Решение №б/н Решение в отношении филиала ВГТРК ГТРК «Дальневосточная» от 5 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                  

РЕШЕНИЕ

по делу № 4-05/87

 

20 сентября  2016 года                                                                              г.  Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

     председатель Комиссии:

     <…> -   руководителя  управления;

     члены Комиссии:

     <…>, главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

     <…>, ведущий специалист  - эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

          рассмотрев дело № 4-05/87  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ФГУП «Всероссийская государственная и телевизионная и радиовещательная компания» (далее ВГТРК)  в связи с распространением  ненадлежащей рекламы, в присутствии <…>– заместителя директора филиала ВГТРК ГТРК «Дальневосточная» и <…>– представителя по доверенности того же филиала,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Хабаровским УФАС России проведен мониторинг рекламы, распространенной на телеканале «Россия 24» на территории Хабаровского края 24.07.2016 г. в течение часа вещания – с 18:00  до 19:00 часов местного времени.

Мониторинг  проведен на основании видеозаписи эфира названого канала с целью оценки соответствия   распространенной рекламы требованиям и ограничениям, установленным Федеральным законом «О рекламе» (далее Закон),  для телепрограмм и телепередач.

Посекундный хронометраж вещания телепрограмм канала «Россия 24»    позволил установить, что 24 июля 2016 г. час регионального эфира  с 18:00  до 19:00 часов    состоит  из новостной передачи «Вести-Хабаровск»  (18:00:00-18:11:37)  и рекламы

Реклама распространена  следующим образом.

 

18:11:38-18:12:08 – 30 сек. (реклама, приглашающая стать участником регионального отборочного этапа Всероссийского  конкурса юных  талантов «Синяя птица», который состоится 10 и 11 сентября в г. Хабаровске).

 

    18:12:13 – 18:12:28  - 15 сек. (спонсор прогноза погоды ООО «Инвитро», медицинские анализы, г. Хабаровск, ул. Запарина, 90).

 

    18:12:53 – 18:13:08 – 15 сек.   (видеоролик кредитного потребительского кооператива  «Надежный капитал», г. Хабаровск, ул. Джамбула, 16).

 

     18:13:22 – 18:20:53 – 7 мин. 30.  (рекламный материал  ПАО «Сбербанк» «Ипотека с господдержкой».  Сюжет посвящен условиям ипотеки, предлагаемой Сбербанком. Ведущий передачи рассказывает о сроках кредита, размере первоначального взноса, стоимости жилья в новостройках Хабаровска, о страховании объектов. Приведен рейтинг ипотечных банков и сумма займов по отдельным банкам на приобретение жилья.  Представлена информация о том, что в Хабаровске с участием Сбербанка создана благоприятная обстановка для ипотеки. Представлен комментарий управляющего Хабаровским отделением Дальневосточным банка ПАО «Сбербанк» Сергея Юрченко о том, что темпы кредитного кредитования увеличены на 10%. Сбербанк работает с крупнейшими застройщиками, аккредитует их, гарантирует  их финансовую состоятельность. Ситуацию с ценами на строительство нового жилья в Хабаровске анализирует директор фонда жилищного строительства г. Хабаровска Алексей Савин). 

           Данный комментарий  свидетельствует о направленности информации на продвижение на рынке конкретного объекта рекламирования - ипотечных займов Сбербанка.  Перечисленные в сюжете  потребительские свойства  ипотеки с господдержкой, предлагаемой Сберанком,  являются рекламой,  поскольку имеют в качестве основной цели  продвижение банковского продукта  на рынке.

 

18:30:15 – 18:33:45 – 3 мин. 30 сек. - рекламный блок  местных рекламодателей (реклама специальностей, которые можно получить, обучаясь в Дальневосточном государственном университете путей сообщения, банк «Восточный», фитнес-центр  «World Class» (г. Хабаровск, ул. Тургенева, 46, ООО «Газмаркет», жилой комплекс «Campo Verde» (г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 83, оф. 12), турцентр  «Солнце» - лечение в Китае, реклама школьной одежды в магазине «О`ля-ля», реклама ДВГУПС, ООО «Газмаркет»).  

