на сооружениях предприятия не позднее 3 лет до даты публикации извещения о проведении конкурса, утвержденного главным технологом заказчика, заявкам по данному критерию присваивается 20 баллов. При отсутствии в составе заявки такого акта (или отчета) по указанному критерию заявке присваивается ноль баллов.

Установленный заказчиком критерий по качеству товара подаче заявки не препятствует, не лишает претендента возможности конкурировать по всем установленным критериям оценки.

Установленный документацией критерий оценки качества соотносится с предметом торгов, направлен на оценку качества поставляемого товара в целях обеспечения безопасных для населения  условиях водоснабжения.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.  

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  

   

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу АО «Вода Евразии» на действия на действия МУП города Хабаровска «Водоканал» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку химических реагентов (извещение №31604082014) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны