Решение №б/н Решение в отношении филиала ВГТРК ГТРК «Дальневосточная» от 5 октября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 4-05/87
20 сентября 2016 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
<…> - руководителя управления;
члены Комиссии:
<…>, главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
<…>, ведущий специалист - эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 4-05/87 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ФГУП «Всероссийская государственная и телевизионная и радиовещательная компания» (далее ВГТРК) в связи с распространением ненадлежащей рекламы, в присутствии <…>– заместителя директора филиала ВГТРК ГТРК «Дальневосточная» и <…>– представителя по доверенности того же филиала,
УСТАНОВИЛА:
Хабаровским УФАС России проведен мониторинг рекламы, распространенной на телеканале «Россия 24» на территории Хабаровского края 24.07.2016 г. в течение часа вещания – с 18:00 до 19:00 часов местного времени.
Мониторинг проведен на основании видеозаписи эфира названого канала с целью оценки соответствия распространенной рекламы требованиям и ограничениям, установленным Федеральным законом «О рекламе» (далее Закон), для телепрограмм и телепередач.
Посекундный хронометраж вещания телепрограмм канала «Россия 24» позволил установить, что 24 июля 2016 г. час регионального эфира с 18:00 до 19:00 часов состоит из новостной передачи «Вести-Хабаровск» (18:00:00-18:11:37) и рекламы
Реклама распространена следующим образом.
18:11:38-18:12:08 – 30 сек. (реклама, приглашающая стать участником регионального отборочного этапа Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица», который состоится 10 и 11 сентября в г. Хабаровске).
18:12:13 – 18:12:28 - 15 сек. (спонсор прогноза погоды ООО «Инвитро», медицинские анализы, г. Хабаровск, ул. Запарина, 90).
18:12:53 – 18:13:08 – 15 сек. (видеоролик кредитного потребительского кооператива «Надежный капитал», г. Хабаровск, ул. Джамбула, 16).
18:13:22 – 18:20:53 – 7 мин. 30. (рекламный материал ПАО «Сбербанк» «Ипотека с господдержкой». Сюжет посвящен условиям ипотеки, предлагаемой Сбербанком. Ведущий передачи рассказывает о сроках кредита, размере первоначального взноса, стоимости жилья в новостройках Хабаровска, о страховании объектов. Приведен рейтинг ипотечных банков и сумма займов по отдельным банкам на приобретение жилья. Представлена информация о том, что в Хабаровске с участием Сбербанка создана благоприятная обстановка для ипотеки. Представлен комментарий управляющего Хабаровским отделением Дальневосточным банка ПАО «Сбербанк» Сергея Юрченко о том, что темпы кредитного кредитования увеличены на 10%. Сбербанк работает с крупнейшими застройщиками, аккредитует их, гарантирует их финансовую состоятельность. Ситуацию с ценами на строительство нового жилья в Хабаровске анализирует директор фонда жилищного строительства г. Хабаровска Алексей Савин).
Данный комментарий свидетельствует о направленности информации на продвижение на рынке конкретного объекта рекламирования - ипотечных займов Сбербанка. Перечисленные в сюжете потребительские свойства ипотеки с господдержкой, предлагаемой Сберанком, являются рекламой, поскольку имеют в качестве основной цели продвижение банковского продукта на рынке.
18:30:15 – 18:33:45 – 3 мин. 30 сек. - рекламный блок местных рекламодателей (реклама специальностей, которые можно получить, обучаясь в Дальневосточном государственном университете путей сообщения, банк «Восточный», фитнес-центр «World Class» (г. Хабаровск, ул. Тургенева, 46, ООО «Газмаркет», жилой комплекс «Campo Verde» (г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 83, оф. 12), турцентр «Солнце» - лечение в Китае, реклама школьной одежды в магазине «О`ля-ля», реклама ДВГУПС, ООО «Газмаркет»).
18:33:50-18:41:38 – 7 мин. 45 сек. – рекламный сюжет «Технология жилья» о строительстве комплекса «Таун Хаусов» в г. Хабаровске. Ведущий рассказывает о конкретном объекте - «Futuro park», строящемся по новой технологии в г. Хабаровске, о его преимуществах, стоимости, инфраструктуре. В сюжете демонстрируется логотип, символика застройщика. Данный материал является рекламным, поскольку агитирует в пользу приобретения новинки на Хабаровском рынке недвижимости – дома формата «Futuro park», указав место его нахождения – п. Тополево.
18:47:07 – 18:47:37 – 30 сек. (реклама регионального отборочного тура Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица»).
18:54:36 – 18:54:46 – 10 сек. (спонсор прогноза погоды ООО «Сила энергии», тел. в Хабаровске 550-110).
18:56:24 – 18:59:54 – 3 мин. 30 сек. – (местный рекламный блок: ролик ДВГУПС, мороженое «Эскимос», сауна «Baden Baden», (ул. Фрунзе, 22), фитнес-центр «World Class» (г. Хабаровск, ул. Тургенева, 46), медицинский центр «Знахарь» (Дзержинского, 62), турцентр «Солнце», «Совкомбанк», реклама школьной одежды в магазине «О`ля-ля», компания «Стиль-куае», семечки «Джин», ролик ДВГУПС).
Таким образом, на телеканале «Россия 24» 24.07.2016 г. с 18.00 до 19.00 местного времени осуществлено распространение рекламных материалов суммарным хронометражом. 1435 сек. или 24 минуты, что составляет 40% от объема вещания в течение часа.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.
Следовательно, реклама общей продолжительностью 24 минуты в течение часа вещания распространена на территории Хабаровского на телеканале «Россия 24» в нарушение указанных требований.
Кроме того, при подготовке материалов данного дела в Хабаровское УФАС России поступило обращение (вх. № 4/9826 от 01.09.2016 г.), в котором заявитель указывает на нарушение рекламного законодательства при трансляции на телеканале «Россия 24» (20.08.2016 г.) рекламного сюжета под рубрикой «Технология жилья» о новой технологии строительства жилья на примере конкретного объекта - комплекса таун - хаусов в Хабаровске под названием «Futuro park».
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
Передача «Технология жилья» не содержит предваряющей информации о рекламе, что является нарушением указанных требований Закона.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона ответственность за нарушение частей 1 и 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Телевизионное вещание на телеканале «Россия 24» на территории г. Хабаровска осуществляет ФГУП «Всероссийская государственная и телевизионная и радиовещательная компания» в лице Хабаровского филиала - ГТРК «Дальневосточная» (далее ДВТРК), следовательно, по его вине произошло нарушение законодательства РФ о рекламе, выразившееся в распространении рекламы в день траура в России.
На основании пункта 4 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в случае распространения ненадлежащей рекламы только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.
Реклама, распространенная на телеканале «Россия 1» на территории г. Хабаровска 24.07.2016 г. с 18:00 до 19:00 часов местного времени содержит региональную рекламную информацию, следовательно, контроль за ее соответствием Федеральному закону «О рекламе» подведомственен территориальному органу Федеральной антимонопольной службы – Хабаровскому УФАС России.
В ходе рассмотрения дела Комиссией рассмотрены письменные пояснения ДВТРК по выявленным нарушениям рекламного законодательства (вх. № 4/10256 от 13.09.2016 г.):
- Относительно информации об отборочном туре в г. Хабаровске всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица».
Данный проект не предполагает коммерческой выгоды для ДВТРК, не направлен на продвижение каких-либо товаров, услуг. Главная цель конкурса – поиск одаренных детей в возрасте от 5 до 15 лет. Участие в нем детей является бесплатным.
Учитывая некоммерческую направленность рекламируемого проекта, Комиссия соглашается с доводами ДВТРК, следовательно, из общего объема рекламы в течение часа вещания исключается информация хронометражом 60 секунд о проведении отборочного тура конкурса «Синяя птица».
- О сюжете «Ипотека с поддержкой».
По утверждению ДВТРК целью данной передачи является информирование широких слоев населения о возможности улучшения жилищных условий с использованием ипотеки при поддержке государства.
Информационным поводом для распространения сюжета стало завершение действия программы субсидирования ипотеки, запущенной на основании Постановления Правительства РФ № 220 от 13.03. 2015 г.
Программа носит информационно-аналитический характер, при подготовке которой использованы сведения из справочно-информационных ресурсов.
Фактическая доля присутствия ПАО «Сбербанк» в данном материале составляет 2 минуты 53 минуты при общем хронометраже сюжета 7 минут 30 секунд, следовательно, передача не подпадает под сферу действия Федерального закона «О рекламе».
Указанные доводы отклоняются Комиссией по следующим основаниям.
Действительно, ДВТРК, как филиал государственного СМИ – ВГТРК, обязана освещать деятельность органов власти Российской Федерации и ее субъектов по реализации государственной программы «Ипотека с господдержкой».
Однако телевизионный сюжет под указанным названием произведен и распространен ДВТРК не только с целью доведения до потребителей справочной информации о жилищной программе с участием государства, но и для привлечения внимания к конкретному продукту – ипотечным займам, выдаваемым Хабаровским отделением Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк».
В начале передачи потребителям предоставлена общая информация о программе «Ипотека с господдержкой», о ее преимуществах, об условиях получения ипотечных займов, о сроках кредита, размере первоначального взноса, стоимости жилья в новостройках Хабаровска.
Затем акцент сделан на конкретной кредитной организации – Хабаровском отделении Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк».
В частности, управляющий Хабаровским отделением названного банка Сергей Юрченко информирует о снижении процентных ставок по ипотечным кредитам. Сбербанк проводит аккредитацию застройщиков и тем самым гарантирует их финансовую состоятельность. Также осуществляется контроль за тем, чтобы все жилищные объекты были застрахованы. Поэтому клиенты, которые приходят в Хабаровское отделение ДВ банка ПАО «Сбербанк» могут быть уверены, что получат то жилье, на которое рассчитывают.
В передаче приведен рейтинг пяти ипотечных банков и сумма займов по отдельным банкам на приобретение жилья, но при этом сделан акцент на том, что в Хабаровске благоприятная обстановка для ипотеки создана с участием Сбербанка.
В кадре менеджер по работе с партнерами Хабаровского отделения ДВ банка ПАО «Сбербанк» Роман Мазепа консультирует, что квартиру можно выбрать через личный кабинет в интернете либо обратиться непосредственно в офис Хабаровского фонда жилищного строительства в отдел продаж и подать заявление на оформление ипотеки.
Таким образом, анализ совокупности текстовой, визуальной и звуковой информации, содержащейся в передаче «Ипотека с господдержкой», свидетельствует о том, что она не является справочно-информационной и аналитической, поскольку имеет в качестве основной цели продвижение товара на рынке – ипотечных займов Сбербанка.
Кроме того, указанный сюжет произведен и распространен ДВТРК в эфире телеканала «Россия 24» по заказу Сбербанка - на основании договора возмездного оказания услуг (№ 01-09//2016-110 от 14.04.2016 г.), заключенного между ВГТРК в лице Хабаровского филиала (ДВТРК) и ПАО «Сбербанк России», что дополнительно свидетельствует о рекламной цели передачи.
Таким образом, общая продолжительность рекламы, распространенной на телеканале «Россия 24» 24.07.2016 г. с 18:00 до 19:00 часов местного времени, составила 23 минуты, (38,2% времени вещания в течение часа), что в 2,5 раза превышает установленное Законом о рекламе значение.
На основании части 12 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу, распространенную ФГУП «Всероссийская государственная и телевизионная и радиовещательная компания», распространенную на телеканале «Россия 24» на территории Хабаровского края 24.07.2016 г. в течение часа вещания – с 18:00 до 19:00 часов местного времени, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 и 3 статьи 14 Федерального закона «О рекламе».
2. В связи с прекращением распространения рекламы, отслеженной в эфире телеканала «Россия 24» 24.07.2016 г. в течение часа вещания, предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГУП «Всероссийская государственная и телевизионная и радиовещательная компания»,.
Решение изготовлено в полном объеме 22 сентября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.