 

18:33:50-18:41:38 – 7 мин. 45 сек. – рекламный сюжет «Технология жилья» о строительстве комплекса  «Таун Хаусов»   в г. Хабаровске.  Ведущий рассказывает о конкретном объекте  - «Futuro park», строящемся по новой  технологии в г. Хабаровске,  о его преимуществах, стоимости, инфраструктуре. В сюжете демонстрируется логотип, символика застройщика. Данный материал является рекламным, поскольку агитирует в пользу приобретения новинки на Хабаровском рынке недвижимости – дома формата «Futuro park», указав место его нахождения – п. Тополево.

 

18:47:07 – 18:47:37 – 30 сек.  (реклама  регионального отборочного тура Всероссийского  конкурса юных  талантов «Синяя птица»).

 

18:54:36 – 18:54:46 – 10 сек.  (спонсор прогноза погоды ООО «Сила энергии», тел. в Хабаровске 550-110).

 

18:56:24 – 18:59:54 – 3 мин. 30 сек. – (местный рекламный  блок:  ролик ДВГУПС, мороженое «Эскимос», сауна «Baden Baden», (ул. Фрунзе, 22), фитнес-центр  «World Class» (г. Хабаровск, ул. Тургенева, 46), медицинский центр «Знахарь» (Дзержинского, 62), турцентр «Солнце», «Совкомбанк», реклама школьной одежды в магазине «О`ля-ля», компания «Стиль-куае», семечки «Джин», ролик ДВГУПС).

 

Таким образом,  на телеканале «Россия 24» 24.07.2016 г. с 18.00 до 19.00  местного времени осуществлено распространение рекламных материалов  суммарным хронометражом. 1435 сек. или  24 минуты, что составляет 40%  от объема вещания в течение часа.

 

В  соответствии с частью 3 статьи 14 Закона  общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.

Следовательно, реклама общей продолжительностью 24 минуты в течение часа вещания распространена на территории Хабаровского на телеканале «Россия 24»   в  нарушение указанных требований.

 

Кроме того, при подготовке материалов данного дела в Хабаровское УФАС России поступило обращение (вх. №  4/9826 от 01.09.2016 г.), в котором заявитель указывает на нарушение рекламного законодательства при трансляции на телеканале «Россия 24» (20.08.2016 г.)  рекламного сюжета под рубрикой «Технология жилья»  о новой технологии строительства жилья на примере конкретного объекта - комплекса  таун - хаусов  в Хабаровске под названием «Futuro park».

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О рекламе»  прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.

Передача «Технология жилья» не содержит предваряющей информации о рекламе, что является нарушением указанных требований Закона.

 

В соответствии с частью 7 статьи  38 Закона  ответственность за  нарушение частей 1 и 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель –  лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Телевизионное вещание на телеканале «Россия 24»   на территории г. Хабаровска осуществляет ФГУП «Всероссийская государственная и телевизионная и радиовещательная компания»  в лице   Хабаровского филиала - ГТРК «Дальневосточная» (далее ДВТРК), следовательно, по его вине произошло нарушение законодательства РФ о рекламе, выразившееся в распространении рекламы в день траура в России.

На основании пункта 4 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в случае распространения ненадлежащей рекламы только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются   и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

Реклама, распространенная на телеканале «Россия 1»  на территории г. Хабаровска 24.07.2016 г.  с 18:00 до 19:00  часов местного времени содержит  региональную рекламную информацию, следовательно, контроль за ее соответствием Федеральному закону «О рекламе» подведомственен территориальному органу Федеральной антимонопольной службы – Хабаровскому УФАС России.

 

В ходе рассмотрения дела Комиссией рассмотрены   письменные пояснения ДВТРК по выявленным нарушениям рекламного законодательства (вх. № 4/10256 от 13.09.2016 г.):

  1. Относительно информации об отборочном туре в г. Хабаровске  всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица».

 

Данный проект не предполагает коммерческой выгоды для ДВТРК, не направлен на продвижение каких-либо товаров, услуг. Главная цель конкурса  – поиск одаренных детей в возрасте от 5 до 15 лет. Участие в нем детей  является бесплатным.

Учитывая некоммерческую направленность рекламируемого проекта, Комиссия соглашается  с доводами ДВТРК, следовательно, из общего объема рекламы в течение часа вещания исключается информация хронометражом 60 секунд  о проведении отборочного тура конкурса «Синяя птица».

 

  1. О  сюжете «Ипотека с поддержкой».

 

По утверждению ДВТРК целью данной передачи является информирование широких слоев населения о возможности  улучшения жилищных условий с использованием ипотеки при поддержке государства.

Информационным поводом для распространения сюжета стало завершение действия программы субсидирования ипотеки, запущенной на основании Постановления Правительства РФ № 220 от 13.03. 2015 г.

Программа носит информационно-аналитический характер, при подготовке которой использованы сведения из справочно-информационных ресурсов.

Фактическая доля присутствия ПАО «Сбербанк» в данном материале составляет 2 минуты 53 минуты при общем хронометраже сюжета 7 минут 30 секунд, следовательно, передача не подпадает под сферу действия Федерального закона «О рекламе».

Указанные доводы отклоняются Комиссией по следующим основаниям.

 

Действительно, ДВТРК, как филиал государственного СМИ – ВГТРК,  обязана освещать деятельность органов власти Российской Федерации и ее субъектов по реализации государственной программы «Ипотека с господдержкой».

Однако телевизионный сюжет под указанным названием произведен и  распространен ДВТРК не только с целью доведения до потребителей справочной информации о жилищной программе с участием государства,  но и  для привлечения  внимания к конкретному продукту – ипотечным  займам, выдаваемым Хабаровским отделением Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк».

В начале передачи  потребителям предоставлена общая  информация о программе «Ипотека с господдержкой», о ее преимуществах, об условиях получения ипотечных займов,   о сроках кредита, размере первоначального взноса, стоимости жилья в новостройках Хабаровска.

Затем акцент сделан на конкретной кредитной организации – Хабаровском отделении Дальневосточного  банка ПАО «Сбербанк».

В частности, управляющий Хабаровским отделением названного банка Сергей Юрченко  информирует о снижении процентных ставок по ипотечным кредитам. Сбербанк проводит аккредитацию застройщиков и тем самым гарантирует их финансовую состоятельность. Также осуществляется контроль за тем, чтобы все жилищные объекты были застрахованы. Поэтому клиенты, которые приходят в Хабаровское отделение ДВ банка ПАО «Сбербанк» могут быть уверены, что получат то жилье, на которое рассчитывают.

В передаче приведен рейтинг пяти ипотечных банков и сумма займов по отдельным банкам на приобретение жилья, но при этом сделан акцент на том, что    в Хабаровске благоприятная обстановка для ипотеки создана с участием Сбербанка.

В кадре менеджер по работе с партнерами Хабаровского отделения ДВ банка ПАО «Сбербанк» Роман Мазепа консультирует,  что  квартиру можно выбрать  через личный кабинет в интернете либо обратиться непосредственно в офис Хабаровского фонда жилищного строительства в отдел продаж и  подать заявление на оформление ипотеки.

Таким образом, анализ совокупности текстовой, визуальной и звуковой информации, содержащейся в передаче  «Ипотека с господдержкой», свидетельствует о том, что  она не является справочно-информационной и  аналитической, поскольку имеет в качестве основной цели продвижение товара на рынке – ипотечных займов Сбербанка.

Кроме того, указанный сюжет произведен и распространен ДВТРК в эфире телеканала «Россия 24» по заказу Сбербанка - на основании договора возмездного оказания услуг (№ 01-09//2016-110 от 14.04.2016 г.), заключенного между ВГТРК  в лице Хабаровского филиала  (ДВТРК) и ПАО «Сбербанк России», что дополнительно свидетельствует о рекламной  цели передачи.

 

Таким образом, общая продолжительность рекламы, распространенной на телеканале «Россия 24» 24.07.2016 г. с 18:00  до 19:00 часов местного времени,  составила 23 минуты,  (38,2%  времени  вещания в течение часа), что  в 2,5 раза превышает установленное Законом о рекламе значение.

      

На основании части 12 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу, распространенную ФГУП «Всероссийская государственная и телевизионная и радиовещательная компания», распространенную   на телеканале «Россия 24» на территории Хабаровского края 24.07.2016 г. в течение часа вещания – с 18:00  до 19:00 часов местного времени, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 и 3 статьи 14 Федерального закона «О рекламе».

 

2. В связи с прекращением распространения рекламы, отслеженной в эфире телеканала «Россия 24» 24.07.2016 г. в течение часа вещания,  предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГУП «Всероссийская государственная и телевизионная и радиовещательная компания»,.

 

Решение изготовлено в полном объеме 22  сентября   2016 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны